Доброе слово часть третья

Светлана Жукова 4
Счастье, что не был Неудачливый Искатель Доброго Слова тем, кто боится смерти! А то совсем бы ему худо было.
Почему же он не боялся смерти? Не очень-то боится смерти тот, кто несчастлив. Ведь сердце его не открыто! А не открыто сердце у того, цель кого – недостижима.
Но был Неудачливый Искатель Доброго Слова человеком. А человек всегда боится неведомого!  Поэтому не мог не похолодеть и не содрогнуться Неудачливый Искатель Доброго Слова, когда что-то бесформенное, только отдаленно напоминающее человека, с ног до головы заросшее черной клочковатой шерстью, глядящее, казалось, прямо в душу, светящимися во тьме, красными глазами, вышло из темноты, забралось на лавку и уселось, положив на стол когтистые лапы. 
Помолчало существо, помолчало, а потом спросило:
-Овчину принес или овцу привел?

Седым вмиг стал Неудачливый Искатель Доброго Слова. Не мог он ничего толкового ответить и выпалил первое, что пришло в голову:
- Совсем очумел что ли, Нечистый?! Какая же овчина овцу заменить может?!
Не знал он, что правильно ответил!
- Смотрю, седым ты стал, прохожий. Только вот не знаю, дала ли седина ума? Согласен ли ты играть в слова с Нечистым?
Пришел немножко в себя Неудачливый Искатель Доброго Слова и подумал: «Эх, была не была, все равно от Нечистого не открестишься, а слова я всю жизнь изучал, авось найду нужное», и сказал:
- Согласен!
- Ну, если согласен, тогда ответь, прохожий: почему овчина овцу заменить не может?
Тут задумался Неудачливый Искатель Доброго Слова. Крепко он задумался, так как понял, что от того, правильно он ответит или нет, зависит сейчас его жизнь. И думал он долго. И знал он, что от овцы пользы не меньше, чем от овчины, но польза – другая. Можно овцу забить и съесть, а из овчины шубу можно сделать, и согреться в лютый мороз. Но тут его осенило, и он почти крикнул:
-  Потому, что из овцы овчина выйти может, а из овчины овца уже – никак!

Нечистый притушил «угли» своих глаз и сказал:
- Хоть и сед ты стал, а из ума не выжил, - и продолжил говорить, не удосужившись даже сделать подобающую случаю паузу. – Один человек стал очень глупым. Он отошел от Бога и решил, что одно единственное слово может оторвать его от страданий и трудов земной жизни, освободить от страхов, сомнений и необходимости выбора, и – подарить счастье, которое – «до смерти»! И подумал он, что слово такое можно найти. И бросил он все земные дела и заботы. И отправился он искать слово, которое одно может сделать человека счастливым. И как только отправился он на поиски, так сразу и попал во власть к Нечистому…
- Почему?! – возмущенно перебил Неудачливый Искатель Доброго Слова вразумление нечистой силы. – Я же никого не убил, не обманул, не встал на пути чьего-то счастья!
- Ты отказался делать выбор, - отрезал Нечистый, - устранился, вырвал себя из обыденности и не хочешь ни за что и ни за кого отвечать. Только о Слове и думаешь! Никого не любишь, никого не спасаешь…
- Но я и зла не делаю! – все еще пытался возразить Неудачливый Искатель Доброго Слова.
- Не делаешь, - согласился Нечистый. - От того и не стал я ждать, а приготовил тебе ловушку. Теперь ты – моя добыча. Навсегда.
И глухо засмеялся Нечистый.
А у Неудачливого Искателя Доброго Слова. Аж мурашки от этого смеха по спине у него побежали…
- Как добычей?! Как навсегда?! – не стерпел Неудачливый Искатель Доброго Слова. – Прав ты, Нечистый, в том, человеку жизнь дается для того, чтобы душа сделать выбор могла между Добром и Злом. А я ещё этот выбор не сделал! И ни за что я Зло не выберу! Так, что же ты говоришь тогда, нечистая сила?!

Усмехнулся тогда Нечистый и спросил:
- Ответь, человек, что положено тому, кто грех совершил, а ответа за свой грех держать не хочет? Что положено тому, кто за свой грех другого человека, невиновного, отвечать заставил?
- Смерть! – воскликнул в ответ Неудачливый Искатель Доброго Слова и… прикусил язык. Вспомнил, с кем разговаривает…

Очень этот ответ нечистому понравился. Даже заерзал он от удовольствия на лавке и, заскреб когтями сухое дерево, оставляя на крышке стола глубокие царапины, и утробно захихикал. А глаза-то! Глаза, словно угли в угасающем костре, когда на них подуешь, запылали!

Зрелище откровенной радости Нечистого очень сильно отрезвило Неудачливого Искателя Доброго Слова. Понял он, что, вот именно сейчас, не раньше, не позже, от Слова его будет зависеть судьба его души!  От слова, которое он сейчас скажет, будет зависеть не только ее путь после жизни, но и, скорее всего, сама эта жизнь!
Но не только это понял Неудачливый Искатель Доброго Слова.  Осознал он в этот момент, что от Слова его сейчас зависит судьба не только его, но и судьба грешных хозяев дома, в который ему вздумалось, в недобрый час, попросится на ночлег!
Понимал Неудачливый Искатель Доброго Слова, на кого намекал Нечистый, когда говорил о грешниках, которые не хотят расплачиваться за свой грех, а заставляют за него платить невиновного человека, и так подумал: «Они, конечно, виноваты. Но, нельзя же, христианскую душу обрекать на вечное отвержение от Бога и вечные муки за ошибку, совершенную не по злобе, а из страха»!
И такое Слово сказал Нечистому Неудачливый Искатель Доброго Слова:
- Да, смерть. Но только если не раскается он в содеянном до смерти. А вот если раскается, то – жизнь вечная и Царство Небесное!

Отшатнулся Нечистый, заскрежетал зубами, не будучи в силах что-либо ответить Неудачливому Искателю Доброго Слова на его слова, стал уменьшаться, съеживаться как будто,  и остался вскоре от него только небольшой комок спутанной черной шерсти. Полежал, полежал он на лавке и исчез. Словно и не было! Как будто растворился в свете лучины, когда поднес к нему лучину горящую Неудачливый Искатель Доброго Слова. Как будто и не приходил он к людям вовсе!

Вышли тут из темных углов хозяева, окружили Неудачливого Искателя Доброго Слова и стали допытываться:
- Скажи, прохожий, от чего исчез Домовой? От чего ушел он без добычи?! Неужели ты, прохожий, такой умный или такой безгрешный, что, согласившись в слова играть с самим Домовым, не только переиграл его, но и прогнал навеки?! А если все это так и есть, то каким же Словом ты его прогнал?! Ведь, у Домового никто и никогда ещё не выигрывал и ни разу не ушел он без добычи! И ни разу еще так не было, чтобы по утру не приходилась нам оплакивать отошедшего от жизни!

И так ответил хозяевам приютившего его дома Неудачливый Искатель Доброго Слова:
- Я отогнал Нечистого словом добра. Не пожелал я наказать вас за вашу подлость, чем сделал Бога чуть сильнее, а Нечистого – чуть слабее. Отец Небесный услышал мои слова и заступился за меня. Вот Нечистый и исчез. Не смог он ничего сделать против Божьего заступничества потому, что мой выбор придал Богу сил!
Ухожу. А вы оставайтесь ждать Нечистого. Не на совсем он ушел. А, как придет в следующий раз, сделайте свой выбор. Если сумеете выбрать правильно, авось оставит он вас в покое навсегда…

Удивились хозяева. Так удивились, что не смогли удержаться и спросили:
- Какое же Слово ты сказал Нечистому, что стало оно твоим выбором между Раем и Адом?!
- А сказал я, что я считаю, если человек раскаялся искренне, то не заслуживает он наказания, а заслуживает прощения и Царства Небесного! Ведь, что Нечистому надо? А надо ему, чтобы человек из страха, или из зависти, или по злобе, или из жажды благополучия, забыл о любви к ближнему.  И чтобы пошел против своей совести. А, как только против совести пошел, так сразу и стал законной добычей Нечистого! Так-то, люди…
Сказал, собрался и вышел их хаты в предрассветную тьму.

Оседлал он коня и поехал домой – проживать свою человеческую жизнь.

А Слово, которое человека делает счастливым он, все-таки, нашел. Ведь счастье – не в богатстве, не в благополучии, не в здоровье даже. Хотя, без здоровья долго не проживешь…
Счастье в том, чтобы душа твоя за жизнь в рабство к Нечистому не попала! Так-то.

Солнце только-только окрасило в розовые и золотые тона отроги Карпатских гор. По дороге двигался всадник. Как коня звали, никто не помнит. А человека звали – Нашедший Доброе Слово!