От Александра Пушницы до Валерия Штейнбаха

Ян Лех
…Для меня как автора существенно, что на странице Александра Пушницы,
трехкратного чемпиона мира по борьбе самбо,
девятикратного чемпиона СССР,
трехкратного чемпиона Спартакиад народов СССР,
 на актуальной странице в Википедии,
единственным литературным источником
о судьбе этого легендарного сибирского борца
названа моя документальная повесть «Подсечка в темп шагов».
Хотя книга не только о нем.
Очень пристрастный читатель, полковник милиции в отставке,
проанализировал текст и  на одной из встреч доложил,
что в моей повести приводятся около 400 фамилий спортсменов и тренеров,
внесших вклад в развитие борьбы в одежде - самбо.
Я, безусловно, согласился с ним: повесть "Подсечка в темп шагов"
задумывалась и реализовывалась как всероссийский книжный проект.
Подзаголовки, вынесенные на обложку книги: "Самбо против террора"
и "Духовная и физическая самооборона граждан".
На одном из турниров
на призы заслуженного мастера спорта Александра Пушницы,
который по традиции ежегодно проводится в Сибири, в Омске, 
сам Александр Михайлович после приветствия  резко остановил меня
и громко позвал какого-то спортивного вида человека,
огорошив его сходу вопросом:
«У тебя есть книга «Подсечка в темп шагов»?
Тот среагировал мгновенно: «Разумеется, есть».
Александр Михайлович, указав рукой на меня,
сказал, что вот, пожалуйста, и автор этой самой книги.
Для меня тоже сделал пояснение, что передо мной стоит
чемпион мира по самбо из Кстово.
Мне ли не знать о спортивных достижениях Всемирной академии самбо,
расположенной в этом славном городе!
Так что знакомство
 было самым деловым и радушным.
Как говорится, книга и до Киева доведет.
На XXV Московской международной выставке-ярмарке,
9 сентября 2012 года, я уже в порядке собственной инициативы
лично познакомился с Валерием Львовичем Штейнбахом.
Хотя, безусловно, само имя этого человека знакомо с давних лет
практическим всем читающим людям,
которые имели хоть какое-то отношение к индустрии спорта.
Да-да, тот самый В. Л. Штейнбах,
доктор исторических наук, писатель, –
бессменный и деятельный заведующий
редакцией ордена «Знак Почета»
издательства «Физкультура и спорт».
Именно с его легкой руки я, например, узнал,
что прозаик Юрий Трифонов,
автор повестей «Дом на Набережной»,
«Обмен», «Долгое прощание», романа «Студенты»
и других известных произведений,
был к тому же   прекрасным спортивным репортером и документалистом,
яростным болельщиком,
посетившим многие стадионы мира
в минуты роковые самых громких побед и поражений.
В  этой же библиотеке издательства «Физкультуры и спорт»
вышел сборник спортивных рассказов Юрия Нагибина,
в другой книге опубликована повесть
Константина Ваншенкина «Его опасные пасы».
Когда-то я буквально зачитывался
романом «Олимпиец» Брайна Глэнвила,
удостоенного премии Пулитцера.
Все та же серия спортивной прозы,
тот же заведующий редакцией В. Л. Штейнбах.
Валерий Львович   после традиционного рукопожатия сказал,
что уже успел просмотреть
мою трилогию «Твои чемпионы, народ!»,
в которую была включена и повесть «Подсечка в темп шагов».
- А что подписать вам?
Под рукой оказалась его документальная повесть «Майк Тайсон»,
появившаяся на свет в московском издательстве «Человек».
Посокрушались,
что издательства «Физкультура и спорт» уже нет, закрылось,
хотя потребность в литературе на спортивную тему с годами,
на наш взгляд, не стала меньше.
«С искренней симпатией и уважением!» - 
начертал автограф Валерий Львович.
В предисловии к сборнику Юрия Трифонова «Бесконечные игры» 
говорится, что «писатель
 начинается не первой книгой,
но книгой, какую никто,
кроме него,
не напишет».
По существу.
По сути.
Правильно…
Когда появился  небольшой тираж книги «Подсечка в темп шагов»,
преподаватель одного из специализированных вузов заметил,
что на тему развития самбо в Сибири, в частности в Омске,
не написано ни одной страницы даже студенческих работ.
Спасибо Вам, коллеги и друзья!

На снимке: парижский скриншот книги "Подсечка в темп шагов"