Знать. Понимать. Осознавать

Елена Коник
***

Поток сомнений выверяет путь...
-------------------------------


Вот и подобрались мы с тобой, Мой Читатель, к тому, о чём «Ни в Сказке сказать… Ни Пером описать»... Честно признаться, несколько дней ходила, не зная как продолжить… Были мысли и о том, что придётся оставить эту затею, что зря взялась за перо, и ничего из этой затеи так и не выйдет…

Потому как ЧТО можно сказать… Добавить… Поведать… Тому, кто Видит! Тому, кто Есть! Тому, кто Чувствует... Все эти сонно плывущие куда-то Снежные Горы Облаков… Эту бездонную заоблачную Синь… Эту текучую неизменную Вечность Небесного Простора…

Что можно сказать тому, кто «кожей ощущает» Бренность всей земной суеты. Тому, кто наблюдает, понимая, что весь сизифов труд в мгновение ока может исчезнуть из поля зрения, оказаться разрушен и уничтожен...


Так нужна ли эта книга Ему? Тому... Самому... Главному Человеку моей жизни… «Кому?»- наверное, спросишь ты? Я, конечно, могу ответить на этот вопрос, но предоставлю тебе, Мой Читатель, сделать это самому… Потому что мне интересно знать именно Твою точку зрения!
А пока, вновь и вновь испытываю Сомнения: смогу ли донести до тебя то, что Чувствую?
Что Осознаю всем Сердцем... Всем своим Существом...


Говорят, что сомнения тяжкий грех… Но это с позиций религий. Это они считают, что сомнения разъедают веру. Конечно, под Словом «Вера» каждая религия подразумевает своё.
Но мы уже говорили с тобой о Том, Что такое ВеРа… И разве возможно усомнится в том Единственном, что есть, что Знаешь точно!? По-моему, никак невозможно! Тогда о чём беспокоятся ревнители религиозных культов? Может быть о чём-то другом? О «хлебе насущном», к примеру? Обсудим это позже.


Наука к сомнениям относится иначе. Наоборот, настойчиво рекомендует подвергать сомнению всё! Как быть? Как бороться или мириться с этим противоречием? Как разрешить задачу для себя? Давай повнимательнее рассмотрим само слово «Сомнения»... Интересно, ведь, что оно в себе таит?


***


Сомн… Сонм…


Сонм мыслей неоформленных роится…
Подсказывая что-то в тишине…
И словно жизнь моя…
Мне только снится…
Под Стук Сердец Рождая Ритмы БытиЯ?


Ко мне летит навстречу... Жизнь земная…
И уплывает в сумраке ночном…
Июльская Жара…
И Ветер Майя…
Поют тихонько Песню о былом…


В той песне боль безвременной разлуки...
Тоска дорог и бег за миражём...
Лета забот...
Минуты страшной скуки
И неизвестность
Вечно за плечом...


А в синем небе… Мне! Живой Художник
Картину маслом Вдруг нарисовал...
Размах в полнеба…
Облака как краски...
Живая Кисть...
Начало всех начал!


По небу краски, как на холст ложатся…
И проявляют Чуда полотно…
Живой Художник!
Акварели Праздник!!!
Всего на миг...
Для Вечности ничто!


Но память... Удивительная штука!
В ней вновь и вновь художник рисовал…
Размах… Мазок…
В полнеба Краски Жизни…
Живая Кисть…
Из Ток!
И Мир зачал…


Но холст тихонько тает в синем небе…
Картину превращая в облака…
Великое ничто…
Хранит земные неги...
Не рваный Мир
ОткрытьЯ обещал...


О! Вкус похвал! О Почести без Чести…
Как рвётся Мир
Среди кривых зеркал…
Скупая Соль Земли...
Слеза... Веди средь тьмыщи!
Как Ариадны Нить
Среди угрюмых Скал...


Все много знают, мало понимают…
Случайно, вдруг, пустяк осознают…
Мираж… Прибой...
Художник Мирозданья...
Наполнил тучи Мёртвою Водой...


И Дождь прольётся
Холодом на Землю...
Разденет Ветер Лес,
И Осень для...


Укроет золотом в полях уже нетленных
Простую Суть...
Про Смерть?...
Ты это, зря...


Ведь, нагулявшись среди луж по небу
Собрав букет осенний... Не живой...
Домой вернутся взрослые и дети…
У тёплых печек сгрудятся гурьбой…


Вкусив плодов осенних полной чашей,
Испив до дна
Судьбы своей печаль,
Отринув Ложь,
Вернётся всё на Свете!
Обычная Любовь...
Бездонная Грааль…


И Смерть…
Всего лишь знак живой Природы…
И Страх, взрывая мозг, уходит прочь…
Венчает Разум жить -
Бо Ярый!
Царь Природы!
Из вешних Вод Живых...
Рождал сЯ за ЧелОм…


И вновь получит каждый по заслугам…
И Капельку Росы
В Луч Солнца обернём...
Весь предрассветный Мир
Сырой Землей научен...
Взрастая… Возвещать!
Что Вечно Всё!
В Живом!


***


Знать... Понимать... Осознавать...
----------------------------------


Чтобы вполне уяснить себе, что же это такое «Я» есть,  необходимостью вникнуть в тонкости смысловых оттенков слов:  Знать.  Понимать. Осознавать. На сегодняшний текущий момент общество наиболее основательно подходит к слову «Знать». Оно даже «поселилось» в двух частях речи. Есть и глагол, и существительное «Знать».  А уж процесс «получения знаний» занимает львиную долю времени в течение всей жизни современного человека и, особенно в период формирования наиболее важных черт характера его личности. Поскольку слова «понимать» и «осознавать» глаголы, рассмотрим и слово «знать» сначала как  глагол.

Узнавать о чём-то, значит приобретать знания. Предполагается, что знания человек получает извне, в результате усвоения какой-то информации. Узнать что-либо не просто. Это действие требует от человека старания, прилежания, усидчивости, и даже упорного и напряжённого труда, направленного на получение именно знаний.  Так каким же образом научно собранная и систематизированная информация об окружающем Мире становится «Знанием»? Кем, как и откуда она собрана? И каков научный метод «знать»?

Предполагаемый к научному изучению Мир, основательно поделен на части, именуемые Предметами. (Об этом уже шла речь чуть раньше.) А уровень глубины познания предмета зависит от способностей, наклонностей, интересов и просто стечения обстоятельств учащегося. В соответствии с чем, ученику предлагается разный уровень научных знаний по предмету: элементарный, средний, высший.

После каждого этапа обучения уровень знаний обязательно тестируется (экзаменуется) и оценивается. Учащийся переходит на следующую ступень (класс). Потом, присваивается соответствующая квалификация: специалист, бакалавр, магистр. И, наконец, можно «пойти в науку», стать младшим, средним, старшим научным сотрудником, кандидатом  и доктором наук.  Формально считается, что научная степень и звание должны отражать уровень знаний, т.е. количество усвоенной информации по предмету и авторитет в соответствующей области.  Доктор исторических наук - высший уровень знания истории… Доктор психологических наук— высший уровень знаний психологии… И так далее.

О принципах построения «научной пирамиды» речь тоже уже шла. Сейчас заострим внимание на том, какие действия необходимо выполнить, чтобы узнать что-либо, то есть, приобрести знания.

Итак, школа. Сегодня «обычно», уже с 6-7 лет дети обязаны посещать этот общественный институт, дающий элементарные базовые научные знания. Рассмотрим, из чего состоит и каким образом строится сам учебный процесс.

Каждый учитель сообщает ученикам  некоторый объём информации, которую необходимо обязательно усвоить: заучить, зазубрить, запомнить, любым способом! Зачем? Чтобы продолжать дальнейшее обучение(?). Эта элементарная информация не подлежит никакой критике. Это аксиомы, догмы, терминология. Используются весьма изощрённые методы её внедрения. Терминология, как и методология  предмета, никогда не обсуждаются, а подлежат запоминанию, усвоению и применению.

Задача школы—вышколить, вымуштровать, натаскать, научить, заставить думать по определённому шаблону. А затем это проверить, то есть, оценить по соответствующей шкале качество полученных «знаний». Стандартная шкала оценки такова: Знать(3), понимать(4) и владеть(5)...

Чтобы знать на «3» или «удовлетворительно»,  достаточно материал запомнить и уметь повторить.

Понимать, то есть, получить оценку «4» или «хорошо»,  означает кроме того, уметь объяснить, каким образом получен тот, либо другой результат. Привести пример. Доказать почему получается именно так. Что, по сути, означает, просто дополнительно запомнить логические цепочки причинно-следственных связей в соответствующих терминах.

Ну, а «овладеть» предметом на «5», то есть, на «отлично», соответственно означает, уметь творчески применять то, чему научили. Уметь легко, даже виртуозно использовать терминологию для выстраивания новых причинно-следственных цепочек, тем самым, делая открытия или, по сути, наращивая массу «информации» о предмете…

Вроде всё просто. Но есть один парадокс… Парадоксами, то есть, противоречиями научный мир, вообще говоря, переполнен. Но этот особенный! Классика или вершина научного знания! Аналог рассмотренного нами парадокса теоремы Гёделя.

Так вот. Те, кто действительно достигает «высот» и овладевает достаточно большим объёмом знаний, хорошо понимают свой предмет, почему-то неизменно приходят к выводу, то есть, ОСОЗНАЮТ!  Что, в сущности, нисколько не приблизились  к разгадке  тайны мирозданья… И о настоящем Мире так ничего и не знают…

Хотя, конечно, могут долго много увлекательно и увлечённо рассказывать о предмете, которым занимались, который изучали всю жизнь… А так же и о том, что неизменно в процессе своей научной деятельности наталкивались на явления и факты, которые не могли быть объяснены в рамках существующих теорий…

Собственно, именно этот факт и отражён в теореме Гёделя «О неполноте формальной системы»,  которую мы рассматривали выше. Добавлю к сказанному лишь одно. Разумнее и проще сделать вывод, принять де факто, что нехорош и несовершенен используемый наукой метод познания Мира,  чем «доказывать» то, что  Мир  не познаваем, в принципе. Ведь, от познающего зависит, что он и как познает и применит потом в своей жизни...

То есть, получив такое противоречие, логичнее сделать вывод, о том, что, бюрократический метод познания Мира, используемый наукой, просто ложен.

Таким образом, мы рассмотрели то, какой формальный смысл сегодня де факто, вложен в слово «знать» и какие, в соответствии с ним, действия необходимо выполнить, чтобы что-то «узнать». При этом обнаружили, что собранная  таким образом информация, познать Мир не позволяет. А самые успешные, из идущих по этому пути, в лучшем случае понимают, что познать Мир не получилось, и иногда даже осознают, что и не могло удаться, в принципе ... 

Выясним причину, по которой это происходит, и поищем ответ в объективном рассмотрении самого процесса обучения. Для чего он в действительности предназначен?

Так ли уж необходимо проходить этот тернистый путь «познания», если он ведёт в никуда? Может просто Смысл самого глагола «Знать» несколько иной, и изначально не был связан с действиями, которые сегодня с ним ассоциируются?

Ведь порой, чтобы что-то Знать, совсем не обязательно запоминать и перелопачивать огромную кучу информации!  Можно это просто Знать… И всё!

А если смысл глагола «Знать» не связан с процессом получения дипломов и присвоением званий. И даже не связан с  зубрёжкой, запоминанием, повторением и использованием какой-либо, особенной для каждого предмета, научной терминологии. То каков он? Зачем много и долго говорить о трудностях научного познания мира, о том, какой это сложный, кропотливый и трудоёмкий процесс, гордиться достижениями «высокоразвитой цивилизации»,  но результат говорит сам за себя... Процесс действительно очень затратный и малоэффективный и по труду,  по времени. Все теории  приблизительны и области их применения ограничены...

Теории, которые хоть немного полезны людям, выводятся из практики, а не наоборот. Но «опыты» и эксперименты слишком дорогостоящи. А «случайные потери» слишком велики. И, наконец, в результате слепого научного экспериментирования нависла реальная угроза уничтожения, если не всего вообще, то многих видов флоры и фауны точно, включая и человека: учёного, да не наученного, умного, да НЕ разумного...


На этой ноте, привычно возникает вопрос: Кто во всём этом виноват и что делать? Или кто заварил и кому придётся расхлёбывать эту кашу?  Вряд ли тот, кто заварил, мечтает её скушать. Скорей всего,  неизвестный «творец»,  и не подозревал, что затеял, не имея достаточной дальновидности. А вот, стремления получить сиюминутную выгоду и уйти от ответственности имел с избытком.
Каким же образом он на это надеялся? Попробуем понять. Но прежде, рассмотрим Слово «Знать» ещё с одной стороны.

Рассмотрим, что значит Знать, как имя существительное. И какое к этому существительному имеет отношение другое, тоже очень интересное и тоже отглагольное существительное-осущест-вительное, осуществляющее все прихоти и желания тех, кто его поимел. Речь пойдёт о власти… Ведь, даже на вскидку ясно, что те кто у власти, просто обязаны нести ответственность за результат. Однако, не менее ясно, что те структуры, которые созданы  якобы для максимально эффективного управления, оказались всего лишь кормушкой для абсолютно безответственных и не способных ничем управлять лиц...


***