Владимир Сиренко - Главный дирижёр Украины

Евгений Петрович Ганин
Публицистика.
Фото автора.
*************
     Дирижёр – это не простой человек, размахивающий руками перед большим собранием профессиональных музыкантов. Профессия дирижёра изначально – таинственная, сложная, загадочная. Она требует труднейшей деятельности интеллекта, эрудиции, души, сердца и  природного таланта. В одном лице должно гармонично сочетаться искусство лидера, политика, философа и артиста. Это - профессия зрелого возраста, требующая вечного совершенства, постоянной внутренней перестройки, ревизии накопленного жизненного опыта, фундаментальных знаний культуры и истории всего мира. Руки дирижёра, его глаза, спина, всё тело - есть продолжение его воли и чувства. Он обязан слышать и понимать не только музыкантов на сцене, но и слушателей в зале. Секрет управление людьми посредством музыки можно постигнуть через единение идей композитора и эмоций образованного человека на сцене и в зале.
    Такими уникальными качествами дирижёра обладает Художественный руководитель Национального Заслуженного Академического Симфонического Оркестра Украины Владимир Фёдорович Сиренко.
******************
    Среда, 12 сентября 2012 года. Колонный зал Киевской Филармонии переполнен слушателями. Чинная, нарядная, улыбчивая публика, приготовилась получать  удовольствие от первого выступления в 149 сезоне Киевской филармонии Главного национального симфонического оркестра Украины.
    Программа выступления Главного Дирижёра Украины - Владимира Сиренко полностью посвящена творчеству гения русской классической музыки  - Петру Ильичу Чайковскому.
    Я удобно расположился на 11- месте  третьего ряда партера.Появление  дирижёра было встречено публикой бурными аплодисментами. Маэстро медленно поднял руки: воцарились полная тишина. Кисти его рук протянулись к духовым инструментам. Пальцы нажали невидимые клавиши, и тёмные звуки кларнетов запели печальный хорал любви и смерти Ромео и Джульетты:

          «В Вероне древней и прекрасной,
          Где этой повести ужасной
          Свершилось действие давно, -
          Два уважаемых равно,
          Два славных и высоких рода,
          К прискорбию всего народа,
          Старинной лютую враждой
          Влеклись… Что день, - то новый бой.
         
          Багрились руки граждан кровью;
          Но вот, под роковой звездой
          Чета двух душ, исполненных любовью,
          Из тех (враждебных) родились утроб.
          И обрела - в их гибели ужасной -
          Вражда родов исход себе,- и гроб.

          И вот теперь, о той любви несчастной,
          Запечатлённой смертью; о плодах
          Вражды семейной, вечно раздраженной,
          И смертью чад лишь горем упрощенной
          Мы в лицах повесть вам на сих досках представим…»
 
    У Владимира Сиренко - хореографические руки. Они начинают священное действо: его пластичные пальцы удивительным образом соединяют пространство и время: Волшебство музыки переносит нас в далёкий итальянский город Верону.Авторы - композитор, поэт, артисты оркестра, наполняют Колонный зал Киевской филармонии чарующими звуками любви Ромео и Джульетты...  Тема лютой вражды родителей постепенно заполняет всё пространство концертного зала. Мелодию нежности свирепо перебивают фанфарные сигналы смерти...
    Владимир Сиренко наполнил сердца слушателей эмоциями вечной драмой любви и смерти. Музыка Чайковского задаёт слушателям шекспировский вопрос:
    "Почему молодые люди должны обязательно погибнуть, чтобы началось примирение? 
******
    Отзвучали финальные аккорды "самой печальной повести на свете". Дирижёр не сразу опускает руки, молитвенно обращённые к небу. На несколько секунд в зале наступает гробовая тишина...
    Мы, слушатели, сердцем почувствовали музыкальное волшебство Маэстро и его уникального оркестра. Наступила гробовая тишина осмысления драмы ...Затем  по рядам пролетел шквал благодарных аплодисментов.
******    
     Первое отделения концерта закончилось выступлением французского виолончелиста украинского происхождения Владимира Шевеля. Оригинальное произведение Чайковского на тему "рококо" было исполнено замечательным музыкантом артистично, проникновенно...  Буквально на одном дыхании - смычком своего чудного инструмента - он артистично, виртуозно рисовал балетные мизансцены театрального представления.
    Владимир Сиренко аккомпанировал солисту подобно ангельской тени аккуратно, ласково следуя за каждой нотой солиста.
******
    «Вариации рококо» особенно выделяются из всех произведений Петра Ильича, прежде всего, светлыми, радостными картинами, иногда грустными, но чаще - шутливой перебранкой, между отжившим свое время бодрым старичком, и молодыми «кокетливыми
девушками-флейточками».
    Каждая вариация, звучала в концерте в обрамлении кокетливых виолончельных завитушек, а временами - солидный инструмент начинал жаловаться на горечь одиночества угасающей жизни.
    Изысканный, галантный, капризный стиль «рококо» (rococo – ракушка) возник во Франции XVIII века. Получив признание у декораторов королевских и царских дворцов, архитекторов и художников, музыкальный стиль "рококо"  привился у таких клавесинистов, как Куперен, Рамо и у ряда других музыкантов той романтической эпохи, отголоски которой мы находим в современном шоу–бизнесе. В музыке Чайковского этот виртуозный стиль приобрёл русское песенное начало. Он отразился в  балете «Лебединое озеро» и в опере «Пиковая дама».
У Владимира Шевеля "Виолончельные вариаций с оркестром", сохранили цельность композиторской мысли. Монолог интеллигентного старичка был пронизан романтическими речитативами, рефренами, - то минорными, - то мажорными настроениями. Виолончель солиста почти словесно пела:
        "Жизнь прошла уж давно,
         Ох, рококо, рококо!"
А когда шаловливые  "флейточки-девочки" смеялись над  старцем, - виолончель отвечала:
        "Я ещё - огого, огого! Мы ещё - рококо, рококо!"

Публика была в полном восторге от солиста: Браво! Бис!-сотрясали партер и балкон концертного зала. Владимир Шевель в знак благодарности -исполнил элегический "Ноктюрн", созвучной с киевской романтической осенью.
******
      Во втором отделении концерта исполнялась Пятая симфония Чайковского, ми минор.
Прошло одиннадцать лет после сочинения Четвёртой симфонии.Концертный сезон 1887—1888 годов был у Чайковского был очень напряжённым.В эти годы он начал  впервые выступать в качестве дирижёра собственных произведений.Прозвучала опера «Чародейка»,поставленная в Петербурге Мариинским театром.В ноябрьской Москве он дал два симфонических концерта. Зимой отправился в первую большую гастрольную поездку за рубеж.Дирижировал концертами из своих сочинений в Лейпциге,Гамбурге,Берлине,Праге,Париже,Лондоне.Возвратившись в Россию, Пётр Ильич с огромным удовольствием поселился во Фроловском имении,в семи верстах от Клина,в усадьбе помещиков Паниных.Тишина, безлюдье, живописные холмы,русская упоительная природа -  вся эта красочная обстановка располагала композитора к комфортабельному творчеству.Он снял небольшой домик, «стоявший на солнечном пригорке, окруженный тенистым садом,переходящим в густой лес.
"Я совершенно влюблен в Фроловское»", — писал он брату.Здесь в мае 1888 года он начал работать над Пятой симфонией.Сочинялось она медленно и трудно: «Буду теперь усиленно работать, мне ужасно хочется доказать не только другим,но и самому себе,что я еще не выдохся.Частенько находит на меня сомнение в себе и является вопрос: не пора ли остановиться,не слишком ли я напрягал всегда свою фантазию,не иссяк ли источник? Ведь когда-нибудь должно же это случиться, если мне суждено еще десяток-другой лет прожить, и почему не знать, что не пришло уже время слагать оружие? Трудно сказать теперь,какова моя симфония сравнительно с предыдущим и особенно сравнительно с Четвертой.Как будто бы прежней легкости и постоянной готовности материала нет,припоминается,что прежде утомление бывало к концу дня не так сильно.Теперь я так устаю по вечерам,что даже читать не в состоянии».
   К 14 августу 1888 года Пятая симфония была полностью закончена.Премьера симфонии состоялась 5 ноября 1888 года в Петербурге в концерте Филармонического общества.Вся программа была составлена из произведений Чайковского.Дирижировал сам автор.
10 декабря он дирижировал ею в Москве, в концерте "Русского музыкального общества.
В обеих столицах исполнение новой симфонии имело большой успех.
******
 Вступление симфонии — траурный марш, интонируемый бас-кларнетом,звучит в сопровождении низких струнных:"Полнейшее преклонение перед судьбой перед неисповедимым предначертанием", — пишет об этом музыкальном образе Чайковский в своих черновиках.
"Сомнения, жалобы, упреки...»
В главной теме мы слышим решительный энергичный марш,но окрашенный сумрачной тревогой: Движение порывисто, ритмика обострена.Но постепенно тональный колорит светлеет,набирает силу,превращаясь в мощный музыкальный поток.Мы чувствуем приближение кульминации. Побочная партия в романтическим порыве пытается задержать слушателя навсегда в чувстве надежды и благополучия.Скрипичная мелодия пытается сопротивляться бурному движению духовых к финалу симфонии.Элегантный вальс струнный инструментов — это полное отстранение от пугающей драмы.В нем господствуют нежность и чистота.Но резкие аккорды всего оркестра разрушают аристократический вальс и возвращает нас к драме,полной накала и борьбы за выживание. Мы, слушатели, временно забыли о "сомнениях, жалобах, упрёках..."
*******
  Вторая часть, анданте, - один из прекраснейших образцов лирики Чайковского.
Звучит скорбный хорал струнных инструментов,затем вступает валторна с глубоко проникновенным соло. Лирическая, страстная песня прощания человеческой души невольно вызывают слёзы... Светлые напевы деревянных духовых инструментов подчёркивают неизбежность трагического исхода.  Но в песне валторны вопреки всему появляются ноты надежды. Надежда вернулась! Жизнь прекрасна! Нежданно вновь врывается тема рока. В ответ ей экспрессивно звучит мелодия виолончелей. Они поют человеческим голосом. Безбрежный  песенный разлив эмоций, возможный только в произведениях Чайковского, тщетно пытается
страшный поток гнев "всех против всех". Лирика отступила. В последний раз прекрасная мелодия появляется поникшей,полной минорной печали. Завершает вторую часть произведения короткий вздох кларнета.
*******
Третья часть - симфонии капризной, изменчивый вальс. Свободно переходит его романтическая мелодия от инструмента к инструменту,прихотливо смешивая акценты, нарушая привычную танцевальную метрическую сетку, придавая музыке свободу, широту дыхания.... Отстраняются, отходят на задний план трагические коллизии.Лишь в конце части, будто спрятавшись в ритме вальса, поднимается тема рока,но и она не нарушает общего спокойного,чуть печального, сентиментального настроения.
*******
  Финал начинается вслед за последними аккордами вальса подчеркнуто торжественным, даже торжествующим движением в темпе марша.Марш этот необычный: замедленный,не желающий подчиниться ритму шага.Это звучит тема неизбежности страшной судьбы.Гремит могучая  дьявольская сила.Движение нарастает... Начинается вихрь движения огромной массы людей.
Из него временами вычленяются отдельные «реплики», затем все вновь сливается в один поток, как в кинофильме: кадры народного ликования проносятся - то крупным, то общим планом... Но зловещий  тембр медных инструментов перекрывает всё на свете.
Кажется,что тема рока непобедима.Но потом, она как будто теряет зловеще-мрачный характер, подчиняясь философскому смыслу произведения.В заключительных тактах симфонии - тема страшной судьбы человека, - у Владимира Сиренко звучит в победном, оптимистичном настроении.Надежда на то что душа человеческая  никогда не умрёт,остаётся с нами. Слава Богу! Чайковский предоставил всем дирижёрам мира возможность различно трактовать эпический замысел этого загадочного произведения: "Кто же победит: рок смерти или оптимизм жизни?" Ответ находится в дирижёрских руках.
*******
  Я встретил Маэстро Сиренко в артистической комнате оркестрантов.Его фрак был мокрым от пота, но лицо его было умиротворённым.Он мне показался солдатом после боя,победившим зло.Глаза выражали радость победы.Я понимал, что беседовать с Владимиром в этот момент – это просто издеваться над ним.Мы договорились встретиться на следующий день.
*******
  В маленьком тесном «кабинете» Первого Дирижёра Украины - Маэстро Сиренко встретил меня с извинениями: "Вот так мы и живём: в тесноте, но не в обиде. Академический оркестр наш многочисленный,талантливый,сложный,насыщенный дорогими музыкальными инструментами, огромной нотной библиотекой,а помещения для концертов и ежедневных репетиций у нас нет.
В Колонном зале Киевской филармонии мы – увы! – гости с улицы. Это не только наша беда. Творческие коллективы Киева классического направления задыхаются в отсутствии надлежащих помещений для плодотворной работы.Мы отстали от Европы, Америки,Канады,Японии, Австралии,Германии лет на 200! Но мы живём! Гастролируем по всему миру, поднимая авторитет украинской классики.Но так долго продолжаться не может..."
******
 - Однако Вы потрясли не только меня, но и всех слушателей Вашего замечательного коллектива своей гениальной трактовкой Великой симфонии гения.Не у каждого дирижёра это получается.Почему Вы остановились на исполнении Пятой симфонии в 149-м  концертном сезоне Киевской филармонии?
   - "К глубокому понимаю этого эпического произведения я шёл долго и осторожно.Жизнь человека,как правило,можно разделить на два главных периода: на молодое время энергичного оптимизма и на время зрелого пессимизма.Две последние его симфонии,( №5 и №6) отражают два периода сложных жизненных переживаний самого композитора.Почти каждый человек,переступая через порог своего пятидесятилетия,подвергается в той или иной степени, депрессии: "А что будет дальше?" 
Возникает новое психическое состояние,знакомое многим эмоциональным творческим личностям. В пятой симфонии Чайковский меняет векторы человеческого пессимизма.В этом произведении,которое зеркально отражает его реальную жизнь,я старался  двигаться в одном с ним направлении: пройти от похоронных печальных песнопений к неудержимому финалу торжества победы над злом: "Мы будем жить вечно, если победим рок нашей судьбы".
 
  - Вы сделали это великолепно, Владимир Фёдорович!Мы, Ваши слушатели, с нетерпением будем ждать исполнения последней его Шестой симфонии.
   
  -  "Я ещё ее знаю: где и когда это событие произойдёт.Но знаю,что «лебединую песню» Петра Ильича родного мне по духу человека,я обязательно исполню".
*******
   Владимир Сиренко - Дирижер от Бога. Харизматический добрый интеллигентный Человек, талантливый яркий дирижёр, дисциплинированный, скромный. обязательный, отличный семьянин. Родился в Полтавской области. Из простого баяниста он вырос до когорты замечательных  симфонических дирижёров мира. С его приходом на высокий подиум Главного симфонического дирижёра Украины, коллектив оркестра преобразился, помолодел, но сохранил священное уважение к ветеранам коллектива. Профессионализм оркестрантов достиг мировых стандартов  исполнительского мастерства. Посыпались гастрольные приглашения из Россия, США, Великобритания, Южной Кореи, Франции, Италии, Германии, Испании, Голландии, Польши, Словакии, Болгарии и из других стран всех частей света.
   Слушатели этих цивилизованных стран имели удовольствие наслаждаться музыкой украинских композиторов, произведениями Малера, Берлиоза, Вагнера Бетховена, Станковича,
Губаренко, Шнитке, Чайковского и многих других замечательных авторов. Обширный репертуар оркестра постоянно пополняется. В этом есть заслуга Художественного руководиля Главного национального оркестра Украины. Он лауреат Национальной премии имени Тараса Шевченко; Заслуженный деятель искусств Украины и России. Сиренко дирижировал оркестрами Братиславского радио, Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, Simfonia Warsovia, Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии, Лондонским Королевским симфоническим оркестром; осуществил более 200 записей в фондах Украинского радио и на CD; записал "Реквием" украинского композитора Валентина Сильвестрова.
   Нынешним оркестром Сиренко в прошлом руководили такие знаменитости, как Натан Рахлин, Константин Симеонов, Стефан Турчак, Владимир Кожухарь, Фёдор Глущенко, Игорь Блажков...
   Любой музыкант не мыслим без персонального инструмента. У симфонического дирижёра персональный инструмент – симфонический оркестр, состоящий из артистов с высшим  консерваторским образованием. Каждый их них – неповторимая личность со своим характером, апломбом. Играть на таком живом человеческом инструменте ответственно и сложно. Не каждому маэстро удаётся оседлать это строптивую «музыкальную лошадку». Многих, даже талантливых дирижёров,симфонические оркестры мира сбрасывают с дирижёрской подставки, особенно тех, кто рассматривает артистов оркестра в качестве бездушных роботов, безропотно послушных диктатуре дирижёрской "палки".
    Владимир Сиренко не дрессирует" музыкантов, а находит с ними общий, равноправный дружеский язык взаимопонимания. Его кредо, проверенное на практике, уже определилось.   
Я понимаю и разделяю Вашу мысль: "Артисты оркестра, дирижёры, композиторы, посетители концертов, ТВ, СМИ, пресса, государство, народ, депутаты, президенты, - все жители страны изначально являются одним большим, неразделимым, цивилизованным обществом классической культуры нашей любимой Украины вообще, и классического музыкального искусства - в частности"
******
    - Это прекрасно, что Вы, дорогой Владимир Фёдорович, этот постулат понимаете не формально, а душой и сердцем. Полагаю, что в этом заложен один из секретов Вашего творческого успеха. Желаю Вам крепко держать палочку счастья в дирижёрской руке!
******
Резюме:
Первого ноября маэстро Сиренко отмечает свой день рождения.