Псевдоправославное язычество

Лариса Баграмова
Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы – мы! Да, азиаты – мы,
С раскосыми и жадными глазами!

Александр Блок

****

С каких пор в нашем обществе возникла повальная мода на посещение православных храмов? Кажется, где-то с начала 90-х. Причем, что ожидаемо, в то же самое время возникли обычаи посещения их правительством и показ этого действа по телевидению. Не помню подробностей, тем более что не любительница смотреть телевизор, а в последние несколько лет у меня вообще нет дома этого бытового прибора управления общественным сознанием.

Что из этого является причиной, а что следствием, не так уж и важно, главное, что эти события неразрывно связаны друг с другом. 

В последнее время накал религиозных страстей в обществе все растет, и, говорят, что все чаще на экранах мелькают подробности отправления религиозных служб, причем службы эти – практически всегда православные. Что вообще-то странно. Потому что живем мы не только в светском, но и в многонациональном государстве, а религиозное сообщество, которое отделено от этого самого государства нашей же конституционной Статьей 14, Пункт 2, носит поликонфессиональный характер…

Хотя речь сейчас не об этом и не о том, правомочно ли в ущерб основному Закону нашей страны – Конституции, по которой согласно Статье 12, Пунктам 1 и 2 в РФ признается идеологическое разнообразие и никакая идеология (в том числе и религиозная, – Л.Б.) не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, – так сильно акцентировать внимание на одной из них.

Речь о другом. А являются ли те люди, которых мы видим по телевизору, да и те из рядовых прихожан, кто истово отбивает в церкви поклоны или соблюдает посты согласно церковным предписаниям, на самом деле православными? Тот факт, что они себя таковыми считают, еще ни о чем не говорит, как вы понимаете…

Для того чтобы суть затронутого вопроса была более ясна, проведем для начала небольшой экскурс в мировосприятие язычников из книги С.С.Оганесяна и О.А.Фарре-Трензелевой «Тора, Новый Завет и Коран – закон, правопорядок и законопослушание».

"Вопрос о религиозных воззрениях язычников достаточно хорошо изучен специалистами. Основное отличие людей, разделяющих языческие религиозные мировоззрения, от атеистов или единобожников заключается в том, что они связывают все свои надежды на помощь и избавление от недугов со множеством разнообразных видимых и невидимых божеств. Эти боги, по представлениям язычников, неодолимы человеком, не подвластны ему и управляют всем окружающими миром, причем сферы их деятельности и влияния различны.

Одни из них были связаны,  например, с солнцем, другие с ветром, третьи с молнией и громом, четвёртые с водой, другие связывались  с животными, птицами, пресмыкающимися, рыбами или выдуманными  фантазиями  людей существами.  Кроме того, каждый языческий народ, так же, как языческое племя и род могли иметь своих собственных богов, которых не имели другие племена и роды.

Хорошо известно, что язычники не только воплощают своих богов  в самые различные предметы и изображения, но и поклоняются этим истуканам, как богам, почитают их как богов и приносят им жертвы, как богам.

Что касается таких важнейших мировоззренческих понятий, как добро и зло, то представления о них у язычников, как правило, складывались исходя из личных нужд и устремлений. Формулы поведения – «хорошо то, что угодно и выгодно лично мне» и, соответственно, «зло – есть то, что вредит лично мне» – самые  характерные для ментальности язычников.

Взаимоотношения язычника со своими богами складывались, несмотря на сложность многих ритуалов поклонения им, весьма просто. Богов необходимо было задобрить дарами, приношениями и жертвами, тогда они проявят к человеку свою благосклонность и позволят человеку сделать то, что ему угодно или отвратят от него какую-либо беду или болезнь".***

*** – Книгу С.С.Оганесяна и О.А.Фарре-Трензелевой «Тора, Новый Завет и Коран – закон, правопорядок и законопослушание» можно прочитать на сайте «Интеллект и духовность»: http://intellect-spirit.org

Выделим из всего многообразия характеристик языческого мировоззрения четыре основные черты:

1. преследование личной выгоды
2. соблюдение местечковых интересов
3. поклонение истуканам
4. жертвоприношения

А теперь задумаемся, не эти ли особенности мировосприятия, свойственного временам первобытного язычества, наблюдаются у весьма немалого числа граждан нашей страны, в том числе и у нашего правительства, и у самой РПЦ, несмотря на то, что они по каким-то причинам относят себя к последователям православия?

1. Преследование личной выгоды. Ради кого осуществляет свою деятельность наше правительство и наша церковь, в частности, РПЦ? Очень хочется верить, что ради интересов страны и народа… Однако очень странно выглядят на фоне обнищавшей и обветшавшей провинции (которая составляет чуть ли не 99% нашей территории) зарубежные счета наших думских миллиардеров, виллы высокопоставленных чиновников и уж, тем более, мерседесы и лексусы церковной, в том числе, монашеской, братии…

Правительство обогащается такими стремительными темпами, которые, если отбросить в сторону моральную составляющую вопроса, достойны буквально восхищения: ну могут же люди, когда хотят!

Погоня за золотым тельцом возведена в современном обществе потребления в культ, и выражается это в безостановочном стремлении ко все новым материальным благам. При первой же возможности одно платье меняется на другое, этот сотовый – на следующий, автомобиль на автомобиль, вилла на виллу, территория на территорию. При возможности, повторюсь, потому что при ее отсутствии меняется степень все возрастающего внутреннего напряжения от желания эту самую возможность заполучить.

2. Соблюдение местечковых интересов. «Моя религия лучше остальных. Мои традиции самые правильные. Мой цвет кожи благороднее, чем у других народов. Моя национальность – националистее. А еще я не терплю жидов, начальников и хиджабы на улицах моего города». Знакомо?

Все общество поделено на кланы, местные объединения, группировки в соответствии с классовыми, экономическими, политическими и прочими интересами отдельных групп и сообществ. Каждое из них старательно борется или за свои преимущества, или против преимуществ остальных.  В том числе и стремясь к получению исключительных прав на рынки сбыта и сферы влияния, хотя это тоже запрещено нашей же Конституцией, Статья 34, Пункт 2, согласно которой экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, не допускается.

Дипломаты, судьи и депутаты имеют статус неприкосновенности (в Индии есть каста неприкасаемых – интересная аналогия). Зачем он им нужен, если они не собираются нарушать закона? Патриархия покрывает священников, совершивших правонарушения и преступления, защищая их от суда и следствия. Рука руку моет.

3. Поклонение истуканам. Это как раз к вопросу об отправлении религиозных ритуалов. Люди, стоящие в храмах со свечками, смотрятся весьма живописно. Особенно если это члены правительства. Да и наряды самих священнослужителях впечатляют своей необычностью и помпезностью. Вот только какое это имеет отношения к вере? Разве она выражается в том, какой рукой и сколько раз необходимо перекреститься, в поклонении деревянным иконам, человеческим останкам или местам, которые по тем или иным причинам признаны «святыми»?

Чем отличается поклонение православному кресту от поклонения какому-то иному, языческому, предмету культа? Зачем на священниках особая форма одежды? К чему произнесение в храме непонятных слов молитвы на старославянском языке? Зачем вообще молиться именно в храме? Если Бог – везде, то это же возможно делать и дома...

Однако РПЦ в ускоренном порядке продолжает возводить помпезные культовые сооружения, причем в количествах, существенно превосходящих насущные потребности общества (в церквах, не считая дней крупных религиозных праздников или массовой истерии поклонения очередной святыне, обычно достаточно пустынно). Про претенциозную махину Храма Христа Спасителя в этом контексте можно было бы уже и не упоминать, и так все понятно.

4. Жертвоприношения. Я не говорю сейчас о взяточничестве, которое массово  процветает в нашем коррумпированном обществе как разновидность ритуальных жертвоприношений. Не хочу повторяться об индульгенциях за грехи в виде зажженных около икон свечек и пожертвований на храм.

Сейчас разговор идет о более важных вещах: о том, что в жертву языческому отношению к миру приносятся наши с вами жизни. Именно по причине языческого мировоззрения, безжалостного и лицемерного, основанного на стремлении к личному обогащению, подмене истинных ценностей ложными, отсутствии духовности и категорическом нежелании  думать о завтрашнем дне наша страна и находится на задворках мировой цивилизации.

Низкий уровень жизни, культуры, науки, образования, медицины, человеческих отношений, экономического развития большинства регионов, – все это последствия отсталой ментальности нашего общества, правительства и бездушного лицемерия существенного количества церковно-приходской братии.

****

Упаси вас Боже понять меня так, будто во всем виновато только правительство или только церковь!  Дело в том, что правительство и народ, так же, как священник и паства, всегда достойны друг друга. К власти и духовному влиянию всегда приходят только те, к чьему приходу народ готов ментально.

Над вами никогда не смеялись после фразы «я живу, чтобы приносить пользу обществу»? Нет? К сожалению, гордиться тут нечем. Просто большинство из нас никогда эту фразу даже не произносили …

Обратите внимание на то, как нелепо, по мнению многих, звучат лозунги о всеобщем благе и общественной выгоде. То ли зрелое поколение после СССР никак не может прийти в себя, то ли молодое не приучено к мысли о том, что жить и трудиться возможно не только для своей собственной, личной выгоды и интересов, но и ради интересов социальных...

Но до тех пор, пока мы не научимся произносить эту фразу с чистым и открытым сердцем, подкрепляя ее реальными делами и поступками, мы так и будем иметь то правительство, которое сейчас имеем, – языческое, первобытно-общинное, отставшее от требований современности уже на целые тысячелетия…

Обращаюсь сейчас к тем, кого задели эти строки. Если это не относится лично к вам, значит, не относится, и слава Богу! У меня нет намерения очернить кого бы то ни было. В своих суждениях я исхожу из тех сведений, которые получаю из Интернет-новостей, сообщества ЖЖ и личных знакомых. Возможно, в чем-то я ошибаюсь. Если это так – я буду рада. Но если это все же не так, то обращаю внимание читателей на то, что время перемен уже наступило.