Михаил Жаров

Владимир Плотников-Самарский
Грани и кадры


27 октября 1899 - 15 декабря 1981 

Народный артист СССР (1949).
Лауреат Сталинских премий СССР: 1941 - за фильм «Петр Первый»; 1942 - за фильм «Оборона Царицына»; 1947 - за театральную работу.
Герой Социалистического Труда (1974).

Любимый актер детства! Характерная «ирония с хрипотцою». Настоящий баловень судьбы и наперсник «царей». Человек, обаянию и куражу которого нет пределов, как и  его героям. Светлейший князь Меншиков («Петр первый»), неунывающий старшина Семибаб («Беспокойное хозяйство»), купец-балагур Артынов («Анна на шее»), удалой весельчак Кудряш («Гроза»), прапорщик-зубоскал Куква («Любовь и ненависть»), казачий дьяк-выпивоха Гаврило («Богдан Хмельницкий»), могучий старина Русов («Секретарь райкома»), плутоватый пройдоха и гуляка Фальстаф (фильм-спектакль «Сэр Джон Фальстаф»), прохиндеистый начальник базы Еропкин («Близнецы»), зазнайка Зайцев («Три товарища»), лихой авиатор Баранов («Воздушный извозчик»), любвеобильный актёр Блистанов («Сапоги»)… 

...Да что перечислять? Каждая роль – снайперское «попадание» в сердце и память зрителя. Заряд добродушного юмора просто несравним ни с чем по силе жизнеутверждающего воздействия. Герои Жарова и лукавы, и мудры, и сильны, и красивы.

Впрочем, далеко не все его персонажи благостны и однозначны. Вот, скажем, свирепо страшный Малюта Скуратов («Иван Грозный»). Или холодный, как финка, урка Жиган («Путевка в жизнь»). А противоречивый в своей отталкивающей привлекательности погромщик Дымба («Возвращение Максима» и «Выборгская сторона»). «Цыпленок жареный» из его уст покорил страну. И гуляет по сей день.

Ну, а «Медведь» и участковый «Анискин» - это то, от чего не можешь оторваться и в сотый просмотр. Так же, как от  трагически погибшего и при этом безгранично обаятельного участкового Ковалёва (фильм-спектакль «Самый последний день»)!

А до чего гостеприимно и увлекательно вёл Михаил Иванович театральные встречи и кино-журналы (раньше перед просмотром фильма в кинотеатре показывали замечательные 10-минутные альманахи)!

Михаил Жаров, поистине, обладал секретом очарования души ребенка, тайнами, можно сказать, целительного «проникновения в психологию».
 
Жаров был АРТИСТ, без которого кинематограф непредставим!


О личной жизни

Михаил Иванович был четырежды женат. Первой законной благоверной стала «фронтовая» пассия Дина (актер во время Гражданской войны много гастролировал по «горячим точкам»). От неё родился сын Евгений, которому передалось удивительное сходство с отцом. Евгений Михайлович также стал артистом. После развода мама Михаила Ивановича дала кров бывшей невестке с внучком.

Следующей супругой Михаила Жарова стала Людмила Полянская, его коллега по театру. В этом браке родились два сына, умерших в младенчестве. В итоге, между супругами возникла стена отчуждения.

Уже в 1930-е Жаров был невероятно популярен. В 40-е - монументален. И вот во время гастролей по фронтам Великой Отечественной войны он сближается с красавицей Людмилой Целиковской, к тому же, замечательной актрисой. Однако через несколько лет Целиковская оставляет ровесника своего отца ради другого мужчины.

Изгоняя депрессию, немолодой кумир миллионов отбывает в санаторий, где знакомится с 18-летней Майей Гельштейн. Она и стала последней музой великого артиста, родив ему вскоре дочку Аню. Когда же по «делу врачей» были арестованы родители Майи, Михаил Иванович весь свой гигантский природный пафос бросил на защиту осуждённых. Он писал ходатайства, бегал по кабинетам, таскал передачи в тюрьму, а также приютил в своём доме сестру Майи. В те годы такой поступок требовал немалого мужества и воли. В апреле 1953 года судьба сторицей отблагодарила Жарова: родственники жены были реабилитированы, а Майя подарила ему вторую дочь, Лизу... 

Среди лучших киноролей: Ждан («Аня» 1927), Михаил Иванович («Дон Диего и Пелагея» 1927), председатель ревкома «Два-бульди-два» 1929),  чиновник («Белый орел» 1928), меньшевик («Двадцать шесть комиссаров» и «Окраина» 1933), начальник пограничного поста («Марионетки» 1933), Хайлов («Мечтатели» 1934), боярский сын Лазунка («Степан Разин» 1939), особист Ларцев («Ошибка инженера Кочина» 1939), Коваленко («Человек в футляре» 1939), Мартын Перчихин («Оборона Царицына» 1942), Фриц («Юный Фриц» 1942), военфельдшер Глоба («Во имя Родины» 1943), Харитонов («За тех, кто в море» 1947), Хренов («Мичурин» 1948), водитель Зачесов («Счастливый рейс» 1949), прожигатель Храпов (фильм-спектакль «Васса Железнова» 1953), директор магазина Свиристинский  («Девушка с гитарой» 1958), пан Казимир Шипшинский («Красные листья» 1958), повар («Внимание! В городе волшебник!» 1963), военный министр («Каин XVIII» 1963), Ухов («Старшая сестра» 1966), Фёдор Анискин («Деревенский детектив» 1968 и фильм-спектакль «Развод по-нарымски» 1972), Воронцов (фильм-спектакль «Так и будет» 1973), рассказчик (фильм-спектакль «По страницам "Голубой книги"» 1977), Митрич (фильм-спектакль «Власть тьмы» 1978) и др. Всего более 60 ролей в кино.

Как кинорежиссёр, Жаров поставил три фильма, исполнив там главные роли участкового Анискина: «Беспокойное хозяйство» (1946) - старшина Семибаб, «Анискин и Фантомас» (1973, совместно с В.А. Раппопортом), «И снова Анискин» (1978, совместно с В.И. Ивановым) - участковый Анискин.

Из биографии («Кино-Театр.Ру»):

«В 1920 году окончил студию при театре ХПСРО (Художественно-просветительного Союза рабочих организации). Актёр в театрах № 1 РВС республики, театра имени Сафонова, Бакинского рабочего театра, Реалистического театра, Московского Камерного театра. С 1938 года — актёр и режиссёр Малого театра.

В кино Михаил Жаров дебютировал в 1915 году крохотной, практически незаметной ролью опричника в фильме «Царь Иван Васильевич Грозный», первую большую роль — красноармейца Егора, сыграл в 1925 году в фильме «Дорога к счастью». В те годы Жарова считали непревзойдённым мастером эпизода... Он находил для своих персонажей выразительные характерные детали, сочные, яркие краски, наделяя всех — и отрицательных и положительных героев — общим качеством: все они великие жизнелюбцы, обаятельные, уверенно и по-хозяйски чувствующие себя в этой жизни. Его герои умеют получать удовольствие от всего: еды, бильярда, вина, женщин, незамысловатых песенок, которые они частенько мурлычут себе под нос, солнечного дня, неожиданного выигрыша. Жаров соединял в них абсолютную достоверность, рельефность психологических характеристик с подчас гротесковым рисунком роли, «оживляя» своим присутствием любой, даже серьёзный сюжет»...


Лучшие театральные работы:

Кукуев — «Волк» Л.М. Леонова (Сезон 1938/39); Мурзавецкий — «Волки и овцы» А.Н. Островского (Сезон 1940/41); Гололоб — «Сотворение мира» Н.Ф. Погодина (Сезон 1945/46); Харитонов — «За тех, кто в море!» Б.А. Лавренёва (Сезон 1946/47); Морфи — «Русский вопрос» К.М. Симонова (Сезон 1946/47); Шибанов — «Великая сила» Б.С. Ромашова (Сезон 1946/47); Толбухин — «Южный узел» А.А. Первенцева (Сезон 1947/48); Лавров — «Тайная война» В.С. Михайлова и Л.С. Самойлова (Сезон 1949/50); Вальтер Кидд — «Голос Америки» Б.А. Лавренёва (Сезон 1949/50); Бобров — «Семья Лутониных» братьев Тур и И.А. Пырьева (Сезон 1950/51); Прохор Храпов — «Васса Железнова» М. Горького (Сезон 1951/52); Фролов — «Северные зори» Н.Н. Никитина (Сезон 1952/53); Иннокентий — «Сердце не камень» А.Н. Островского (Сезон 1953/54); Лыняев — «Волки и овцы» А.Н. Островского (Сезон 1954/55); Татарников — «Деньги» А.В. Софронова (Сезон 1955/56); Митрич — «Власть тьмы» Л.Н. Толстого (Сезон 1956/57); Морж — «Почему улыбались звезды» А.Е. Корнейчука (Сезон 1958/59); Лебедев — «Иванов» А.П. Чехова (Сезон 1959/60); Яагуп — «Браконьеры» Э. Раннета (Сезон 1960/61); Маршалов — «Весенний гром» Д.И. Зорина (Сезон); Дикой — «Гроза» А.Н. Островского (Сезон 1961/62); Гроза — «Страница дневника» А.Е. Корнейчука (Сезон 1964/65); Панчо Вилья — «Джон Рид» Е.Р. Симонова (Сезон 1967/68); Касьян «Мои друзья» А.Е. Корнейчука (Сезон 1967/68 г.); Полковник Манов — «Золотое руно» А. Гуляшки (Сезон 1969/70); Воронцов — «Так и будет» К.М. Симонова (Сезон 1969/70); Ковалев «Самый последний день» Б.Л. Васильева (Сезон 1971/72); Боровцов — «Пучина» А.Н. Островского (Сезон 1973/74)…

Кадр из кино-водевиля «Медведь», Жаров в роли помещика и «бурбона» Смирнова