10-ая сказка. Полосатый захватчик

Денис Емельянов
               
Последние несколько дней Мышонок был занят обустройством своего нового жилища.  Постоянно находилось что-то, что требовало его внимания, что можно было сделать ещё лучше и удобнее. Маленький строитель натаскал в свою в спаленку целый ворох мягких травинок и листиков и свил себе из них настоящее уютное гнёздышко. Потом притащил в норку сухой соломы, и своими острыми зубками быстро превратил ее в мелкие опилки. Этими опилками он покрыл весь пол в просторной кладовочке. Получился мягкий и сухой ковер.
—;Вот если бы моя Мама увидела, как я тут всё здорово устроил! — думал, улыбаясь, Мышонок, продолжая работу.
Но вот в один из дней, когда Мышонок наводил порядок в дальнем коридоре своей норки, он вдруг услышал странный звук: «жжж-зжжзжжжззз». Мышонок оставил работу и побежал поскорей узнать, что это так жужжит. Он увидел, что со стороны главного входа по прорытому им коридору двигается существо, похожее на осу, покрытое такими же чёрными и жёлтыми полосами, только в несколько раз крупнее. На его спине были небольшие прозрачные крылышки. Они-то и издавали громкое жужжание. Увидев Мышонка, непрошеный гость остановился и перестал жужжать.
—;Кто ты такой, и зачем ты забрался в мою норку?—; удивленно спросил Мышонок.
—;Я, Шершень-разведчик. Я летаю везде и моя обязанность —;узнавать, что и где появилось нового в округе.
—;Обязанность? Мне всегда казалось, что узнавать что-то новое —;это самое интересное занятие на свете. А что значит «разведчик»?
—;Это означает, что я разведываю, то есть первым бываю там, где ещё никто не был, и потом докладываю остальным то, что узнал.
—;Выходит, что я тоже разведчик, —;догадался Мышонок. —;Только мне докладывать некому, я совсем один. А что ты разведываешь сейчас?
—;Я ищу для нас, шершней, новый домик. Этот хорошо устроен, он мне очень понравился. Мы бы удобно здесь разместились всем нашим роем. Нас очень много и лучше бы тебе с нами не ссориться, —;угрожающе прожужжал Шершень. — Сейчас я тороплюсь, но завтра утром я прилечу и надеюсь, что ты уже уберешься отсюда подальше подобру-поздорову.
После этих слов Шершень развернулся, поднялся в воздух и исчез в вышине. Оставшись один, Мышонок опять почувствовал себя маленьким, слабым и совсем беспомощным перед лицом новой опасности. Сначала  он чуть было не разревелся, но потом ему вспомнились слова Муравья:
—;Ты маленький, но сильный духом!
—;Нет, так просто я не сдамся, — решил Мышонок. Он постарался успокоиться и начал вспоминать все, чему его учила мама:
—;Если ты столкнулся с серьёзной угрозой, действуй внезапно и быстро. Так, чтобы застать врага врасплох.
—;В чём сила  шершней? — задумался Мышонок. — Их много. Они умеют летать. И ещё, они привыкли, что их все боятся. А я совсем один. Они просто уверены, что я испугаюсь и убегу до завтрашнего утра. Нужно нарушить их планы, и я, кажется, придумал, как это сделать.
Мышонку никогда не приходилось ни с кем драться. Он был очень маленьким, добрым и веселым обитателем леса. К тому же раньше он всегда находился под защитой Мамы. Но теперь, когда ему пришлось защищать свой домик, в который он вложил столько труда, крохотное сердце Мышонка наполнилось решимостью.
На следующее утро Мышонок притаился в траве возле запасного входа в норку и принялся ждать. Вскоре появился полосатый разведчик. Он неспешно подлетел к главному  входу и, не торопясь, в полной уверенности, что хозяин давно убежал куда глаза глядят, заполз внутрь. Было слышно только его самодовольное жужжание, когда он двигался по узким коридорам мышиного домика.
—;Пора, —;решил Мышонок.
Он выбрался из своего укрытия, юркнул в норку и быстро побежал вперёд, стараясь отрезать Шершня от пути к выходу. Тот двигался неспешно, с интересом оглядываясь по сторонам и ни о чем не подозревая. Наконец он заметил коридор, ведущий в кладовочку с припасами, и повернул туда. Тут-то его и поджидала засада. Мышонок загородил проход и решительно двинулся на захватчика.
—;Я не умею летать, —;громко и решительно проговорил он, — и я совсем один, но здесь, в узкой норе и вы сможете нападать только по одному. У меня острые зубки и вам со мной не справиться. Я вас не боюсь. А тебя я отсюда не выпущу вовсе.
Шершень зажужжал и попытался было взлететь. Но куда там. В узком коридоре норки ему невозможно было даже расправить крылья. Он испуганно попятился назад и виновато прожужжал в ответ:
—;Ладно, ладно, ты ведь тоже разведчик, а нам, разведчикам, не стоит ссориться. Я сразу понял, что твоя норка нам совсем не подходит. Я просто зашёл сказать, что мы… мы будем искать себе другое место. Пож-ж-жалуйста, отпусти меня.
—;Хорошо, я отпущу тебя, но только если ты пообещаешь, что вы не посмеете больше угрожать мне.
—;Я обещаю, конечно-конечно, — залепетал перепуганный Шершень.
—;И многих вы вот так выгоняете из своих домиков? —;грозно спросил Мышонок, продолжая наступать на непрошеного гостя.
—;Да, бывало, но это всегда было так весело. Я первый раз столкнулся с таким как ты, — продолжал лепетать Шершень, пятясь назад.
—;Весело? Как может быть весело, выгонять кого-то из дома?
—;А мы всегда смеялись, когда хозяин бросался с перепуга бежать.
—;Смеялись?! Ах, вот в чём дело, — догадался Мышонок. —  С помощью смеха так легко усыпить свою совесть. А знаешь ли ты, Шершень, почему над злом никогда нельзя смеяться? 
—;Нет, не знаю. Ну, посмеялись, что тут такого?
—; Все дело в том, что смех очень большая сила. Осмеянное зло перестает остро восприниматься, перестает быть гадким и становится привычным. Оно больше не вызывает отвращения. Поэтому нельзя стараться сделать его веселыми и смешными. Есть вещи, которые всегда должны вызывать отторжение и неприятие. Например, издевательство над кем-то слабым.
–;Но ведь все же смеялись, не я один, – пытался оправдываться крылатый захватчик.
–;Я уверен, что если бы вы не смеялись, то вам стало бы стыдно. Каждому в отдельности.
 Шершень совсем не ожидал такой встречи с хозяином норки и выглядел испуганно и растеряно.
–;А почему бы вам не попробовать построить себе домик самим? – уже более дружелюбно спросил Мышонок.
–;У нас всё решает большинство. Так уж принято. Если все решили, что нужно искать уже готовый дом, то ты должен выполнять, а не раздумывать.
–;А мне кажется, что строить свой собственный дом самому гораздо интереснее, чем получить готовый, построенный кем-то другим. Я думаю, вы упускаете что-то важное. Если бы вы захотели, то могли бы построить себе такой дом, о котором каждый из вас мечтал с самого детства!
–;Я был всё время занят, – пробормотал Шершень, – и мне некогда было об этом задуматься.
–;По-моему, – продолжал Мышонок, – жить большим роем не так уж и хорошо. Каждый из вас делает то, что за него решили другие, и совершенно не задумывается о том, хорошо это или плохо.
–;До встречи с тобой для меня всё было просто, –;признался Шершень, –;я был самым обычным шершнем из большого роя таких же, как я. Но теперь в голове у меня всё перевернулось, и мне кажется, что всё это было совсем неправильно. Я не знаю почему, но я чувствую, что вот-вот заплачу. Но мне всё равно нужно улетать, мне пора. Отпусти меня. Ты ведь обещал.
–;Я выполню своё обещание. Но я скажу тебе ещё кое-что на прощанье. Если ты прилетишь подружиться или поиграть со мной – я буду рад тебе. Если за тобой будет гнаться враг или тебя настигнет непогода – я всегда пущу тебя в свою норку переждать любые опасности. Если твоей семье угрожает гибель или вы попали в беду – я даже готов отдать вам свой домик. Я смогу построить себе ещё, быть может, даже лучше прежнего. Но если ты опять прилетишь, как захватчик – ;я буду защищать свой дом до конца. Я буду драться с тобой и со всеми вами.
С этими словами Мышонок освободил проход к выходу.
–;Ты;удивительный;мышонок,; –;озадаченно;прожужжал Шершень. – ;Я хотел прогнать тебя из твоего дома, а ты предлагаешь мне дружбу. Я думал, ты испугаешься и убежишь, а ты сам напугал меня так, что я до сих пор не могу прийти в себя. И ты говоришь о таких вещах, о которых я никогда не задумывался.
С этими словами Шершень заработал крылышками за спиной так, что на Мышонка подул ветерок, и жужжание заглушило слова, которые он пытался сказать в ответ. Полосатый разведчик быстро выбрался наружу, взлетел, и, сделав большой круг, полетел прочь. А Мышонок ещё долго стоял у выхода из норки и смотрел ему в след.
–;Раньше у меня не хватило бы духу рассердить целый рой шершней. Но когда мне пришлось это сделать для защиты собственного дома, у меня не возникло даже капельки страха, –;подумал он.
–;Я чувствовал, что правда на моей стороне, и ничего не боялся. Захватчики, нападая, выбирают того, кто явно слабее их. Они надеются на то, что он испугается и не захочет драться. Но стоит дать им понять, что будешь стоять до последнего, они убегают прочь. Теперь я знаю, что сильнее не тот, кто больше, или у кого длиннее когти и зубы, а тот –;за кем правда.
Шершень, летевший прочь от нового домика Мышонка, становился всё меньше и меньше и, наконец, совсем исчез из виду.



(Самая первая и моя самая любимая сказка о Мышонке http://www.proza.ru/2012/06/10/1415)(Следующая сказка о маленьком Мышонке http://www.proza.ru/2012/06/20/378)Другие мои сказки http://www.proza.ru/avtor/beneka