КинОкрошка. Огненные версты Самсона Самсонова

Владимир Плотников-Самарский
КинОкрошка


Эссе, заметки, рецки, споры о КИНО


Огненные версты Самсона Самсонова



Мне нравятся люди «вне жанра». Не замыкаясь в рамках узкой специализации, они отважно врываются в незнакомые уделы и, не страшась освистания рамочных мэтров,  творят: насвежо, размашисто, азартно. Людям «вне жанра» нравится быть новичками, торя свою стёжку-дорожку даже там, где давно проложены магистрали со строгими правилами движения: «Шаг влево… Шаг вправо…». Самсон Иосифович никогда не боялся прослыть новичком. Прекрасно зная, что не из «когорты неприкасаемых» и будучи, порой, заложником «заказанного назначения на фильм», он дерзко бросался на штурм «высоты» и думал не о том, как бы угодить, а просто делал то, что считал интересным. И делал: мощно, капитально, увлекательно. Как, собственно, и полагается человеку, которого зовут…


Самсон Самсонов

23 февраля 1921 (Новозыбково, Брянская область) — 31 августа 2002 (Москва)

Настоящая фамилия Эйдельштейн
Режиссёр и сценарист. Народный артист РСФСР (1978). Народный артист СССР (1991).

Награды:

Премия на Международном кинофестивале в Венеции (Италия) за фильм «Попрыгунья» 1955; Специальный приз на МКФ в Канне (Франция) за фильм «Оптимистическая трагедия» 1963; Премия Всесоюзного кинофестиваля за фильм «Одиноким предоставляется общежитие» 1984, Специальный приз Союза кинематографистов России ОРКФ «Кинотавр-96» (Сочи) за фильм «Милый друг давно забытых лет» 1996; Призы молодежного жюри (режиссер С. Самсонов и актриса А. Тихонова) КФ «Литература и кино-97» (Гатчина) – за него же.

Учился в Московском областном художественно-педагогическом училище «Памяти 1905 года». С 1939 года работал актёром в театре Транспорта­, снимаясь в эпизодах.
В 1949-м окончил режиссёрский факультет ВГИКа, где занимался в мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Во время съемок фильма Герасимова «Молодая гвардия» был режиссёром-практикантом. В 1951-1952 годах являлся режиссёром Театра имени Евгения Вахтангова, где вместе с Сергеем Герасимовым и Татьяной Лиозновой поставил китайскую пьесу «Седая девушка». До 1954-го работал режиссёром Театра-студии киноактёра, а с 1955 года — режиссёром киностудии «Мосфильм».

Поставил фильмы:

1955 – «За витриной универмага», 1955 – «Попрыгунья», 1957 – «Огненные вёрсты»,
1960 – «Ровесник века», 1963 – «Оптимистическая трагедия», 1964 – «Три сестры», 1967 – «Арена», 1969 – «Каждый вечер в одиннадцать», 1973 – «Много шума из ничего», 1974 – «Чисто английское убийство», 1976 – «Бешеное золото», 1977 – «Журавль в небе», 1978 – «Торговка и поэт», 1981 – «Восьмое чудо света», 1983 – «Одиноким предоставляется общежитие», 1985 – «Танцплощадка», 1989 – «Неприкаянный», 1990 – «Мышеловка»,  1992 – «Казино», 1996 – «Милый друг давно забытых лет».


Хорошая музыка для фильма – одно из слагаемых зрительского успеха. С Самсоном Самсоновым плодотворно сотрудничали выдающиеся музыканты. Мело-фон для первой же комедии режиссёра обеспечил корифей джаза Александр Цфасман. А крупнейший представитель героико-батального направления в советской киномузыке Николай Крюков работал над четырьмя последующими картинами (в их числе «Огненные вёрсты»). Соавтором ещё более позднего фильма («Оптимистическая трагедия») стал незаурядный оперный композитор Василий Дехтерев. Долгие годы режиссёра связывала творческая дружба с великими мелодистами Эдуардом Артемьевым (5 фильмов) и Евгением Догой (6 картин). Для него сочиняли Игорь Егиков*, Давид Тухманов, Александр Зацепин и Вениамин Баснер.

В итоге, 20 фильмов! Из них добрая половина на основе собственных сценариев. Это много. Но много важнее то, что все его шаги «влево» и «вправо» неповторимы. Раздолье тем, пиршество стиля, букет сюжетов, мега-созвездие актёров…

«За витриной универмага» - милая и добрая, то есть, в хорошем смысле, классическая советская комедия с элементами детектива. Сделана крепко, бодро и со вкусом (в ролях: Иван Дмитриев, Борис Тенин, Олег Анофриев, Светлана Дружинина, Анатолий Кузнецов).

«Попрыгунья» - одна из наиболее удачных экранизаций Антона Павловича: чеховские интонации, чеховские характеры, чеховский лиризм с житейским юмором и мудрою печалью… Плюс безупречный исполнительский ансамбль: Сергей Бондарчук, Людмила Целиковская, Владимир Дружников, Евгений Тетерин, Георгий Георгиу, Михаил Глузский, Глеб Романов, Аркадий Цинман… И всемирное признание!

Третий фильм «Огненные вёрсты». Многие называют его первым настоящим «советским вестерном». Для меня он вообще на особицу. Довольно позднее знакомство (почти в 15 лет - уже после «Неуловимых мстителей», «Достояния республики», «4-х танкистов и собаки») ничуть не помешало стать ему одним из самых любимых, а со временем, как оказалось, и затмить практически все, связанные с Гражданской войной. Я прокрутил картину после очень долгого перерыва. И что же? Ей 55, а смотрится, как впервые! Особенно впечатляют… Иван Савкин. Чекист. До обидного мало впоследствии задействованный режиссерами красавец и богатырь. Антоний Ходурский. Потрясающе органичен в роли старого актёра императорских театров. Талантливый и высокомерный, величавый и забавный, старомодный и благородный, робкий и… отважный. А главное: добрый и учтивый: даже в вагонно-полевых условиях прифронтового раздрая и лихой конно-тачаночной погони блюдёт салонные манеры аристократа. С тех пор олицетворением русского дореволюционного актёра для меня был и остаётся «артист императорских театров» Константин Романович Орлинский, он же Антоний Марцельевич Ходурский. А под всеми (в великой низости своей) и над всеми (в гениальности перевоплощения) - моложавый ещё Владимир Кенигсон. Его белогвардейский полковник Беклемишев, он же оборотень-суперагент Виктор - просто нет слов!.. А долговязый Никита Кондратьев в роли потешного и славного деревенского юрода Афони? А талантливейший самоучка Михаил Трояновский (вышел на сцену в 45 лет**) - он же отважный профессор медицины Это ж блеск и писк!

Но, бесспорно, главную положительную роль играет... сама динамика пружинного действия, прогретого сквозною ритмикой сверхэнергичного лейтмотива. С первых же секунд героическая зажигательная музыка как бы сливается с несущейся колеей от колес безудержной тачанки. И ни единой сюжетной затянутости, избыточной манерности, словесной мешанины. Характеры рублены крепкой рукой мастера, но острым резцом: тонко, выпукло, ярко, цепляюще. Режиссер Самсонов создал монументально… лёгкий шедевр, в коем снял будущую жену Маргариту Володину (и это тот случай, когда «киношный брак» обходится без брака творческого).

Глубокой неизводимой бороздой пролегли те «Огненные вёрсты» сквозь мальчишеские сердца и уберегли, вытянули из забытья образ экипажа двух тачанок, несущихся, отстреливаясь, в Вечность, где благодарно отпечатались профили всех участников геройской команды и, перво-наперво, мужественный лик Ивана Ивановича Савкина… Не исключу, что пристрастен и наивен, но тут уж вините «впечатлительное отрочество».

Следом «Ровесник века» - о выдающемся советском автомобилестроителе Лихачёве, первом директоре ЗиЛа (в ролях: Николай Лебедев, Юрий Саранцев, Маргарита Володина, Людмила Шагалова). Этот фильм закрыл стартовые для Самсонова 1950-е, перекинув мостик в оттепельные 1960-е. Помню крайне смутно: Генри Форд давно моднее Ивана Лихачёва.

Зато эпическая эстетика «Оптимистической трагедии» в детстве покорила так, что поныне убеждён: до уровня самсоновской трактовки драмы Вс. Вишневского не дотянуться тем, кто попытается игнорировать филигранное искусство Бориса Андреева, Всеволода Санаева, Маргариты Володиной, Вячеслава Тихонова, Эраста Гарина, братьев Стриженовых, Всеволода Сафонова, Ивана Жеваго…

И сразу вдогонку – второе обращение к Чехову, абсолютно камерные «Три сестры» (в ролях Маргарита Володина, Любовь Соколова, Татьяна Мальченко, Леонид Губанов, Олег Стриженов, Павел Винник, Владимир Дружников, Алла Ларионова, Константин Сорокин, Леонид Галлис).

За ними «Арена» – страшная лента о войне. И скользкая, а в наше конформистское время особо неудобная, тема выбора художника: ответственности и сопротивления или слабости и соглашательства (в ролях Маргарита Володина, Валентина Серова, Глеб Стриженов, Валентис Скулме, Алла Будницкая, Игорь Ясулович)…

«Каждый вечер в одиннадцать»… Пожалуй, самая лирическая жемчужина во всём самсоновском репертуаре. Правда, в моём случае, именно она отчего-то проскользнула мимо. И вот запоздалая встреча. С учётом дистанции в 43 года, киноновелла завораживает нежностью, чистотой, изяществом, мелодизмом. На переднем плане два царящих лика с «двойняшными», как избранническая мета, родинками на правых щеках: её и его. А если учесть, сколь скупо Михаил Ножкин тратил свой талант на «главнейшее из искусств», - любое экранное его появление драгоценно. Да и Маргарита Володина нечасто баловала зрителя поздними бенефисами. Каждая встреча с ними - сюрприз! Фильм создан по мотивам рассказа азербайджанского писателя Анара Рзаева. Восточная литература с её притчевой пропиткой и аллегорической витиеватостью всегда грешит «излишней» для прагматиков поэтикой, фантастикой, да и, вообще, повенчана с символизмом. Не отсюда ли «сказочность» и «схематизм», за которые ругают фильм? Может, всего-навсего Литература?

«Застойные» 1970-е. И снова классика. Вильям Шекспир: «Много шума из ничего». Не трагедия, а бурлеск, который оказался, всем на удивление, смешнее остроумного оригинала. За что спасибо блистательной труппе (Галина Логинова, Константин Райкин, Владимир Коренев, Татьяна Веденеева, Борис Иванов, Эраст Гарин, Павел Павленко) и её составителю – режиссеру.

Ну, а потом произошло убийство… при этом «Чисто английское убийство» (в ролях Иван Переверзев, Леонид Оболенский, Георгий Тараторкин, Алексей Баталов, Ирина Муравьева, Борис Иванов, Эугения Плешките). Хорошо помню мальчишески напряжённое восприятие непривычного в его утончённости детектива из «их жизни»: со многими неизвестными, с не нашим - по умолчанию нарочито усложнённым - психологизмом. В ту пору производство как бы интеллектуальных триллеров «а ля Дойл/Сименон/Кристи» порывисто разгонялось, грозя рухнуть в штамповку (конечно же, качественно несравнимую с клон-индустрией лихих 90-х). При этом мало кто из дерзнувших пытался, а главное умел нащупать свой путь, свой приём, свою метафору. По-крупному, удалось лишь двоим. Один – Самсон Самсонов и «Чисто английское убийство» (которое ему, кстати, поручили поставить, выбрав из 5  претендентов). Второй - Владимир Басов-отец и его «Опасный поворот» по Джону Бойнтону Пристли, самому востребованному советским экраном*** английскому драматургу. Великолепный детективный психолог, Пристли славился парадоксальными и глубинными взрезами поверхностной благопристойности буржуазного «добропорядка».

Мимо столь благодатной нивы Самсон Самсонов пройти не мог. И в следующем эксперименте принялся за мало известную сатиру Пристли «Сокровище на острове Пеликана». Под знаковым названием «Бешеное золото» картина взбесила непуганых киноведов и по-хорошему взбудоражила зрителя, неравнодушного к теме лицемерия и фарисейства. Отлично помню, с каким любопытством ребята в кинотеатре «коллекционировали» чуждые (как казалось, тогда) перипетии гадкого расчеловечивания столь милых господ: брачных пар, «закадычных» друзей, «близких» компаньонов. Когда «тихий омут» уюта, благородства и морали вдруг обернулся «взбаламученным морем» низости, эгоизма и измены. Память впитала и весьма экзотичную ауру океана («красоты») и бездны (безнравственности). В ролях Валентин Гафт, Нонна Терентьева, Борис Иванов, Николай Олялин, Глеб Стриженов и др.

«Журавль в небе» - на первый взгляд, пасторальный, а на деле вполне обдуманный поход в ещё не вымершую, как ныне, но уже зависшую на краю демографической пропасти деревню (в ролях Александр Демьяненко, Людмила Зайцева, Николай Скоробогатов, Виктор Павлов, Лия Ахеджакова, Иван Рыжов, Людмила Аринина, Николай Граббе, Татьяна Егорова). Поход к корням, к истокам лада, доброты, любви и верности остался, увы, незамеченным. И люди походя растеряли надежду: «Журавль-то в небе». Его не достать, не догнать. А теперь и не услышать, о чём там вопияли герои: «Люди, трепетно берегите семью - основу основ нашего общинного мироустройства». Такие фильмы давно сбагрили в пыльные запасники. Не прислушались - прозевали…

У Самсонова же очередной вираж во вселенную военных судеб. «Торговка и поэт» - одна из самых значительных и психологически достоверных работ об оккупации. И снова герой - художник - здесь поставлен перед выбором: бороться и погибнуть во имя или сдаться, чтобы существовать для... И даже исступлённая любовь для него на заслонит долга перед Отчизной. А её - излечит от мещанского смвоекорыстия. Довольно отчётливо помню премьеру и то, как чертовски нетривиален («негодяен» и, одновременно, почти человечен) влюблённый полицай - Виктор Павлов. Как тороватая, с кулацкою лукавинкой Ольга вдруг неожиданно лихо развернула в полноширь дар Натальи Андрейченко. Наряду с Настей из «Сибириады» Андрона Кончаловского это её большой дебют в кино, хотя "приоритет первооткрывателя" у Самсонова: его "Торговка и поэт" был снят в 1978 году (премьера - май 1979-го), тогда как Кончаловск­ий снял  "Сибириаду­" в том же 1978-м, но премьера состоялась уже в январе 1980-го. В других ролях Виктор Жиганов, Любовь Реймер, Иван Савкин, Иван Рыжов, Стефания Станюта…

Между тем, на дворе 1980-е: Московская Олимпиада, зенит могущества и начало конца Страны Советов! Да разве способен автор такого диапазона пропустить спортивный позывной? На экране «Восьмое чудо света» - ироническая мелодрама о непростом счастье советских баскетболисток (в ролях Татьяна Кравченко, Лия Ахеджакова, Ирина Губанова, Станислав Михин, Рамзес Джабраилов, Леонид Довлатов, а также профессиональные спортсменки).

Ещё не улеглись Олимпийские страсти, а «большой спорт» заслоняет банальное газетное объявление «Одиноким предоставляется общежитие», которое в одночасье становится явлением жанра. Какого жанра? Он сложен и неопределим: то ли лирическая комедия, то ли реалистическая драма с густейшим замесом типов, коллизий, судеб. И даже «свирепый» комендант Александр Михайлов совершенно не похож на себя. Впрочем, эта интригующая непохожесть и делает его великим Михайловым, а Гундареву – Гундаревой (плюс: Тамара Сёмина, Фрунзик Мкртчян, Елена Драпеко, Виктор Павлов, Елена Майорова, Людмила Шевель, Владимир Симонов).

«Танцплощадка» - едва ли не первый перестроечный прыжок к концу советского тоннеля, света за которым так и не видать. Странные проблемы «этих молодых» на старте «ускорения и гласности», когда уже чуется, фонит, пофыркивает кислотной вонью стремительно близящийся коллапс Системы и Общества, чья безыскусная прелесть совсем ещё недавно умиляла нас в том «общежитии», которое предоставлялось… одиноким. Ещё немного, ещё чуть-чуть, и Общежитие закроют, а одиноких превратят в одиночек и бомжей (в ролях Евгений Дворжецкий, Александра Яковлева, Сергей Газаров, Людмила Шевель, Людмила Шагалова, Анна Назарьева, Николай Прокопович).

Не потому ли на их фоне «Неприкаянный» выглядит уже, как прощальный аккорд величественного, но недолгого реквиема по великой эпохе великой страны? В ролях Олег Ефремов, Светлана Крючкова, Люсьена Овчинникова, Людмила Шевель.

Ещё один шаг к «бесплатному сыру»… и вот уже все мы в частнокапиталистической, ложно-рыночной «Мышеловке» (в ролях Владимир Сошальский, Елена Степаненко, Борис Химичев, Евгения Попова, Никита Высоцкий). На начало 1990-х пришлось второе обращение мастера к парадоксально-психологическому детективу «старушки Англии» с лицом Агаты Кристи. Качества постановки, наверное, не бесспорны. Это объяснимо: на дворе не перелом даже, а разлом строя, страны, идеи, в том числе по линии искусства и, прежде всего, его питательных артерий – совести и финансов. Как оказалось, для очень многих экс-советских творцов потоки эти разнонаправлены. Самсон Иосифович не уподобился - остался верным себе, совести и идеалам, на которых был воспитан.

Сняв третий по счёту «западный» детектив «Казино» (в ролях Армен Джигарханян, Эдуард Марцевич, Леонид Кулагин, Карина Золотова), опять же выгодно возвышающийся над плоским «мейнстримом» совершенно бездарных коммерческих поделок, он решает поставить жирную точку. И точка эта, закрывая безумный ХХ век, должна была стать классической - сродни отправному чеховскому началу. Точка была найдена и называлась...

«Милый друг давно забытых лет». Начало 1900-х. Канун крушения Российской империи и рассказ «О любви». Трагическая любовь, описанная Алексеем Толстым, проста и бескорыстна. Но именно это делает её трогательно возвышенной, контрастно и больно отрывая от приземлённого крысятничества и хищной халтуры, царящих на тонущем корабле империи… уже конца 1990-х (в ролях Александр Михайлов, Анна и Вячеслав Тихоновы, Людмила Титова, Маргарита Радциг-Александрова, Станислав Говорухин, Николай Прокопович, Юрий Внуков, Елена Антипова). Свою последнюю «историю любви» Самсон Самсонов посвятил Учителю, Сергею Герасимову, и это задает изначально благородный посыл чистому, красивому повествованию в великих традициях русской классики.

Замечательному произведению о Человеческой любви выпало стать завещанием Художника: «Будь разным, но верным Культуре».

И культура благодарно хранит великое имя: Самсон Самсонов.


* Николай Николаевич Крюков (1908-61) – лауреат 2 Сталинских премий (1947, 1948). Автор музыки для более 60 фильмов («Броненосец «Потёмкин»» редакции 1950, «Лётчики», «Зори Парижа», «Мы из Кронштадта», «Поколение победителей», «Морской пост», «Семья Оппенгейм», «Ленин в 1918 году», «Подкидыш», «Оборона Царицына», «Парень из нашего города», «Жди меня», «Дни и ночи», «Юбилей», «Без вины виноватые», «Адмирал Нахимов», «Крейсер «Варяг»», «Миклухо-Маклай», «Сказание о земле сибирской», «Повесть о настоящем человеке», «Далеко от Москвы», «Большой концерт», «Джамбул», «Герои Шипки», « Дорога», «Попрыгунья», «Пролог», «Сорок первый», «Идиот», «Неотправленное письмо» и др.).

Василий Александрович Дехтерев (1910-87) – главный музыкальный редактор киностудии «Мосфильм» в 1960-70. Лауреат Сталинской премии (1950). Автор опер «Княжна Мери», «Таня» и др., кантат, симфонической и камерной музыки. Писал для театра и кино: «Сорока-воровка», «Песнь о Кольцове», «Нахалёнок», «Оптимистическая трагедия» и т.д.

Игорь Андреевич Егиков (родился в 1936) – композитор и пианист, автор знаменитых вокальных циклов и мюзиклов. Сочинил музыку к кинокомедии «Много шума из ничего»


**  Михаил Константинович  Трояновский(7 ноября 1889 – 14 декабря 1964) - заслуженный артист РСФСР (1958). Кавалер ордена Ленина за ударную работу в дни Великой Отечественной войны (1944). До 1934 года работал аптекарем. В 1934 году вышел на сцену театра «Семперантэ», в 1939-1945 - на киностудии «Союздетфильм», в 1945-1957 - в труппе Театра-студии киноактера. С 1937 активно снимается в кино. Великолепный дедушка Каширин в экранизации повестей А.М. Горького  «Детство Горького» и «В людях» (1938). Среди заметных ролей: судовой врач («Гибель «Орла»» 1946), Бернс («Принц и нищий» 1942), Омельченко («Непокорённые» 19454), Прокопьич («Каменный цветок» 1946), шеф жандармов Дубельт («Тарас Шевченко» 1951), Трифон («Садко» 1952), Пехтерьев («Завтрак у предводителя» 1953), ямщик («Чук и Гек» 1953), генерал Непокойчицкий («Герои Шипки» 1954), травник Иннокентий («Опасные тропы» 1954), тихий жулик Мартын Иванович («За витриной универмага» 1955), Флегонт Нилыч («Матрос Чижик» 1955), венецианский дож (Отелло» 1955), клоун Кубышка («Артёмка» 1956), крестьянин («Убийство на улице Данте» 1956), профессор медицины Шелаков («Огненные вёрсты» 1957), купец 1 гильдии Пазухин («Смерть Пазухина» 1957), генерал Алексеев («В дни Октября» 1958), прорицатель («Сампо» 1959), фельдшер («Жестокость» 1959), вахтёр («Необыкновенные приключения Миши Стрекачёва» 1959),  печальный старичок на колядках («Вечера на хуторе близ Диканьки» 1961), антрополог («Человек ниоткуда» 1961), политрук Петерсен («На семи ветрах» 1962), Данила Шаблок («Криницы» 1964), десятник («Герой нашего времени» 1965) и др.

*** Известные советские экранизации Дж. Б. Пристли: «Старый темный дом» (1932), «Теперь пусть уходит» (телеспектакль 1963), «Гендель и гангстеры» (телеспектакль 1967), «Он пришел» (телеспектакль 1972), «Опасный поворот» (1972), «Бешеное золото» (1976), «31 июня» (1978), «Инспектор Гулл, или Он пришел» (1979), «Скандальное происшествие в Брикмилле» (1980), «Время и семья Конвей» (1984), «Сон в летний день» (1994).

Вместо иллюстрации воспроизведены страницы книги Е. Тиханович и А. Шпагина "Самсон Самсонов. Вдохновенный романтик", М., "Белый город", 2013.

Моя рецензия на эту книгу по адресу:
http://www.proza.ru/2014/06/27/807