В 117 октябрь

Сергей Тимшин Мартовский
В 117 ОКТЯБРЬ

Есенин. Сергей Александрович…
Я услышал его голос, ещё не зная, чей он, в чудесной вязи обычных слов: «Выткался на озере алый луч за-ри»...  И было мне тогда где-то десять школьных лет. А затем, в период своего пятнадцатилетия, когда сам стал писать стихи, Есенин всецело очаровал и взволновал меня –  и голосом, и судьбой, и ощущением краткости своего пребывания на земле:

Есть одна хорошая песня у соловушки,
Песня панихидная по моей головушке…

Такое не могло не воздействовать. И потому щемило сердце и увлажняло мальчишечьи глаза. И когда глаза «покатились золотыми звёздами в снег» (Песнь о собаке), здесь я уже совсем по-девчоночьи утирал слёзы со щёк. А ведь считался я драчливым парнишкой, даже хулиганом…
А потом в сложной, бурной молодости своей открыл «Чёрного человека» и «Москву кабацкую»:

                Снова пьют здесь, дерутся и плачут
                Под гармоники жёлтую грусть.
                Проклинают свои неудачи,
                Вспоминают московскую Русь.
                *
               Пускай ты выпита другим,
               Но мне осталось, мне осталось
               Твоих волос стеклянный дым
               И глаз осенняя усталость.
               *
               Пой же, пой. На проклятой гитаре
               Пальцы пляшут твои в полукруг.
               Захлебнуться бы в этом угаре,
               Мой последний, единственный друг.

О гитаре. Она звучала мне в руках мамы вместо колыбельных песен и, вероятно, тогда  впервые и неосознанно впиталось:

              Над окошком месяц, под окошком ветер
              Облетевший тополь серебрист и светел,
              Дальний плач тальянки, голос одинокий
              И такой родимый и такой далекий.

Впрочем, вобрал я и другие гитарные песни «под Есенина»: «Я по тебе соскучилась, Серёжа, истосковалась мой сыночек дорогой» и т. п. И, конечно, тоже довольно долго подражал Сергею Александровичу в песнях, стихах  и – частично, до определённого времени - в алкогольной теме за тетрадью стихов ли, в быту ли...

Есенин. Серёжа…
С удивлением и грустью пережил я возраст моего первого кумира – гениального, космического юношу по имени Лермонтов. И вслед за тем с горечью о судьбах наших  поэтов перешагнул и есенинский возраст. А  дальше… Дальше шагать, как и освободиться от своих несчастий, связанных с алкоголем, мне помог, наверное, и «Чёрный человек». Потому что после Серёжи так говорить о разрушении личности и об алкоголе, невозможно и ненужно:
 
     Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.


…Черный человек
Водит пальцем по мерзкой книге
И, гнусавя надо мной,
Как над усопшим монах,
Читает мне жизнь
Какого-то прохвоста и забулдыги,
Нагоняя на душу тоску и страх.

Оттого в зрелом возрасте почти все свои стихи и песни, связанные с этой темой, я выкорчевал из личных архивов.

Есенин. Сергей Александрович. Серёжа…
Летит время, отсчитывает годы, десятилетия, столетия. И может случиться так, что я, теперь постаревший его поклонник и ученик, доживу и до 60 лет... Представить только: ведь это два раза по 30! Два срока его жизни! Но чтобы на все времена всколыхнуть и очаровать Русь, ему хватило и одного тридцатилетия. Те же, кто губил и убивал наших великих поэтов - канули в небытие, а гении наши – с нами!
И потому в этот небывалый по теплым и солнечным дням октябрь мне становится светло от строк: 

               Все мы, все мы в этом мире тленны,
               Тихо льется с кленов листьев медь...
               Будь же ты вовек благословенно,
               Что пришло процвесть и умереть.

                24.10.2012