Проект стратегии национальной политики. Мнение

Лариса Баграмова
Ознакомилась сегодня с тестом «Проекта стратегии национальной политики», бурное обсуждение которого идет в различных регионах нашей страны уже около двух недель:
Разрабатываемая стратегия призвана обозначить основные, глобальные задачи и перспективы развития нашего общества на ближайшие двенадцать лет.

********

Главное впечатление – практически полное отсутствие конкретики. Общие положения выглядят слишком общо, а конкретика хоть и встречается, но в ней затрагивается только небольшой аспект развития культурно-языкового взаимодействия между этно-национальными группами. Этапы реализации стратегии по годам обозначены, но полностью отсутствует раскрытие их содержания. Нет указаний на конкретных исполнителей, не разработаны положения о структурах подчиненности и отчетности.
 
Поэтому, к сожалению, в том виде, в каком указанный документ существует сейчас, он вряд ли может являться программным для реализации великой миссии, которая в нем заявлена. Для обозначения общенациональной идеи – слов слишком много, для практической реализации ее на практике – слишком мало, потому что следование стратегии без разработки конкретных механизмов ее реализации, вообще говоря, невозможно.

Теперь о некоторых деталях, на которые сложно не обратить внимание.

Слово «мониторинг» встречается в тексте 20 раз. Каждый раз речь идет об изучении различных аспектов общественного сознания (в социальных сетях, печатных и электронных средствах массовой информации) и воздействии на него с целью профилактики конфликтных ситуаций в межнациональной сфере. Также читателю дается понять, что вновь созданная система мониторинга, включающая в себя некие мониторинговые центры, будет предусматривать возможность оперативного реагирования на конфликтные и предконфликтные ситуации в субъектах Российской Федерации.

Что касается конкретики, которая все же вкраплена в указанный документ, то она затронула такие аспекты, как:
– возрождение традиции переводов классиков отечественной литературы на языки народов России, формирование в обществе атмосферы уважения к их культурным ценностям;
– обеспечение доступности традиционных и современных культурных произведений народов России и бывшего СССР, их трансляцию по каналам государственного и общественного телевидения и ФМ-радио, созданного на принципах частно-государственного партнерства с участием этнокультурных (этнонациональных) объединений;
– развитие оздоровительных и рекреационных зон, этнокультурных и природных туристических маршрутов, организацию выставок произведений искусства, гастролей творческих коллективов, экскурсий, организацию обмена теле- и радиопрограммами, аудио- и видеоматериалами, печатной продукцией на национальных (родных) языках между субъектами Российской Федерации.

Обратила на себя внимание следующая фраза: «Государственная информационная политика… [должна] быть направлена на продвижение позитивного образа России как федеративного государства, обеспечивающего права меньшинств...» Очень хочется спросить: господа, а когда же, наконец, мы начнем заботиться о правах большинства?

И еще одна интересная фраза: [необходимо] «обеспечить открытость и публичность рассмотрения ситуаций, связанных с конфликтами в сфере межнациональных отношений, их непредвзятое и ответственное освещение в средствах массовой информации». Почему-то представила себе новостные программы, состоящие в основном из сообщений о межнациональных конфликтах… Куда это нас приведет?.. Впрочем, возможно, что все это – лишь мои фантазии.