Черт и казак

Игорь Срибный
                Вот много ли вы, панове, слыхали о проделках черта? То-то же… Сказывал мне один казак старый, какая гиштория с ним приключилась. Немало поучительная…

                Однажды казак с женой работали в поле. В полдень казак повел напоить усталого коня да привязать его к возу, а жена прилегла в тень отдохнуть. Откуда ни возьмись, появился черт – лохматый да грязный, в шапке дырявой.

               - Бог в помощь, казачка! – кричит да очами круглыми, ровно у совы поблескивает.
 
               - Спасибо! – казачка испугалась, но виду не показала. – Да ты, никак черт?! Откуда ты, страшный такой?

               - А я с того света явился.

               - Да не может быть! А не встречал ли ты там моего отца – Прокопа Чалого? Он всего несколько месяцев как помер.

               - Как же, как же! – черт изобразил на козлиной морде радость, и руками скрюченными да когтистыми потер одна об одну. – Это ж мой ближайший сосед!

               - Ну, как он? Как ему там живется? – пригорюнилась казачка.

               - Слава богу, здоров! – черт даже хвостом закрутил, чертополохи сбирая на шерсть свалявшуюся. - Да только вот плохо - без денег. Не на что табаку купить, а как соберутся друзья, так ему и за горилочку заплатить нечем.

               - А ты не сбираешься ли туда возвертаться? Может, снесешь батьку немного деньжонок? - спрашивает казачка, у коей слезы на глазах появились по отцу усопшему.

               - Отчего же не снести, я ведь как раз туда и иду, - говорит угодливо черт.

               Казачка побежала к возу, взяла кошель и все гроши отдала черту для передачи батьку своему упокойному. Схватил черт деньги, сунул их за пазуху и побежал вдоль речки. Не успел он скрыться из виду, как приходит казак. Жена к нему:

               - Подумай только, тут сейчас был черт с того света. Сказал, что знает нашего батьку и что ему плохо там без грошей: не на что ни табаку купить, ни за горилку заплатить. Я и отдала ему все деньги, что у меня были в кошеле, чтобы он их отцу отнес.

               - Где он? Куда пошел? - закричал казак, коий сразу смекнул, что черт обманул его жинку.

               - Да вон же он, по бережку реки бежит, - указала жена на сгорбленную фигуру черта, улепетывающего по берегу. – Знать, торопиться батьке моему гроши отнесть!

               Муж вскочил на неоседланного коня и погнался за обманщиком. Оглянулся черт, увидел, что за ним гонится казак, и пустился еще шибче бежать к водяному млыну, что под горой стоял, ворвался туда и кричит мельнику:

               - Удирай, пан мельник! Беда! Вон скачет казак, хочет тебя зарубить. Дай-ка мне свою шапку, а вот тебе моя. Беги в гору, за млын!

               Мельник увидел скачущего казака, испугался и, даже не подумав, почему вдруг его собираются зарубить, поменялся с чертом шапками и пустился бежать. А черт надел шапку мельника, обсыпал себя мукой и стал похож на настоящего мельника. Прискакал казак, соскочил с коня и подбежал к млыну.

               - Эй, ты! Где черт, что сейчас вошел сюда?

               - А вон, вишь ты, пан казак, бежит черт по горе, словно заяц! – ответствует черт.

               - Подержи-ка моего коня! – кричит казак. – Я его враз догоню!

               Мельник-черт принял поводья, а казак побежал за мельником в гору, по лесу, и закричал:

               - Где, сатанинское отродье, деньги, которые ты обманом взял у моей жены, чтобы их отнести батьке на тот свет?!

               - Что ты, господь с тобой, пан казак! – кричит, задыхаясь от бега толстый мельник. - И жены твоей я не видел, и знать ничего не знаю ни про батька вашего, ни про гроши!

              Догнал тут казак мельника да за грудки схватил, крепко тряхнув. Так они спорили добрых полчаса, пока, наконец, поняли, в чем дело. Казак, сломя голову, кинулся к мельнице, но коня уже не нашел, да и черта след простыл.

              Казаку ничего не оставалось, как вернуться к жене на своих двоих. Увидела его супруга, руками всплеснула и кричит:

             - Что ж такое? Где наш конь?

             - А черт его побрал! - отвечает казак, под ноги сплюнув. - Ты послала усопшему Прокопу грошей на табак и горилку, а я дал коня, чтобы твой батько на том свете пешком не ходил…