Бобр, Beaver - озеро и река, этимология

Сергей Колибаба
(Колонизация, «Карта Бобра»)

 
               
                Гигантскую плотину построили бобры в
                провинции Альберта в Канаде. Длина
                запруды составляет 850 м. Это самая
                большая плотина в мире. Ее видно даже               
                из космоса
                scorcher.ru (22.10.2012)               
               
               
               

Мы продолжаем исследование ономастического пространства США и Канады, в данной работе уделим внимание западной территории Канады – провинции Альберта, эти отдаленные и труднопроходимые территории были введены в общественный оборот только в начале XIX века. В 1719 году географ Герман Молл (сведений нет) опубликовал «Карту Бобра» (The Beaver Map), на ней показана Восточная Сибирь с крупными географическими объектами, а также запад США и Канады (в т.ч. часть провинции Альберта) – БЕЛОЕ ПЯТНО; название карты сообщает об ареале популяции БОБРА.

Топонимы и гидронимы, носящие имя  полуводного млекопитающего грызуна – БОБРА,  являются распространенным явлением в ономастике ряда стран, например, в бассейне Оки (Россия), в XVIII в., было известно более семидесяти «бобровых» речек и озер: реки Бобровка, Бобриха, Бобруха, Бобрянка, ручей Бобровый, озеро Бобровое, Боброво. Вплоть до Новейшего времени мех бобра пользовался значительным спросом на рынках, что привело к катастрофическому снижению численности популяции и уходу этого пушного зверя в труднодоступные и отдаленные территории.

Аналогичная ситуация сложилась в Канаде и США, здесь имеются подобные топонимы:  Бивер — округ в Оклахоме, США и одноименный город; Бивер — округ в штате Юта, США и одноименный город; популяция бобров на американском Западе была весьма многочисленна, но к 1800 году эти территории были освоены колонистами, началась охота за бобровым мехом, их стало значительно меньше (сегодня ок. 10-15 млн. особей).

1) Следы «Бобровой» колонизации в топонимике
Реки США
Beaver River (Нью-Йорк), приток реки Черной в Нью-Йорке
Beaver River (штат Оклахома), река в Оклахоме
Beaver River (штат Пенсильвания), приток реки Огайо в Пенсильвании
Beaver River (штат Род-Айленд), река в Род-Айленде
Beaver River (штат Юта), река в штате Юта

Реки в Канаде
Beaver River (Британская Колумбия), река в Британской Колумбии
Beaver River (Онтарио), одной из двух рек название в Онтарио
Beaver River (Канада), река в провинции Альберта и Саскачеван
Beaver River (Yukon), река на территории Юкон

Бивер — река в Канаде, берёт своё начало в небольшом озере Бивер в канадский провинции Альберта, далее течет на восток и пересекает границу Альберты и Саскачевана южнее озера Колд-Лейк, возле поселка Грин-Лейк резко меняет направление на северное, впадает в озеро Иль-а-ла-Крос. Озеро и река Бивер находятся в 170 км к северо-востоку от города Эдмонтон, территория к северу от реки - болотистый, озерно-речной регион, рай для бобра. Озеро исток реки Бобр, появилось на карте Turnor 1790 года, были названы на карте Хармон 1820 (Chipeniuk 1975; Холмгрен и Холмгрен 1976); столь позднее картографирование сообщает о том, что собственно колонизация этих территорий началась в начале XIX веке.

Мех бобра был единственным экспортным товаром, который могли предложить индейцы для обмена в торговле с европейцами, последовавшие «Бобровые войны» (1640-1701), где основной причиной конфликтов стал передел бобровых угодий и борьба за права на торговлю в этом регионе, привели к индейское население к самоуничтожению (европейцы помогли, дали оружие не созревшим в духовном отношении аборигенам). Большое количество пушных зверей сделало регион очень важным во времена торговли мехом, в конце XVIII-начале XIX века здесь проходило противостояние двух основных компаний: компании Гудзонова залива и Северо-западной компании, которое завершилось только с объединением этих компаний в 1821 году. Позже в ходе освоения территорий появились и сельскохозяйственные товары, и продукты горных разработок, их производство освоили уже европейские колонисты, однако мех бобра, как нам подсказывают материалы топонимики, и в XIX веке был главным экспортными продуктом многих отдаленных территорий.

Таким образом, на колоссальном ономастическом пространстве мы встречаемся с удивительно однообразным историко-лингвистическим явлением, когда ИМЯ ценного промыслового животного становится топонимом и переходит с одного континента на другой: Европа-Азия-Америка. Лингвисты отмечают существование ОДИНАКОВЫХ топонимов, но объяснить механизм их формирования и распространения на отдаленные  территории (разные языки), современная лингвистическая наука не в состоянии, что говорит о неправильном выборе логических оснований в методе исследования.

2) Существующая этимология
В основе языкознания заложена «НАЦИОНАЛЬНАЯ»  модель развития лингвистических явлений, возьмите любой словарь – абсолютное большинство понятий трактуется из ПРАЯЗЫКА (мы здесь жили раньше, ПРАЯЗЫК НАШ). Но  ПРАЯЗЫК – гипотетическая модель выстраиваемая политизированными учеными для закрепления права первенства на территории какого-либо этноса; он не оставил после себя артефактов, древних текстов, носители этого языка – неизвестны.

Приведем пример, комментарий Википедии (Бобр): «Слово «бобр» унаследовано из праиндоевропейского языка (ср. нем. Biber; жем. Bebros), образовано неполным удвоением названия коричневого цвета. Реконструируемая основа *bhe-bhru».

Этимологический словарь Макса Фасмера (М., 1964-1973)
бобр бобёр, род. п. бобра, укр. бiбр, др.-русск. бебръ, бобръ, цслав. бебръ, бобръ, болг. бъбър, бобър, бебер, сербохорв. дабар, словен. bober, beber, breber, чеш. bobr, польск. bobr, в.-луж. bobr, bober, н.-луж. bober, bober, польск. Biebrza – название реки. Родственно лит. bebras, bebrus, вост.-лит. babras "бобр", Babrungas – название реки, лтш. b;brs, др.-прусск. bebrus, др.-инд. babhru; "коричневый; крупный ихневмон", авест. bawri-, bawra- "бобр", д.-в.-н. bibar "бобр", др.-англ. beofor, корн. befer, галльск. Bibracte, лат. fiber "бобр". || Первонач. *bhe-bhru- "коричневый", лит. beras "коричневый", д.-в.-н. bero "медведь", д.-в.-н. brun "коричневый", греч.fruni "жаба". (И причем здесь жаба???)

Из приведенных «комментариев» совершенно не ясна ЭТИМОЛОГИЯ зоонима, кто же является АВТОРОМ термина, ставшего артефактом, «следом» мощнейшей ТОРГОВОЙ и РЕЛИГИОЗНОЙ СИСТЕМЫ и как (при помощи какого механизма), он получил межконтинентальное значение. Терминология понятная большинству выстраивается посредством языковых контактов людей на общем торговом и политико-идеологическом (религиозном) пространстве, другие идеологические пространства имеют отличную терминологию (например, китайская, японская система ономастики). Следовательно, наш термин БОБР ничего общего не имеет с фантастическим ПРАЯЗЫКОМ, а является продуктом ТОРГОВО-РЕЛИГИОЗНОЙ СИСТЕМЫ, господствовавшей в Европе и Америке; нам остаётся только найти – КАКАЯ материальная и духовная система господствовала в общественных отношениях в Европе последнюю тысячу лет? Неужели это сложно, у наших лингвистов общественная глобальная система (идеология) одно, а язык - совершенно другое, он никак не связан с идеологией - разве так бывает?

3) Социально-религиозные условия формирования термина

а) Общее иудехристианское социальное пространство
На территории Средиземноморской цивилизации, объединенной общими хозяйственными механизмами к I в. н.э. оформилась ЕДИНАЯ ИДЕОЛОГИЯ ИУДЕОХРИСТИАНСТВА, которая к X веку охватила большинство европейских стран и стала ЗАКОНОМ в жизнедеятельности человека, в том числе и в системах молодых европейских иудеохристианских языков. С иудейской доктриной большинство европейцев стали связывать свою философию по осмыслению окружающей действительности (формирование образов и называние предметов), возможно ли это без применения понятий иудаизма выраженных через еврейский язык – иврит?

Просвещенный читатель заметит – в Библии и Талмуде (зафиксирован в VI в.) нет понятия БОБР, и будет прав – действительно нет, тогда откуда взялось понятие БОБР в иврите? Любой язык (даже иврит, наиболее консервативный, в связи с Божеством) – развивается, основой для появления новых терминов служит деятельность человека по производству вещей и идей  и РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА в обществе. Так сложилось исторически, что еврейский народ (не было б евреев, был бы другой народ и кто знает, как бы сложилась  история????) к VIII веку занял свободную нишу в финансово-торговых отношениях между мусульманским (арабским) востоком и христианским западом. В VIII-X вв. известна крупная торговая еврейская корпорация – РАДАНИТЫ, которая вела торговлю между Западной Европой, Византией, Русью, Хазарией, арабскими странами, Индией и Китаем; их деятельность и то чем торговали раданиты, есть – СИСТЕМА РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА  раннего средневековья. 

б) Что нам известно о меховой торговле в начале средних веков?
«Книга путей и стран» арабского географа Ибн Хордадбеха (820-913):
«Путь еврейских купцов Рахдания, которые говорят по-арабски, по-персидски, по-румийски, по франкски, по-андалузски, по-славянски. Они в самом деле путешествуют от ал-Машрика до ал-Магриба и от ал-Магриба до ал-Машрика (то есть с Запада на Восток и с Востока на Запад) по суше и по морю. Они доставляют из ал-Магриба слуг-евнухов (хадам), невольниц, мальчиков-слуг (гилман), парчу (дибадж), заячьи шкурки, ПУШНИНУ (ал-фира), соболий мех (ас-саммур) и мечи».

Абу Хамид Ал-Гарнати (1080-1169), «Сочинения»:
«В стране Ару, согласно ал-Гарнати, «охотятся на БОБРОВ, и горностаев, и превосходных белок», и от них идут «чрезвычайно хорошие шкурки БОБРОВ» (Ару – территория финно-угорских племен).
«А эти мечи, которые привозят из стран ислама в Булгар, приносят большую прибыль. Затем булгары везут их в Вису, местность, где водятся бобры, затем жители Вису везут их в Йуру, и ее жители покупают их за соболиные шкуры и за невольниц и невольников».  Булгар (на Волге) выступает как крайний пункт, которого достигали на севере купцы и путешественники из стран Востока.

Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. Торговля
«При Карле Великом и его преемниках поле торговой деятельности евреев расширяется. К ввозу предметов роскоши прибавляется Т. рабами, вином, МЕХАМИ и съестными припасами. Быстрый рост ислама, распространившего свое господство в странах, откуда вывозились предметы, находившие в Европе сбыт, содействовал в известной степени сосредоточению международной крупной Т. в руках евреев. Ввиду того, что мусульмане и христиане вследствие взаимной религиозной нетерпимости не поддерживали торговых сношений, историческая роль посредников между Востоком и Западом выпала на долю евреев, терпимых как в странах католических, так и мусульманских. Расцвет этой мировой Т. евреев начинается в 8 в. и достигает кульминационного пункта во второй половине 9 в.».

в) Хазарский каганат
Территорию каганата пересекали важные торговые пути, маршрут  «из немцев в хазары» через Регенсбург, Прагу, Краков и Киев обеспечивал выход на рынки Западной Европы. По Каспию и Волге проходил основной путь, связывавший страны арабского Востока с Балтикой и Скандинавией, от Нижней Волги в Среднюю Азию и на Урал вели караванные пути; после захвата Крыма и Тамани, хазары установили контроль над значительной частью черноморской торговли. Арабские источники сообщают, что основными товарами, идущими по Волге с севера,  являлись лен и мех бобра. Из славянских территорий, находившихся под контролем каганата, вывозили меха соболя, белки, горностая, бобра и лисы, рабы, воск, мед, скот, рыба и рыбий клей; хазары, согласно летописям, получали дань мехами.

Согласно персидской космографии, мех бобра является товаром Сиваса и Абулистана - пограничной крепости Рума, Булгара на Волге, Дербента, Тифлиса, Хорезма, области Сарир, расположенной между Абхазом, Кипчаком, Ширваном и Дербентом (XII век).

4) Бобр в средневековой литературе
а) Древняя зоология
В средние века распространенными научно-популярными работами в области зоологии были переводы «Физиолога» (др.-греч.) - сборника статей и сведений о животных, растениях и каменьях, появившегося в III в. в Александрии, а также выполненные на его основе «Бестиарии» (лат. bestia зверь), сборники зоологических статей с иллюстрациями. Наиболее известны французские XII-XIII веков, в них часто описывали НЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ в природе животных, обладающих фантастическими качествами (единорог, василиск), а существующие виды, наделяли не свойственными животному особенностями поведения, делая из них моральные примеры для христиан.
 
Не обошли авторы «Бестиариев»  и «бобра», русский «Физиолог», список XV в. сочинения Космы Индикоплова «Христианская топография» (547–549 гг.) даёт традиционное описание бобра (подобное и в западных источниках): «Есть животное, называемое бобр, очень кроткое и спокойное. Половые же части его с успехом употребляются для врачевания. Когда его преследует охотник, а он поймет, что попадается (тому в руки), он откусывает их и бросает охотнику. Если же он попадется другому охотнику, то бросается бобер на спину, и охотник, поняв, что он не имеет половых частей, уходит от него.
Итак, и ты, гражданин, то, что (есть добыча охотника), отдай ему. А охотник (это) диавол. Блуд в тебе или прелюбодеяние или сребролюбие да не будут. Отсеки таковые и дай охотнику, и оставит тебя, дабы и ты сказал: «Душа наша, яко птица, избавися от сети ловящих» (Пс 123:7)».

б) Время и место
В средневековых «Бестиариях» нас интересует момент и место появления  ТЕРМИНА «бобр», «Beaver», в латинских текстах употреблялось понятие «Castor» и «fiber», в древнеанглийском языке фиксируется понятие «beofor», что весьма близко к «Beaver».

В античности «бобр» упоминается в баснях Эзопа, в работах Аристотеля, Страбона, Плиния и Апулея, его характеризуют как животное полезное в фармакологических целях, для изготовления лекарств. Впервые Тимофей из Газы (VI в.) отмечает, что шкуру бобра используют для изготовления одежды: «Из него шьют бобровые одежды»; таким образом, у нас есть точка отсчета, когда шкуру БОБРА стали использовать для изготовления одежды, нам остаётся узнать – ПОЧЕМУ? Да климат в VI веке в изменился – в Европе ПОХОЛОДАЛО, возросла вулканическая деятельность (Везувий в 512 г., в середине VI века извержения на Аляске и близ Новой Гвинеи, в 606 году на Камчатке); Прокопий Кесарийский писал о десятом годе правления Юстиниана (536): "Весь год солнце испускало свет как луна, без лучей, как будто оно теряло свою силу, перестав, как прежде, чисто и ярко сиять». Итак, в VI веке изменился климат, похолодало, население Европы стало активно раскупать меха, увеличился спрос, рынок естественно стал искать и осваивать НОВЫЕ территории, где в изобилии водился пушной зверь – КАКИЕ ЭТО ТЕРРИТОРИИ?

Согласно английским средневековым источникам популяция бобров в Англии в раннем средневековье после нормандского завоевания была незначительной, авторы сообщают лишь о двух местах обитания немногих бобров – в Уэльсе и Шотландии, никакого промыслового значения они не имели.  А если нет местного предмета торговли (меха бобра), то соответственно и термин – заимствован, как например и термин СОБОЛЬ - англ. sable; иврит ЦОБЭЛ соболь; в этот период Англия получала меха из Норвегии и Руси. Во Франции (Галлии) бобры были выбиты в римскую эпоху (незначительное количество сохранилось на Роне), граница леса проходила по Рейну и Дунаю, не было условий для выживания крупных популяций бобров. В Германии бобры (незначительно кол-во) сохранились на Эльбе, в Польше - в Полесье, в Белоруссии – бассейн реки Припять.

Подведем итог
- пушная торговля в VIII-XII веках в Европе процветала, еврейские торговцы были почти единственным торговым сословием (опирались на Хазарский каганат), они осуществляли торговые связи между Европой и Азией;
- Восточная Европа в указанное время – КОЛОНИЗИРУЕМАЯ ТЕРРИТОРИЯ, здесь вокруг ТОРГОВЫХ ПУТЕЙ начали формироваться ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ: Болгария (680 г., Дунай), Русь (880-911 г., Днепр), Хазарский каганат прочно закрепился на Волге (650);
- в 740 г. хазары принимают иудаизм, государственный язык иврит;
- установить ранние факты применения  термина «Beaver» в средневековых европейских источниках не удалось; в латинских текстах применялся термин Castor и fiber, переход к термину Beaver  в англ., дат., нем., норв., швед. выделить не удалось. 

Вывод
- из истории колонизируемых территорий, очевидно, что ГЛАВНЫМ ЭКСПОРТНЫМ ТОВАРОМ при их освоении был мех (Русь, Сибирь, Аляска, Северная Америка);
- территорию первоначальной меховой колонизации контролировал Хазарский каганат, идеология – иудаизм, язык государственных документов – ИВРИТ, руководящий аппарат – евреи (исповедующий иудаизм есть – еврей).


5) Этимология иврита
Таким образом, в нашем исследовании мы определили временные РАМКИ, ТЕРРИТОРИИ и ДЕЯТЕЛЕЙ процессов колонизации, ясно, что освоить новую отдаленную территорию на «голом энтузиазме» исследователей – невозможно; вводя новые регионы в общий хозяйственный оборот цивилизации, колонисты всегда изымали наиболее ценный природный ресурс территории. При колонизации Днепровского региона в IX веке, а позже Сибири и Аляски, территорий Канады и США это был – пушной зверь, и в первую очередь – БОБР. Процесс КОЛОНИЗАЦИИ в средневековую эпоху начался в религиозно-торговой системе ИУДАИЗМА, и протекал в рамках этой системы, так почему мы упорно связываем все наши понятия с фантастическим - ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКИМ ЯЗЫКОМ???   
Очевидно, что понятие Beaver – Бобр оформилось в еврейском языке, в одной из глав своей работы «Мишне Тора» еврейский философ Маймонид (1135-1204) употребляет термин БЕИВАР (БИВАР) бобр; http://he.wikisource.org; (Законы Победа и подарок (так переводит Гугл)); в иврит-русских словарях встречаются также формы – БИВАР, БЕВАР.