Рыбачка. Путешествие по Волге

Гертруда Рыбакова
             ВНИЗ ПО ВОЛГЕ-РЕКЕ...

После  возвращения из Кузнечного для нас, студентов кафедры  экономической географии, началась практика – экскурсия  по Волге, которая запомнилась на всю жизнь. Целью  практики было познакомить нас  с хозяйством различных районов страны, с промышленными предприятиями. За время поездки мы посетили четыре  крупных города на Волге: Горький (теперь Нижний Новгород) и Куйбышев (сейчас – Самара), Сталинград (Волгоград) и Ростов-на-Дону. В Горьком, Куйбышеве и Сталинграде мы были по шесть – семь дней, в Ростове-на-Дону практика заканчивалась. Кроме перечисленных  городов, где мы как бы базировались, мы еще посетили немало небольших, но очень интересных населенных пунктов. Всю поездку оплачивал Университет, то есть проезд, жилье, и даже небольшие «суточные» на питание.   

  Вместе с нами в поездке участвовали три китайских аспиранта с нашей кафедры -  Ван, Чен (или Чжен) и Ян, очень милые, интеллигентные ребята. Они уже заканчивали аспирантуру и очень неплохо говорили по-русски, хотя и с акцентом. С китайскими аспирантами мы очень сдружились.  Позднее, во время учебного года, они частенько приходили к нам в гости,  много рассказывали о своей стране. А одному из них, Яну, Нина Заботина даже помогала проверять и редактировать диссертацию.  Руководила практикой и несла за нас полную ответственность, преподаватель  Лагутина Екатерина Ивановна. Нам всем советовали во время поездки вести дневник, чтоб потом легче было писать отчет. Я, как человек довольно исполнительный, регулярно делала записи о своих впечатлениях. Эта тетрадка,  хотя и не в полном объеме, у меня сохранилась по сей день. Записи, конечно, во многом наивны и излишне эмоциональны, но так я тогда воспринимала жизнь, с восторгом  и пафосом.  Небольшие выдержки из тех давних записей я приведу здесь. Не смейтесь над ними, мои читатели.  Я писала искренне, мы все, или, по крайней мере, большинство из нас, были  патриотами, восторженными  и наивными. Названия городов я буду приводить старые, так как они назывались во время нашей поездки.
         
  «В ночь с 26-го на 27-е июля, в 2 часа 15 минут, мы выехали с  Московского вокзала в скором поезде № 35 на Москву. А 27-го, в половине третьего дня, может быть не слишком гостеприимно, нас приняла в свои  объятия Москва. Закружила в пестрой, многоголосой толпе, понесла, обдала духотой, шумом и пылью.  Сразу пришло разочарование, вспомнился милый Ленинград, более чистый и менее многолюдный. Сдав вещи в камеру хранения и закомпостировав билеты на Горький, поехали в метро  на ВДНХ – Выставку достижений народного хозяйства. Вышли из метро, и перед глазами открылась широкая панорама выставки. Вот здесь мне нравится, как и большинству группы. Обилие цветов, чудесный воздух, от всего веет таким   простором, размахом, что хочется глубоко вздохнуть и закричать что-нибудь веселое, радостное!

 С большим удовольствием и интересом осмотрели мы часть выставки, так как времени было мало, а нам хотелось успеть увидеть в Москве как можно больше. Каждый в группе выбрал для себя свой маршрут, некоторые были в Москве не впервые.  Мы с Верой Криницыной поехали на Красную площадь.  В метро больше всего понравилась станция «Комсомольская», такая просторная, необыкновенно богатая и красивая по отделке.

 И вот передо мной Красная Площадь! Сколько раз в детстве мечтала я о ней!   Древняя, овеянная славой и Кремль с рубиновыми звездами!  Мы попали к Мавзолею уже после его закрытия, но посмотрели  смену караула.   Послушали бой часов на Спасской башне. Мне даже не верилось, что  я стою на Красной площади. А тут еще вдруг включили прожектора, и все засияло совсем новыми красками, приобрело другой вид, сплошное море огней!  С Красной площади мы еще поехали к Университету на Ленинских горах.   Великолепное  36-этажное здание, высотой 318 метров, предстало перед  нами.   Даже нет слов, чтобы описать те чувства, которые испытываешь, когда стоишь перед этим   Дворцом  науки. Я даже немного позавидовала студентам, которые учатся  в МГУ.  Но пора было возвращаться на вокзал. Полдня, проведенные в Москве, измотали нас, и мы, довольные сели в поезд Москва – Горький.

28-го июля утром приехали в Горький.  Устроили нас в общежитии университета, условия хорошие – по три человека в комнате. 29-го с утра  ходили в Совнархоз, где имели продолжительную беседу с работником планово-экономического управления.  Он очень интересно рассказал  о промышленности  Горьковского экономического района, о достопримечательностях города, посоветовал, что посмотреть».

  Чтобы не утомлять читателя полным описанием всех событий, описанных в моем дневнике, перечислю только, что мы успели осмотреть в Горьком за неделю пребывания,  а подробнее расскажу  о Горьковском автозаводе, Правдинском целлюлозно–бумажном комбинате(ЦБК) и о промышленном музее в Павлово на Оке.  Город  Горький привольно раскинулся у слияния Оки с Волгой,  на высоком берегу. С Волжской лестницы открывается    широкая, грандиозная панорама   двух могучих рек,   после слияния образующих ещё более мощный поток. По Волге плывут десятки различных судов и барж, больших и малых, такое захватывающее зрелище!  Мы побывали с экскурсией в  Кремле, построенном в 16 веке.  Он, конечно, не такой величественный, как Московский, но все же красивый.  В музее видели знаменитую картину художника Маковского «Воззвание Минина», где  изображен Кузьма Минин, нижегородский посадский, на территории Кремля призывающий народ вступать в ополчение, на борьбу против польских интервентов. Посетили очень интересный бытовой музей А.М. Горького (домик Каширина). В городе много памятников известным людям: Кузьме Минину, А.М.Горькому, Я.М. Свердлову, В.П.Чкалову.

  30 июля мы ездили на  экскурсию в поселок Правдинск (старое, а теперь  возвращенное снова, название - Балахна). Там находится  крупный ЦБК.  Вот что я записала о комбинате в дневнике:    «…  Экскурсию вел старый рабочий комбината, уже пенсионер, дядя Миша, так интересно обо всем рассказывал. Подумать только, сколько труда приходится вложить людям и мощным машинам, чтоб получить чистый газетный лист!  Правдинский  комбинат выпускает  газетную и оберточную бумагу, причем, газетной бумагой обеспечивает весь Советский Союз, а часть поставляет за границу.  Комбинат построен в 1928 году, это детище первой пятилетки! Производство бумаги довольно сложное, многоступенчатое, мы его осмотрели от начала  до конца. Сначала бревна с Волги, исключительно  ель, идут на распиловку.  Потом  распиленные бревна в больших барабанах освобождаются от коры и по транспортеру   загружаются в особые машины, где их перемалывают в древесную массу. Древесная масса варится в котлах и превращается в волокна. Затем на других машинах эта волокнистая масса освобождается от воды, движется по ленте, постепенно превращаясь в бумагу. На наших глазах рождалась бумага! Только что мы видели обыкновенные еловые бревна, и вот уже держим в руках чистую, тонкую, белую бумагу!   Ещё мы осмотрели производство целлюлозы, оберточной бумаги, видели машину, которая разрезает бумагу на рулоны определенных размеров. Если рулон получается с браком, то его на машине разрезают сразу  на листы по формату газеты и уже в таком виде отправляют в типографии. На комбинате производят также серную кислоту, необходимую для производства бумаги, древесный спирт, есть цех изоплит – сухой штукатурки.   Экскурсия нам очень понравилась. В Горький возвращались вечерним поездом, усталые,  но довольные».

« 2 августа ездили на автобусе в небольшой городок Павлово на Оке, в промышленный музей. Ехали два с   половиной часа. Из окна автобуса открывались такие дали!  Дорога идет по угорам, с холма на холм, то вверх, то вниз. Кругом столько зелени, и из неё выглядывают  домики  сел. Природа необыкновенно красивая. Павлово стоит на высоком берегу Оки, это очень древний город, прославившийся умельцами по изготовлению всевозможных замков, от самых больших, до крошечных, ножей всевозможного назначения, топоров. Все это представлено в  Павловском музее. Мы видели такие маленькие замочки, которые весят чуть больше одного грамма,  и даже один замочек нам показали весом 0,26 грамма. Поездка очень понравилась, узнаешь так много нового и интересного, встречаешь новых людей, лучше познаешь мир».

«…3-е августа было очень богато впечатлениями. С утра мы отправились на автозавод. Экскурсию проводил главный инженер штамповочного цеха. Он очень интересно рассказывал обо всем.  Не знаю, как остальные, а  я была в восторге от всего увиденного.  Я очень люблю машины, и у меня даже мелькала мысль  все бросить и остаться работать на заводе. ( В юности у меня был слишком восторженный характер, хотелось много узнать и многое успеть).   Мы осмотрели      наиболее интересные и понятные для нас цехи.   Главный конвейер цеха сборки ГАЗ-63, ГАЗ-63а и ГАЗ-51,  имеет в длину 230 метров, а когда  завод только построили, в 1932году,  он был 80-метровым.  Завод огромен, в нем 140 цехов, в них работает около 80 тысяч рабочих и инженеров, население среднего города.  С главного конвейера каждую минуту или полторы минуты сходит автомашина.  Еще мы посмотрели цех сборки легковых автомобилей «Волга» и «Чайка»,  цех сборки кузовов и штамповочный.  Особенно понравилась «Чайка», она действительно похожа на птицу, готовую взлететь. Машина развивает скорость 160 км в час! (Не удивляйтесь,  читатели, моему восторгу, ведь это был 1959 год). Завод утопает в зелени, около каждого цеха деревья, клумбы с цветами, фонтаны, скамеечки. В каждом цехе работают столовые самообслуживания, в одной из них мы пообедали очень вкусно и дешево. При заводе  имеются два техникума, филиал Горьковского политехнического института, свои вечерние школы, училища по подготовке рабочих – то  есть, созданы все условия для  учебы.

 После автозавода мы поехали в Краеведческий музей. К сожалению, времени до его закрытия оставалось немного, всего около трех часов. Разве можно осмотреть все досконально? Там было так много интересного о природе края, революционном прошлом, о великих людях, живших в Горьком – Нижнем Новгороде.  Здесь   жили и работали  изобретатель Кулибин, математик Лобачевский, писатели  Добролюбов, Мельников-Печерский и Горький, композитор Балакирев. Город Горький является крупнейшим  промышленным центром в Поволжье.  Из 900 тысяч населения 540 тысяч составляют рабочие. На заводе «Красное Сормово», строят речные и морские суда, сухогрузные теплоходы по типу река-море,  в городе много предприятий легкой и пищевой промышленности.  Но наше пребывание в Горьком подошло к концу, сюда  мы приехали поездом, а дальше наше путешествие пойдет по Волге!»

4 августа в 14 часов на теплоходе «Добрыня Никитич» мы отошли от причала гостеприимного Горького и идем по направлению к Куйбышеву.  В пути мы будем находиться двое суток, в больших городах теплоход делает  довольно длительные остановки, можно сойти на берег и погулять полчаса. Правда, нам удалось это сделать только в Казани и в Ульяновске, где на берегу, рядом с пристанью, был настоящий рынок, и мы покупали себе помидоры, огурцы, яблоки. Остальные большие остановки пришлись на ночное время.   Теплоход очень красивый, огромный, четырех палубный. Нас разместили в двухместных каютах, так замечательно!  Сначала мы с девочками даже немного заблудились, когда искали свои каюты, забрели нечаянно в служебные помещения для команды, но зато познакомились и подружились с хорошими ребятами. Это были студенты Горьковского  института инженеров водного транспорта, проходящие на судне преддипломную практику. Они нам показали все, что можно – и капитанский мостик, и машинное отделение, и кают – компанию, и  свои кубрики. Ребята  работали  помощниками механиков или машинистами, уже не помню точно, кем.   Они  несли вахты в машинном отделении, а все свободное время проводили  с нами. До чего легко люди сходятся, понимают друг друга в молодости! Нам было так хорошо и весело с новыми друзьями, что  двое суток прошли, как два  часа.  В Куйбышеве было до слез жаль расставаться  с ними, но вечером теплоход уходил дальше, вниз по Волге, к Астрахани.

«6 августа1959 года. Вот мы и в Куйбышеве.  Жить устроили нас  в Пединституте, прямо в деканате исторического факультета, так как в общежитиях  не нашлось места, где-то идет ремонт, а где-то  живут абитуриенты. Разместили всех в одной комнате – и ребята,  и девушки, и Екатерина  Ивановна.   «Демаркационной» линией между нами и мужчинами служат столы и комнатные растения.  Придется мириться с такими условиями на ближайшие дни.

 7 августа  ходили  осматривать город и посетили Художественный музей, где довольно большое собрание картин известных художников: Куинджи,  Маковского, Репина, Саврасова, Шишкина.   Мне очень понравился  «Портрет старухи» неизвестного художника круга Перова. Вечером  с девочками ходили   купаться на волжский пляж. Вода очень теплая, день был жаркий, удовольствие от купания получили огромное! Вообще вода в кранах в городе очень жесткая, много извести содержит, мыло совсем не мылится, голову не промыть.   А в Волге вода мягкая, мылкая, так что мы не только искупались, но и помылись.

8  числа у нас была поездка в город Жигулевск, на Волжскую ГЭС. Ездили на автобусе. Природа вокруг очень красивая, но жара и духота  мешали наслаждаться   прелестями поездки. Вот и плотина гигантской гидроэлектростанции, ее длина 4 километра.  О плотине и электростанции нам  рассказывает экскурсовод, человек, принимавший участие в строительстве с самого начала, с 1950 года. Чувствуется, что он гордится  этим детищем науки и техники, рассказывает очень интересно.  Волжская ГЭС самая мощная в мире, ее мощность 2 миллиона 300тысяч  киловатт.  К 1962 году  дополнительно будет установлено еще 8 турбин, и ГЭС выйдет на проектную мощность 3миллиона 100 тысяч киловатт.   В машинном зале – 20 турбин и генераторов.  ГЭС имеет три подстанции: на 110, на 220, и на 400 киловольт, обеспечивает передачу электроэнергии   к Москве и  на Урал,   до Свердловска. У пультов управления этой грандиозной станции работают всего 32 человека – 4 смены по 8 человек! А всего обслуживающего персонала около тысячи (особенно много уборщиц, чистота кругом почти стерильная).

 Рядом с гидростанцией построен новый город Жигулевск,  он моложе нас по возрасту. Очень чистый, уютный, современные жилые дома, широкие улицы, много цветов, зелени, красивый Дворец культуры. Мы с удовольствием погуляли по городку. А пока ожидали автобуса, поднялись на довольно высокую гору, полюбовались оттуда панорамой Жигулевска, и в лесу обнаружили заросли орешника – лещины.   Я до этого никогда не видела, как растут орехи, поэтому с удовольствием искала их среди густой зелени.
 
   9 августа  очередная поездка,  в Новокуйбышев, на   нефтеперерабатывающий завод.  Новокуйбышев, как и Жигулевск, город новый, молодой,  возникший,  как центр нефтепереработки. Издалека видели крупнейший в Поволжье нефтедобывающий район, видели горящие факелы попутного газа. Здесь довольно грязно, пыльно, мне не понравилась поездка. Когда вернулись, первым делом побежали на пляж. Волжский пляж в Куйбышеве замечательный, после купания чувствуешь себя обновленным и свежим.  Пребывание в Куйбышеве подходит к концу, впереди снова плавание вниз по Волге, к Сталинграду, легендарному городу».

« В Сталинград мы приехали 14 августа в 13 часов дня. От Куйбышева  плыли почти двое суток на теплоходе «Дмитрий Пожарский», точно таком же, как и «Добрыня Никитич». Ехали очень весело, интересно, опять появилось много новых знакомых. На теплоходе была группа туристов из Чехословакии, из города Оломоуц, мы подружились с некоторыми из них, много разговаривали, хотя иногда не хватало  знания языка. Даже обменялись адресами, надеясь в будущем  переписываться или даже  встретиться.
Сталинград – легендарный город-герой предстал перед   нами во всей своей красоте, покорил нас сразу, как только мы сошли с борта теплохода.  Напротив пристани, по крутому склону вверх от Волги, ведет в город великолепная лестница, широкая, переходящая в улицу. Город утопает в зелени, каждую улицу можно назвать аллеей. Просто не верится, что 16 лет назад здесь были сплошные руины после  великой Сталинградской битвы. В  Сталинграде практически не было ни одного целого дома, не говоря уже о деревьях, от которых не осталось даже пней. А сейчас широкие проспекты украшают великолепные здания Планетария,  Драматического театра,  Дворца труда, железнодорожного вокзала, Дворца пионеров,  Обкома и Горкома Партии. Многие дома украшены колоннами, лепными  карнизами и т.п. На площадях появились фонтаны, скульптуры.  Сталинград, как птица Феникс, буквально возродился из пепла, и его можно назвать одним из красивейших городов Поволжья.

16 августа мы с группой  днем ездили на Мамаев курган.  Вообще-то накануне вечером мы съездили на Курган вдвоем с Нелей Голунцовой. Нам очень понравилась чудесная панорама города, которая открывается сверху: море огней по всему берегу Волги на десятки километров. Днем такого зрелища, конечно, не было, но зато мы смогли хорошо осмотреть места боев и представить себе гигантское поле битвы на Волге. Были у всех братских могил, ходили к танку, установленному на месте встречи двух фронтов 2 февраля 1943 года.  Здесь было закончено окружение фашистских войск под Сталинградом,  решившее  исход войны.  По дороге находили множество гильз от обычных и бронебойных пуль, части мин и снарядов, даже видели череп человека. И это через 16 лет после битвы! Что же было здесь сразу после сражения?  Трудно представить! 

Побывали мы в музее обороны Сталинграда.  Сколько же людей погибло, защищая этот   кусочек дорогой советскому человеку  земли на крутом правом берегу Волги!  Сколько Героев!
Символом мужества защитников Сталинграда стал знаменитый Дом Павлова, в котором  58 дней и ночей группа воинов держала оборону, отбивая атаки врага. Крылатой стала фраза одного из защитников города, снайпера В.Г.Зайцева: «За Волгой для нас земли нет!»

  В Сталинграде во время  нашего пребывания   стояла  очень жаркая погода, днем, даже в тени, было больше  +30 градусов.  Я к такой погоде была непривычна,  и у меня случился тепловой удар впервые в жизни.  18 августа мы с группой поехали на экскурсию на знаменитый  Сталинградский  тракторный завод, по дороге мне стало плохо, случился обморок, и меня в сопровождении Нели Голунцовой отправили в общежитие, отлеживаться.  Было очень жалко, что я не увидела такого завода, а Неля об этом не сильно печалилась.  На другой день я чувствовала себя уже гораздо лучше, и вместе со всеми ездила на металлургический завод  «Красный Октябрь». Завод выплавляет  в  основном  качественные стали. Нам показали мартеновский цех. Мы попали как раз к моменту окончания плавки, ее выпуску.  Какое дивное зрелище! Сначала  сталь идет небольшой струей в лётку, потом устремляется огненным потоком в ковш. Из ковша ее разливают в изложницы. Стальные слитки из изложниц поступают на блюминг, где превращаются в брусья. Затем брусья, после подогрева, в прокатном цехе раскатывают в прокат, листовое железо и т.д.  Мне все очень понравилось, особенно разливка стали.

Пребывание в Сталинграде подошло к концу, да и практика близка к завершению. 19-го августа в три часа дня мы уже были на борту парохода «Хирург Вишневский» и отплывали  в направлении  Ростова-на-Дону. Пароход, конечно, не сравнить с теми огромными теплоходами, на которых мы путешествовали до этого, но все-таки хорошо плыть по воде. Теперь наш путь проходит по Волго-Донскому  судоходному каналу длиной 101 километр, связавшему две реки. Канал  открыт для судоходства с 1952 года, он начинается от Сталинграда, имеет 13 шлюзов и заканчивается у города Калач Ростовской области. Благодаря этому каналу  соединились пять морей: Черное,  Азовское, Балтийское, Белое и Каспийское,  суда типа река-море теперь свободно преодолевают путь из одного морского   бассейна в другой, а Москву стали называть портом пяти морей.  Прохождение через шлюзы занимает очень много времени, было интересно смотреть, как постепенно  вместе с водой поднимается пароход, открываются ворота шлюза, и мы поднимаемся в следующий шлюз. От Волги часть шлюзов поднимает суда, а потом идет постепенный спуск к Дону.

В Ростове я пробыла с группой недолго, побывала на обзорной экскурсии по городу. Город мне не  понравился, какой-то грязный, шумный, а может, на меня плохо действовала жара. Здесь я расставалась с нашей группой до осени.  Все студенты с Екатериной Ивановной возвращались в Ленинград, а я собралась поехать  в гости к Лиде, своей тете, в Казахстан, под Актюбинск. Поэтому, мне было удобнее ехать от Саратова, откуда ходили прямые поезда до нужной мне станции Изембет.  В это лето я не могла поехать в Нарьян-Мар  к родителям, так как  на поездку требовалось  много  денег, а их у меня не было.   Лидушку я не видела около десяти лет, они с мужем очень звали меня к себе, обещали дать денег на обратную дорогу. В общем, я в Ростове села в поезд до Сталинграда. В Сталинграде   пересела на  уже знакомый теплоход «Добрыня Никитич», к тому времени шедший от Астрахани в Горький, и на нем, спустя несколько часов,   добралась до Саратова. На теплоход меня посадили без билета мои знакомые – практиканты, с которыми подружились, когда ехали от Горького до Куйбышева.  Конечно, это было не по правилам, я впервые ехала «зайцем», но отсутствие денег оправдывало меня в какой-то мере. Ребята проводить меня не могли,  их стоянка  в Сталинграде была  короткой,  отлучаться с теплохода было нельзя.    В Саратове  я с большим трудом достала билет на поезд до Изембета, простояв в очереди часа три .» На этом мои дневниковые записи заканчиваются, о поездке в Казахстан я пишу по памяти.

А вот фотографий у меня после этого замечательного путешествия не осталось - не было тогда своего фотоаппарата, да и не у кого, по моему не было, во всяком случае и у подруг нет ни одного снимка тех дней. Так жаль!