Обещанное тебе!

Наталья Ковалёва
В 10 лет я еще не знала, что наша с тобой песня, впервые прозвучала в Советском Союзе в 1961 году, за год до того, когда на свет появишься ты. В 10 лет я наизусть помнила только припев… Хотя, голос Олега Анофриева, с его неповторимым мягким тембром звучал в каждой передаче «В рабочий полдень»… Я прибегала со школы, падала есть, и прибавляла радио на всю катушку. Нет, не для того, чтобы послушать  Анофриева, а чтоб мама не слышала, как я ныряю в холодильник. Я с детства не отличалась стройностью и за моей фигурой необходимо было следить. Я не очень представляла, как можно следить за тем. Что от меня никуда не денеться, поэтому включала радио, куда громче, чем это требовалось, и как раз на припеве, входила мама, она всегда и всё знала, что Олег Анофриев призывает всех водителей страны держаться за баранку, только для того, чтобы прикрыть очередную вылазку толстой дочери за колбасой. Помнишь, какая была колбаса в 1984 году? Ты-то должен это помнить,  ведь, тебе уже было двадцать два года. Помнишь? Я даже представляю, как ты жадно лопал её, в перерыве между поездками? Небось, вкусно было? С устатку, да под водочку?   Представляешь, уже тогда у нас с тобой было два объединяющих начала  песня о шофере и колбаса! Я потом такой никогда не ела! Когда мамы не было, я жарила себе пластик, а то и два, ела и вымакивала жир хлебом. В этом был самый смак тайного пиршества.  Ой однажды помню искромсала пол батона!!! Потом бросила остатки на пол, чтоб влетело не мне, а кошке!!!
Господи о чем же я пишу?  Да о песне… Когда папку назначили главным редактором мне исполнилось 14 лет. Водителем у него был Олег Улыбин. Я влюбилась в него с первого взгляда! Наверное, это была генеральная репетиция перед встречей с тобой, или еще не генеральная? Умолчим о процессе работы над ролью. Но однажды, я исполнила ему  куплет это песенки на фортепиано, специально тренировалась, даже ноты нашла… Знаешь, это оказалось не сложнее, чем этюды Черни.
Значит, в 14 лет я уже знала целый куплет! Ну еще бы, я ведь искала эти ноты неделю по всем библиотекам, пока не догадалась спросить в ГДК, мне дали журнал, кажется  «Клубный репертуар», вот там я и увидела «композитор К. Сантору». Посчитала фамилию японской, но не удивилась, нечему было удивляться. У нас в классе учился мальчик, он носил фамилию Коц-кон, именно так, через черточку. Его отец, кажется кореец настаивал на этой черточке. Помню, как нам выдали комсомольские билеты и фамилия Виталика, да его звали Виталик, была написана совершенно по-русски «Коцкон». Как возмущался его отец! Господи, как же его звали? Не важно, тогда он порвал этот билет,  прямо в коридоре школы  и, знаешь, такая тишина стояла! Хорошо, что шел уже 88, и в школе висел плакат про гласность и перестройку. Карательных мер не последовало. Витальке второй билет так и не вручили, но взносы он платил.
Я опять сбилась с пути, так обычно и бывает, если нет тебя рядом. Сбиваюсь с пути и иду все время наугад без цели и желания идти. Но сейчас у меня есть маячок – эта песня.
Так вот, мой хороший, тогда я не удивилась авторству, но решила, что японка написала хорошую русскую песню, как раз такую, чтоб я могла исполнить её Олегу. Он всегда привозил отца на обед и оставался у нас пить чай. Да, это было время, когда еще шефы не считали зазорным есть с шоферами за одним столом, а шофера обращались к ним на «ты». Я сбежала с урока алгебры, всегда не могла её терпеть!  Если бы дома была мама, она бы спросила, а что же доченька делает в час дня дома? Но её к счастью не было. Мне поручили заварить чай, я ломала плитку в мягкой фольге и все время думала под каким соусом подать моё выступление. И ничего умнее не нашла, как сообщить, что мне необходимо репетировать песню к Международному дню солидарности трудящихся. Да, я, кажется. Произнесла название праздника полностью, чтоб добавить весомости.
О! Как гордо я открывала крышку фортепиано! Как старательно усаживалась, на жуткое орудие пыток – крутящийся стул! Почему орудие пыток? Да я с трудом выносила сидение на нем у инструмента хотя бы пять минут!!! Но музыкальная школа была необходима для моего всестороннего развития! Наверное, мама в тайне мечтала о славе Вана Клиберна, но моего таланта хватило только на один куплет песни. Впрочем, в тот момент, этот гладенький американец не смог бы исполнить её проникновенней. Я даже добавила произвольную фиоритуру, почти джазовую на словах про «друга и товарища», они там были совершенно не нужны! Но так хотелось поразить Олега!
Я ждала нежного взгляда, ну или на худой конец, бурных аплодисментов, а услышала, что-то невыразимо скучное, папка и Олег обсуждали суть рыбалки на  мормышку. Я это запомнила, потому что сама себя почувствовала этой самой мормышкой – чем-то средним между мартышкой и домовой мышью, но очень мерзким и мелким.
А потом мама с отцом развелись. Нет вовсе не из-за песни, хотя так хочется сьерничать, что они не спелись, как мы с Олегом. И поезд уносил меня куда-то в Красноярский край, так далеко от широких плеч Олега Улыбина и так близко к тебе! Но я же не знала, что нам еще предстоит эта встреча? И ты не знал, помнишь, ты как-то мне сказал, что хотел бы меня встретить в восемнадцать лет? Так вот, ятолько сейчас подсчитала, что когда тебе было восемнадцать, мне едва исполнилось шесть! Интересно, что бы ты делал с такой  обалденной девушкой? Пел бы на ночь колыбельные? В том числе и песню японской композиторши про баранку и шофера… Она была бы главной в твоем репертуаре)))
А тогда в 1989году, тебе уже исполнилось двадцать семь! Старик! Я ведь всех двадцатилетних считала перестарками.  Да, да, да, рыдала в подушку с клеймом МПС, и считала)))
Я прорыдала всю дорогу, все трое суток, без продыха, мама поила меня валерианой,  а я цитировала классиков и вспоминала Рахманинова, который умер от разлуки с родиной.  Но на маму мало действовали устрашающие примеры, она почему-то не вырвала стоп-кран, не развернула паровоз, и я благополучно прибыла в город, по которому уже ходил ты! И с той минуты, как я подобно Колумбу, открыла для себя новые земли, нас связывало уже так много общего песня, колбаса и город.
Ах, да про песню… Тайна талантливой японки, открылась мне уже в конце девяностых…О! Как же я хохотала! Это был сельский клуб, в деревне, где жителей, куда меньше чем крупного рогатого скота. Мы готовились к концерту и я – новоиспеченный худрук и завклуб, а по совместительству еще и техничка, и даже сторож, все гадаю, как же мне в тот год начислялась зарплата? Хотя нет, это я сейчас гадаю, а тогда даже не думала. Я не видела её в денежном эквиваленте ни разу! Раз в месяц, причем не в оговоренные дни, а по зову из сельсовета, я мчалась в соседнее село за отоваркой. И брала всё, что давали. с тех пор у меня и скопился запас фонариков над которыми до сих пор хохочешь.
– Зачем тебе двадцать три фонарика?
– Надо!
Господи! Да продать я их надеялась! А когда  предложила, оказалось, что все учителя, уже набрали этих фонарей на десять лет вперед. И еще тазы, ну согласись, с тазами-то я не прогадала? Я могу смело теперь  собирать яблоки, раскладывая каждое в отдельный таз. Представляешь, как это удобно?
Вот только есть тогда хотелось сильнее обычного, и яркий свет карманных осветительных приборов ГОСТ 198734, цена 1 руб. 50 коп, мало способствовал утолению голода. Зато мы сделали из них звездное небо на одном из концертов, все, кто заходил в клуб ахали! Какая красота!
Денег на декорации и костюмы нам не давали, то есть мне не давали. Нам – это дань землякам. Которые все забабахи не в меру творческого завклуба принимали на ура и помогали во всем. Мы выкручивались, как могли, собирали пленку с парников и теплиц во временное пользование – это был лед для Новогоднего бала, шили куклам платья из марли, чтоб они походили на ангелов для концерта на  8 марта…Да о чем я! Нам даже на подписные издания средств не выделяли, и мы перетряхивали с Любой –библиотекарем подшивки старых журналов, вытаскивали их сушить, чтоб не завелась плесень. И людям было, что читать. Вот в одном из них я и нашла отгадку  фамилии композитора всем известной песни.
Я не помню дословно текста статьи, но приведу тебе по памяти. Итак, песня была написана к бразильскому фильму о нелегкой доле водителей – дальнорейсовиков.
Я отлично помню, что было сказано именно «дальнорейсовиков», может быть в Бразилии нет понятия  «дальнобойщик»? И там не догадываются, что в России многокилометровые  рейсы называют дальнобой. Потому что каждый – это бой. Пусть и дальний, но очень непростой, порой с жертвами. С нашими дорогами иначе и быть не может.
Тпр-р-ру, (торможу себя, чтоб не отвлечься от главной темы). Фильм в советском прокате получил название «Там, где кончается асфальт». А основную тему к фильму написал композитор Клаудиу Сантору – дирижер, скрипач, основатель Бразильской музыкальной академии.
Как мог бразилец так сложить семь нот, что получилась совершенно русская песня? Практически народная? Наверное, всё же их дороги куда хуже, чем наши? Или такие же, как наши. Ведь эта мелодия, идеально ложиться на все ухабы и кочки российских трасс? Более того, на все ухабы российских  реалий последних сорока лет.
Знаешь, и лишь вот теперь, когда ты и озадачил меня заданием на дом, написать про твою любимую песню, я наткнулась и еще на одну версию. Точнее. На еще одного автора.
Вячеслава Мещерина. Я даже пластинку вспомнила ансамбль электромузыкальных инструментов под управлением Вячеслава Мещерина.Я самое известное напомню из того, что мы все слышали в их исполнении – «Воздушная кукуруза». Ну же? «Спортлото». Мечутся шарики, мечутся, чет-нечет, чет-нечет. Кому-то счастье, кому-то разочарование. Ансамбль элеткромузыкальных… Господи, как же странно звучит да? Ансамбль песни и пляски, Ансамбль народных инструментов, но элеткромузыкальных? Знаешь, а просто он был первым, собравшим подобную группу. И названия ей в той, давно погибшей стране не было. Потому ансамбль, но стоп, это я уже додумываю. Одно точно, без моей додумки есть версия, что это он написал мелодию к русской версии фильма.
Или он только обработал?
До сих пор нет точного ответа. Мне близка версия с Мещериным. Смотри, я , как истинная женщина буду опираться не на логику, а на интуицию. Он по натуре первопроходец,  доказательством – тот самый ансамбль. И человек,  легко относящийся к своим произведениям, иначе бы авторство  не было бы спорным. И песня, так похожа на него! Вот так и звучит душа  идущего вперед, не унывая, посмеиваясь над трудностями, и над самим собой, и над судьбой этой ненормальной! Так звучит и твоя душа, я не вижу ей иного лейтмотива! Душа человека, готового в любой момент сорваться с места и рвануть вперед. И не в словах дело, дело в самом звучании.
Кстати о словах, у их автора Алексея Винницкого очень русская судьба. Российская судьба.
Его авторство тоже указывали не сразу, и невольно всю славу пожинал Олег Анофриев, оговариваясь, что не знает автора слов. Представляешь? И гораздо позднее автора утвердили в его правах. Талантливый самоучка, певец и композитор и поэт, его ведь почти не знают, странно да, человека способного писать такие тексты, что просто льются в душу?
Впрочем, это уже виток истории иной России, точнее не истории, а знаешь, новообретенного свойства людей видеть лишь фантик, и не чувствовать вкуса начинки. Было бы громко и ярко.
Вот и прыгают по эстраде  певички исполняя шедевры вроде:
«Мой милый котик, растет животик»….
Алька, а как ты думаешь, эту дрянь тоже кто-то считает  своей песней? Я просто, однажды вычитала, что у каждой пары, которая действительно любит друг друга есть своя мелодия. И она более всего говорит об их отношениях. Господи, как же нам повезло, что мы как-то случайно избрали  «Песенку шофера»
Она ведь, как наши судьбы – очень простая и о-о-о-очень непростая….
И очень живучая, песня пережившая  страну, в которой мы родились. И песня вечно напоминающая о том, что  была страна, где  шеф садил за один стол шофера и поил его плиточным чаем. И не видел разницы между собой и им. Страна, где ценили что-то еще, кроме денег и власти…

Песня, которая каким-то немыслимым образом шла со мной по жизни, шла для того, чтоб связать с тобой...



а знаешь, с днём шофера тебя!

И вот лови:
http://www.youtube.com/watch?v=5-8lPhloJfg