Буддизм и общество потребления

Чернила Бу
Со всей ответственностью заявляю, что в западном мире найдётся немного людей, ничего не слышавших о буддизме...ну хорошо, просто о восточных традициях...ладно, но «инь-янь» точно все знают! Фен-шуй, опять же...
Сейчас не принято признаваться в невежестве, быть, скажем так, не в теме. Крайняя доступность, если не сказать больше, источников информации, предполагает вовлечённость социума в так называемую массовую культуру.
В свою очередь, культура основывается, даже скорее подпитывается, модными (прибыльными) направлениями. Одним из них являются восточные традиции, особенности которых эксплуатируются с удивительной частотой. Вероятно, даже для достижения нирваны западные адепты не прилагают столько усилий, сколько вкладывается сил ради рекламы бренда под названием  Восток. Профанация буддизма делает гораздо большие успехи, чем тот, кто принимает обет прочитать миллион кругов Ом мани...., поскольку результат радует нас уже сейчас и не требует особой работы и понимания.
Все на западе понимают, что восточный мир иной, а непохожесть часто трактуется как загадочность и исключительность.
Тайна побуждает искать варианты интерпретации. Для этого проще всего выделить кажущиеся составляющие. Подобная дискретность познания приводит к образованию устойчивых образов интересующей области. Что мы имеем в итоге — харакири, инь-ян, две палочки, йога, нирвана, фен-шуй и массу остальных подделок.
Исключительность льстит людям, разрывающимся от стремления не отстать от остальных в гонке за информацией и от непомерного эгоизма.
К такому состоянию приводит непрерывное стимулирование желаний, идущее отовсюду. Огромная скорость предложений провоцирует неуверенность в себе. Чем больше опасение не успеть — тем невыносимей эта дистанция. Альтернативой видится способ зацепиться хотя бы за кусочек априори недостижимого, а поэтому — не страшного.
Такой расклад приводит к тому, что люди готовы принять за руководство к действию, в плане заботы о душе, всё, что хоть как-то отличается от повседневности. Лучше если сильно отличается.
Именно с этим связан такой успех книжки «Третий глаз», при здравом прочтении ясно видимой профанации. Этот роман Лобсанга Рампы вызвал колоссальный ажиотаж среди западной публики, узнавшей наконец «всю правду». Секрет в том, что людям продали то, что они сами хотели бы знать. Содержание настолько искажает суть, насколько западный ум стремиться снять с себя ответственность за свою основу. По сути, избавляясь от потенциальной работы над духовным развитием. Почему? Да потому, что вся  возможная духовность автоматически определяется в раздел «мистика и мифы». Это одновременно привлекательно — как некое тайное знание, и отдалено, как абсолютно нереальное практически.
Всё это по большому счёту не нуждается в объяснениях и оценках. Для каждого человека существует уровень возможностей, и настаивать на ином понимании было бы нелепо. Кроме того, выдаваемая и поглощаемая информация преобразуется тем  неузноваемей, чем больше народу ей охвачено.
Стало быть, даже изначальное стремление избежать искажений утопично.
И предлагать знания, упакованные в привлекательную обёртку выходит даже честнее, дальновиднее и безопаснее.
Единственный момент, который может всё-таки беспокоить — возможность самообмана — и соответственно тотального разочарования....Но, с другой стороны  - «обмануть меня не сложно, я сам обманываться рад....»))


2010