Володя, я стал другим...

Владимир Казаков Нн
       Жизнь простого человека  и  жизнь  власти  изредка пересекаются, оставляя, если не раны, то взаимные следы.  Прошло с некоторых событий уже много лет, даже десятилетий и мой внутренний цензор шепчет…пора  попытаться осмыслить, что же это было…
   Хотя тема и опасная, но попытка  объективно оценить то, что пережил сам, умными людьми будет расценена (я надеюсь на это) спокойно.
       Первый раз собственно политикой меня  спровоцировали заняться в 1987 году. На собрании партийного  актива  коммунистов крупной воинской части в Казахстане   я имел неосторожность высказать мысль: решения нашего партактива не обязательны для коммунистов, мы советуемся и выбираем лишь рекомендации. Мой бывший  однокурсник по академии (представитель политотдела соединения)...доложил  начальнику политотдела и меня вызвали на ковёр… Целый час 10 политотдельцев   пытались мне  внушить, что я не прав… Мне удалось со справочником политработника доказать, что решения собрания с назначенными, а не выбранными участниками не имеют силы закона.Тогда понятие "легитимность" в стране ещё не встречалось.  Мне, конечно, повезло, что начальником политотдела  тогда был уже человек, для которого разумные аргументы, что-то значили…
      В 1990 году (по состоянию здоровья я был переведён с Приозёрска  в  Нижний Новгород) меня достаточно неожиданно коммунисты  радиотехнической бригады выдвигают как кандидата  на 28 съезд КПСС, и на  конференции корпуса ПВО в здании Дома офицеров города решается вопрос: кто же туда будет избран из 9 человек. Один из них ГК  войсками ПВО генерал-полковник…
      7 человек кандидатов один за другим с трибуны отказываются баллотироваться (им, как и мне посоветовали это сделать).
    Я, честно, уважал нашего  Главнокомандующего. Это был порядочный  генерал. Но мне было, что сказать на съезде партии и я бы не смолчал (именно на съезде, ранее это не имело смысла), и  не отказался от избрания. Генерал-полковник Прудников набрал больше  на 15 голосов и честно победил. В перерыве подходили  делегаты конференции и предлагали «провести работу», но я против подковерных интриг, заговоров, тем более в армии.
   Через месяц сослуживцы выдвигают меня в  народные депутаты, а жители Советского района города избирают…  Образование и жизненный опыт позволили мне войти в Малый Совет(10 человек из 100 депутатов) к моменту  горьких событий августа 1991 года. Тогда же был уже переведён в Нижегородское ВЗРКУ ПВО.
   В училище  как раз проходила подготовка к выборам в Верховный Совет России, в том числе и выборы высшего должностного лица РСФСР. Я был  и з б р а н  председателем избирательной комиссии училища. КПСС  поддерживала Рыжкова Н.И.( я его считал не проходным), массы - Ельцина. В этой связи была сделана попытка в училище показать, что лучшей кандидатурой для той ситуации в стране является Бакатин. Может быть у нас был единственный избирательный участок, где он победил и Ельцина, и Рыжкова, но страна потеряла( я так честно считаю, зная что многие думают по другому)  не только 10 лет, но и очень много чего…может быть безвозвратно. Доложив в 12.00 итоги голосования (у военных голосование заканчивается раньше) в администрацию района, по глазам Королева Д.И.(Главы администрации)  понял, что у него появилась надежда… Он знал реальные настроения.
       В училище же моё руководство в этот день (думаю и выше в Москве) резко сказали: что я последний раз занимаюсь выборами. На следующий день ситуация круто изменилась, когда стали известны итоги по стране…
  А на пороге стоял август 1991 года…
    В понедельник 18 августа начальник политотдела полковник Кузнецов собирает меня (ст.инструктора), замначальника политотдела п-ка Замай  и просит(!) высказать мнение, что делать? Из Москвы уже пошли угрожающие директивы… 
        Я только недавно (весной) прибыл из Москвы с курсов переподготовки и знал настроения в столице, поэтому коротко порекомендовал: ничего  не делать: через три дня их арестуют (это оказалось пророчеством). Начальник ПО ушёл к начальнику училища генералу Давыденко. Ими было принято решение: в училище  никаких митингов не проводить, народ не баламутить. 
   Буквально через час меня вызвали в  администрацию Советского района на экстренное совещание руководящего состава. Присутствовало человек 20. Среди них руководители КГБ, МВД… Председатель Совета Королёв Д.И. обратился и ко  мне:  « А что думают военные…?»
Я коротко изложил историю вопроса: когда сняли Хрущёва, в магазинах появился хлеб, колбаса. А, пройдя сегодня по  ул. Бекетова от училища до администрации, я увидел в магазинах  только пустые прилавки. Вряд ли это найдёт понимание у народа…
      Военные эти прилавки товарами не заполнят.
  Ещё  через несколько часов я  присутствовал (тогда можно было просто прийти) на заседании Горсовета г. Горького. Внимательно наблюдал за ходом дискуссий и настроениями  депутатов. Особенно меня заинтересовала позиция командира корпуса ПВО генерала Гончарова. Он потом стал начальником училища. Интересно, что он учился в  академии ГШ с Руцким (и поэтому вначале ГКЧП был на его стороне) и  Грачевым (благополучно поддержал его позже).
   22 августа состоялось заседание областного Совета. Я там тоже был. Учитывая, что  депутаты-военнослужащие Нижегородской области до этого сорганизовались(это была заслуга Белковского С.В., в прошлом преподавателя ГВЗРКУ ПВО, а в тот момент заместителя Председателя  областного Совета депутатов) – меня избрали заместителем председателя этого объединения. На заседании областного Совета присутствовал командующий 22 армии (затем он стал начальником штаба Московского округа, начальником Главного управления кадров ВС РФ.., сейчас генерал армии(Ефремов...)). Я подсел к нему, представился и попросил рассказать, как он пережил эти  три августовских дня. Он мне рассказал о директивах, которые шли из Москвы, как он их закрыл в сейф и приказал, как начальник гарнизона, командирам частей: ни одного солдата за пределы воинских частей не отправлять.
    Минут через 40 в зале на верхних рядах появился Немцов (видимо он только приехал из Москвы, после путча). Можно всё, что угодно подумать про меня (простой подполковник и лезет в большую политику). Мне  было не всё равно, а не "по барабану", как нынче модно говорить.Государственная власть в стране по разным,часто объективным причинам, вошла в ступор. И тогда, и сейчас я осознавал: страна стояла на грани гражданской войны и пропасти. Очень многие незаметные люди удержали ситуацию от полного краха.
   Короче, я подсел и к Немцову (он был один на галерке). Спросил: он ли будет главой региона? Борис Ефимович  ответил: ему предложили, но он отказался. Думаю, так оно и было, но Ельцин его всё же назначил. Там, в зале я рассказал Немцову всё, что знал о ситуации в городе, в том числе и о беседе с командующим 22 армии...
   
      Через  неделю меня пригласил к себе начальник политотдела. Шутливо-полузерьёзно высказал надежду, что я его не подсижу, и предложил   перейти на кафедру общественных наук преподавателем. Я согласился с  благодарностью. А через месяц политотдельцев  сократили. Многие судьбы моих сослуживцев в этот момент резко изменились …
 Кто-то выдержал поворот судьбы, нашел себя в новых условиях. К сожалению не все. История, увы, не знает сослагательного наклонения. Имеем, то, что имеем. И этим надо дорожить. Идём, если есть самостоятельность и возможность, по дороге, которую выбрали.
5 лет назад, я встретил своего бывшего сослуживца, ныне успешного должностного лица ... Мы разговорились. Хотя в училище мы симпатизировали друг другу, но время меняет людей. Он честно (и мне показалось с сожалением) сказал: «Володя, я стал другим». Догадываюсь, что он имел ввиду.