К вопросу о происхождении слова рубль

Альфред Грибер
К ВОПРОСУ О ПРОИСХОЖДЕНИИ СЛОВА "РУБЛЬ"

А. Грибер

Как восхитительно то, что, спустя 30 с лишним лет, те идеи, которые я высказывал, и те гипотезы, которые я выдвигал, приобретают в настоящее время официальное признание.

Дело здесь даже не в научном приоритете. Просто приятно чувствовать себя победителем в извечном споре между исследователями, которые ищут истину, и чиновниками от науки, которые заявляют: "Да ты, вообще, кто такой, чтобы спорить с маститыми, признанными учёными и энциклопедическими словарями ?!?".

А суть дела вот в чём. Будучи студентом 4-го курса филологического факультета заочного отделения Житомирского государственного педагогического института ( ныне - университета ) имени Ивана Франко, в 1975-76 учебном году я написал научную работу под названием "Лексика денежных единиц Древней Руси 9-13 веков". Моим научным руководителем в то время была старший преподаватель Ида Овсеевна Федоровская, замечательный человек и мой большой друг. Она очень помогла мне в моих исследованиях, за что я ей бесконечно признателен.

В своей работе я доказывал следующее. Исследования историков и археологов показывали, что в начале 13 века в Древней Руси, наряду с обычными серебряными денежными слитками, которые назывались "гривны", появились новые слитки так называемого "двойного литья". Сначала заливали форму высококачественным серебром, а затем сверху добавляли низкопробное серебро. Между этими слоями был ясно виден шов, или рубец. В зто же время в новгородских берестяных грамотах впервые встречается слово "рубль". Сопоставляя эти данные, а также зная то, что новая реалия требует нового названия, я пришёл к выводу, что новые слитки с рубцом и были "рублями". Древнерусское слово "руб", означавшее "рубец, шов", и послужило основой для нового слова "рубль", а не слово "рубить", как писали, да ещё и пишут иногда сейчас в некоторых справочниках. Рубить слитки стали позже, и эти отрубки получили название " полтина", от более позднего ещё одного названия рубля - "тин".

Моя работа была послана на Республиканский конкурс студенческих научных работ 1975-76 учебного года и была признана лучшей. Я был удостоен Диплома Министерства высшего и среднего специального образования Украинской ССР и ЦК ЛКСМ Украины. В институте была устроена торжественная церемония вручения мне Диплома победителя конкурса.

В следующем выпускном учебном году я расширил эту работу и превратил её в Дипломную работу. Моим научным руководителем была доцент Папина Аза Феодосьевна ( впоследствии - профессор Киевского университета ). В принципе мы писали не дипломную работу, а диссертацию, так как Папина была уверена, что я буду защищать в будущем диссертацию.

В настоящее время на официальных сайтах России уже главенствует моя точка зрения на происхождение названия русской денежной единицы "рубль". Хотя в те годы в различных официальных инстанциях никто не хотел меня слушать и воспринимать всерьёз.

Совсем недавно мой старинный друг ещё со студенческих времён, ныне - профессор Житомирского университета, заслуженный артист Украины Владимир Шинкарук беседовал с заведующей кафедрой славянских языков этого же университета Натальей Месяц. И когда в разговоре Шинкарук упомянул моё имя, Месяц сказала, что она до сих пор очень хорошо помнит мою блестящую защиту дипломной работы.

Если тебя помнят столько лет, значит всё было не напрасно!