Пирамида, американка и прочие штуки

Джеймс Александр Даркфорс
  - Dytiscus marginatus, прошу любить и жаловать…
  - Анжей, нельзя просто сказать, что это плавунец?
  - Екатерина Анатольевна, я бы не стал так уж уточнять или бы назвал его русским видовым названием, но это с другими видами логично, а тут случай особый. Тургенева читали?
  - «Отцы и дети»? Кажется, там Базаров хотел показать этого жука Аркадию?
  - Ну, теперь-то поняли, почему именно так?
  - Теперь поняла. Ты, я смотрю, уже научился их точно распознавать.
  - А такую работу выбрал, Екатерина Анатольевна, – Водецкий усмехается и показывает Огненной Фее крупного «червячка» с мощными ногами и вооружённой внушительными челюстями головой. – Дарья, запоминай эту штуку на вид, ты аквариумистка всё-таки…
  Да, вот так – а сейчас конференция давно закончена, Сотникова уехала в Свердловск, и мы не у водоёмчика из тех, где Огненная Фея с Анжеем или Ником добывала себе для «пресноводного» аквариума трубочника. Мы в «Континенте-2», где Фея и Вика Харламова пошли с Викиной племяшкой (сестра опять «на севера» подалась, вахта у неё) в детский центр, а мы вчетвером (я, Анжей, Ник и Алексей, Викин «молодой человек») идём в местную биллиардную – «вспомнить молодость», как говорит Ник.
  Хотя, если серьёзно, то «тогда, когда» нам не светила никакая биллиардная, в наших пределах досягаемости именно настоящих биллиардных и не было. Были комнаты всякие, в тех же пунктах проката в Красноярке и Чернолучье, а в городе – на стадионе, на Ремесленных. Там стоял старый «русский» стол с обычными сетчатыми лузами, из которых шары вынимались руками и клались на стенд, висящий на стене. Моя любимая темка в своё время, когда в Гагарине этот стол ещё в нормальном состоянии был. Никакого пула и снукера в те времена не было, как не было и столов без луз, в карамболь играть…
  - Ты, Алексей, молодой ещё, у вас уже всё было – русский бильярд, пул, снукер, карамболь даже был, а у нас вот – русский стол, причём, качеством страшненький, и вместо «красного» делали «крестовик», хотя я так думаю, ты это всё-таки застать успел, – рефлексирует Ник. – Ты Вики на сколько старше?
  - На год примерно, чуть больше.
  - Вот-вот. Но это не так важно, ты же, если ЕМНИП не врёт, в любительской лиге шары гоняешь.
  - В пул, и то – с друзьями, в «Подвальчике», под настроение.
  - Не беда, сейчас пойду, у маркёров спрошу, есть свободный стол пуловский или нет. Жалко, что Хаким не едет сюда, так бы в снукер у него поучился…
  Ник, конечно, изображает из себя такого старого резонёра, хотя на самом деле им не является, да и с Алексеем он в хороших отношениях, поддевает-то по-дружески. На самом деле пул – это для нас, дилетантов, которые кий редко в руках держат. Анжей с Ником, конечно, не профессионалы, и у них туговато со столами для бильярда, а компьютерный симулятор – это так, ерунда, на нём можно узнать правила, но не научиться играть, угол зрения не тот всё равно.
  …Да, вот он, Ник, идёт к нам – я хорошо видел, как он там что-то перетирал с маркёром или администратором, я тут не в курсах, в биллиардной местной никого не знаю, обычно транзитом прохожу.
  - Саня, Лёха, стол для пула есть, идите. Мы с Анжеем по старой памяти на русском столе поиграем, а то практики никакой уже месяца четыре, как минимум...
  Что могу сказать вообще по этому поводу, у нас в те годы не было никаких особых компьютеров, а игровые автоматы не всегда под рукой, да и денег это дело стоило по тем временам вполне приличных. Поэтому (многие на это дело правой передней в штанишках шарят) тогда как раз были распространены именно всякие настольные игры и те же бильярд и настольный теннис, если не иметь в виду открытые спортивные площадки, где, кстати, общение было затруднено на самом деле, и пусть шкурогоны «Родины-88» идут на языческие символы плодородия, а если им не нравится, то в пешее эротическое путешествие: да, можно сдружиться в дворовой футбольной команде, но непосредственное общение в процессе игры в командном спорте не получается, а за бильярдным или даже теннисным столом – за милую душу.
  И, так уж говоря честно, среди моих знакомых нет тех, кто в бильярд на деньги играл. Это было не ради денег, а ради отдыха и общения, такая вот история. И с теми же Анжеем или Ником у нас «баталии» на бильярде были по большей части поводом пообщаться и отдохнуть, а чтобы на спор или на деньги – не привилась такая привычка. Без ритуалов, без каких-то там «кто лучше, хуже». Так же, как шашки или шахматы (кстати, про шашки – если у нас кто-то в шашки играл, то часто вспоминалась книжка Михаила Раскатова «Пропавшая буква», особенно, когда одним из партнёров была женщина). Просто бильярд занимал для многих промежуточное положение между играми, в которые можно поиграть дома, и тем, что уже шло платно – теми же игровыми автоматами. Отсюда и положение.
  Кстати, я не ручаюсь за то, что этот тезис вывела именно Екатерина Анатольевна, но именно ей приписывалось то, что она говорила о нашем круге, как о «бильярдном братстве», причём, это было противопоставляемо «банному братству» (в России штука распространённая, но я могу сказать, что у нас большими прямо любителями бани были по большей части те, кто склонен к родноверческим всяким делам, то есть поддерживает славянство – те же Анжей или Ник, раз уж я их упомянул, предпочитали помыться дома, в ванне или душе). Конечно, Анжей тот же самый считал такую постановку вопроса неверной, и уж тем более никто из нас не поддерживал реально противопоставление нас «банному братству», если говорить об этом, с позиций того, что это, мол, ухватка блатарей и «братвы» всяческой. Бильярдная тусовка, кстати, тоже не из «мослов» состоит от века, если что. Да и какая из нас настоящая бильярдная тусовка? Так, любители.
  И у нас просто в ходе всех тусовок (нечастых для меня, конечно) стали появляться свои какие-то моменты, поэтому «профессиональный жаргон» бильярдного мира был не так уж в ходу, хотя я вообще среди тех, кто «шары гонял», не смогу сейчас припомнить так уж навскидку того, кто хоть как-то знал эти выражения. «У наших» они были так, постольку, поскольку – и я не могу сказать, чтобы кто-то во время партии постоянно говорил «кикс», «абриколь» там и так далее. И ни разу не видел от наших «заказных» ударов…
  - По договорённости, или кто какой первым забьёт?
  - Кто какой первым забьёт, – Алексей намеливает набойку. Его ответ – это не бравада, просто ему неинтересно, когда наперёд знаешь, какими шарами будешь играть. Мне несколько без разницы, могу так и так, играем-то так, ради общения. Сыграем пару партий, и я пойду в «Ягуар», там как раз завезли партию спортивных шмоток, и там были неплохие штаны, да и «уличные» охота, под спортивную обувь – иногда есть такая необходимость, если в ту же Красноярку поехать, там удобнее так, это даже Руслан Байбулатов признавал. – Я расставляю.
  - О’кей.
  - Не в тему. Ты у кого сейчас забиваешься?
  - У Бортника, а что? Это на пересечении Жукова и Почтовой, если надо.
  - Я помню, у меня двоюродный брат в том районе живёт… Тебя не Гиена разрисовывала?
  - Нет, не она.
  - А, а то я тут думал, куда пойти забиваться. Мне рекомендовали к Олегу Вишне обратиться, но всё-таки у них квартирная точка же сейчас.
  - Если забить на этот вопрос, то левую руку мне забивал (перекрытия, кстати) Анатолий Плеханов, он с Вишней уже сколько вместе работает. Качество – человек делает на совесть, хотя должен предупредить, мне тогда здорово повезло. Дэн-то не «моего прихода» персонаж, просто у нас общие знакомые и интересы. А Плеханов просто меня в лицо узнал, и первый сеанс у нас просто на чистом месте был, потому что точка новая, и я его, как мастера, тогда не знал. Это у меня просто правило такое.
  - Я потому и спросил-то, что ты, насколько я знаю, у омичей забивался, поэтому можешь какой-то совет дать в этом плане… Ладно, разбивай…
  Да, вот такой разговор у нас может выйти, не совсем на тему игры. Нормальное дело, точно так же можем и о музыке поговорить, кстати, Анжей ещё и поэтому меня сюда позвал на самом деле. И всегда что-нибудь такое было – например, в том же прокате в «Иртышском» мы в своё время обсуждали тему синтезаторов, и Анжей говорил, что собирается купить себе аналоговый синтезатор в студию, чтобы заменить им свою «самоиграйку», у него была «Yamaha PSR-800», кажется. Инструмент неплохой, сам на таком играл. Для концерта, в принципе, неплохая штука. Но Анжей – это тот ещё перфекционист на самом деле.
  Но «в то время» это было просто развлечением для многих из нас, если возвращаться к теме бильярда. Просто расставить шары и сыграть расслабленную партию. Расслабленную – для тех, кто серьёзно играет. Так же, как и всё остальное.
  Помню, как играли с двоюродным братом, ещё год был 1987 или 1988, так навскидку не скажу. В настольный теннис играли, там в клубе базы отдыха (Эстония, на финской границе, кстати) стол по вечерам ставили. Играли так, «в расслабуху», ради самой игры. Выиграл партию всё-таки я. Но серьёзного уровня не было, потому что стремления такого не было на самом деле. Как с шахматами, с кольцебросом в Чернолучье, это было просто развлечение такое. Я тогда с Анжеем не был знаком, мы встретились, пять лет спустя примерно, в 1996 году. Я тогда даже в Козу не ездил, если серьёзно говорить на этот счёт. Так шло общение с соседями по дому отдыха, позже заброшенному, и это случилось, к слову, заметно задолго до печально известного пожара в «Чернолученском доме отдыха», когда от комплекса осталась одна котельная…
  - …Однотонные – твои, – Алексей отходит от стола, а я смотрю, что бы можно загнать в лузу при особой удаче. Главное, «восьмого» не вовремя не забить, пул ведь.
   Ну, естественно, я всё-таки киксанул – не попал, хотя можно представить по тому, как Алексей ищет точку, откуда можно стукнуть по «белобрысому» и не накосячить, неудобная позиция. Для нас обоих.
  - Ставь биток, – Алексей случайно вышиб шар со стола. Я ставлю биток на исходную и примериваюсь, что бы можно этим самым битком поддеть, если не в лузу, так чтоб сопернику было неудобно. – Ты уверен, что отсюда попадёшь?
  - Не особо, я же кий в руках держал не сильно недавно.
  - Да ладно, я полгода к столу не подходил, работа много времени отнимает. Я в Баранова сейчас эстрадный танец веду. Там на бальном есть преподаватель пока…
  Алексей прибедняется – полгода по сравнению с моим затишьем после «Подвала», где я давно не появлялся, перешёл на другие заведения. Да и ходил я туда по большей части ради кухни. А так как я не миллионер, то обычно это солянка местная или пельмени. Кстати, как-то раз пришёл, на улице вовсю орудовал «чеченский боевик Зусман Бараев» (кто стиляжный юмор не знает, не поймёт, кто знает, уже всё понял). Взял пельмени и чай – денег было не «мешок с пакетиком», извините. Но помогло, не задубел совсем, пока домой возвращался. Это так, к слову.
  В бильярд я там играл очень мало, это был пул, и там, кстати, долгое время не было русских столов вообще, был только пул. Сам никого не приглашал, просто были те, кому не с кем играть (или кто-нибудь из наших, пока кого-нибудь ждали из задерживающихся). Там были человека два маркёров, они же иногда брали на себя обязанность размещения гостя. Сразу предупреждаю, это год 1998-99 и позже.
  Кстати, случай был тоже, не «бильярдный», просто интересный. Редко такое где-либо бывало, а про кафе и общепит вообще я лучше отдельно расскажу что-нибудь. А сейчас тот случай.
  В «Подвальчике» обычно админ или маркёр (официантки этим там не занимались) спрашивал, когда вы заходите туда, пить вы (как вариант, перекусить) или играть. Потому что туда часто заходили не ради кухни, а именно для игры, если не на вечернюю программу, куда я никогда не ходил. Редко бывало что-то другое, и вот случилось. Подходит один из маркёров или вроде того, может, он и администратор был, но явно новенький (я его тогда впервые и увидел-то).
  - А? – спрашивает. Я ему говорю, что зашёл перекусить. – Ну, конечно, присаживайтесь.
  Я не стал сильно как-то из этого странный вопрос создавать, потому что понятно, что человек на работе недавно, просто запомнилось…
  - …Спасибо за помощь, мой заколотил. Мы в расчёте, – Алексей усмехается: успел по неосторожности задеть однотонный шар, а они сегодня «мои».
  Тут я ничего не говорю, потому что сам недосмотрел, что тоже бывает, ведь выигрыш как идёт, я сейчас скажу. Когда играют профессионалы, выигрывает тот, кто более профессионален. А если это два дилетанта (вроде нас с Алексеем – кстати, его наши окрестили «Мидж Юр» из-за тонких, аккуратных усиков и того, что Алексей в своё время учился в Шебалинке по классу фортепьяно), то выигрывает тот, кому повезло, и на чьём счету меньше киксов…
  Я туда-сюда по повествованию пробежался, а забыл историю номер один, с чего всё началось. Я же тогда ещё даже в школе не учился (в этот период мы особо туда не ездили, или я что-то забываю местами). Так вот, мы начали ездить в лагерь Гагарина на лыжные прогулки, и я туда ездил ещё и потому, что там был бильярд. Так и привился интерес, наверное. Кстати, когда мы с Ником это обсуждали, он сказал вот что:
  - Бывает. Просто на первых порах лепишь что-то своё, но в голове-то и остальное откладывается, по себе сужу.
  Но тогда на самом деле я бильярдом, как таковым, не увлекался, как и шахматами (в своё время в «Сибиряке» были первые на моей памяти напольные шахматы, опять же, я в них особо не играл, но в память врезалось). Поэтому в итоге так и не стал частью «шахматного кружка», который среди наших был в Красноярке, впрочем, человек-то там было всего шесть или семь именно серьёзно играющих. Шашистов настоящих тоже было немного, больше «поигрывали», потому что какие-то навыки были. И все играли в русские шашки, хотя… А, была, это ученица Альки Байбулатовой, которую у нас Принцессой называли. Она какого-то иранского происхождения, кажется, полненькая такая. Кстати, танцевала неплохо, вплоть до того, что участвовала в программах по клубам. Конечно, она сильно уступала Вике Харламовой или Фее, но сейчас это неважно, кое-что она всё же умела намного лучше их, потому что из наших она считалась лучшей в международных шашках. Она даже для развлечения решала задачки, ей Руслан приносил на решение, знал увлечение.
  - …О, вот это надо было видеть, – Алексей удивлён, как у меня это получилось (я – не меньше, не профессионал). – Вроде, чистое везение. Твой ход.
  Вот тут проблемы – «жирный шанс» зацепить восьмой номер не вовремя, то есть я продую не «по очкам», а так проиграть не особо охота – и не только мне. Естественно, шары разъезжаются по полю, и Алексей оказывается не в состоянии забить (игра под конец всегда тяжелее). Впрочем, и у меня ничего на сей раз не получается.
  - Леша, я вас тут отвлеку, – Вика нарисовалась. – Вы доигрывайте, и мы идём или тут в кафе, или есть предложение зайти в «Самарканд», давно там не была.
  - Там у Анжея с Джимми какой-то разговор был, мне тоже интересно.
  - Что это даёт?
  - Здесь столик займём, да и тут народа меньше будет сейчас. В дворике же ресторанном здесь вечно толчея.
  - Я не спорю, – Вика усмехается. – Так бы я присоединилась к вашему обсуждению, но Ксюшку же не оставишь, у неё моторчик не в том месте, сам знаешь.
  - Ну, тогда мы пойдём туда, куда ты хотела, всё равно сейчас потусуемся немного тут – и надо домой ехать, твоей племяшке завтра в школу…
  Возвращаясь достаточно далеко назад, как говорится. Всё-таки надо было бы отметить старые спортплощадки многие. Дело в том, что в большинстве дворов что было? Несколько турников, хоккейная коробка и футбольное поле, у нас, кстати, раньше на месте детского садика была коробка, а во дворе баскетбольная площадка (среди прочего), и там же могли стоять ворота для футбола. Потом всё это поменялось местами, пока не началась стройка. И в большинстве дворов особого «разносола» по части снарядов не было – в частности, в наших местах почти нигде не было рамы со штангой, как на Ремесленных, на стадионе (вернее будет сказать, что «Энергия» расположена на улице Челюскинцев, далеко за Ремесленными – впрчем, я туда постоянно не езжу, отсюда и пробелы в памяти).
  А ещё были столы – это везде было. Там долгое время были баталии любителей домино, а позже и картёжников, чем я по-настоящему никогда не интересовался. К сожалению, это хозяйство и «не по назначению» использовалось, банально – теми же выпивохами. Замечу, у нас по сию пору «тихая заводь». Как на плюс, так и на минус, потому что часто что-нибудь интересное для игр приходилось искать в других дворах, а это не особо поощрялось старшими. Поэтому и были такими ценными выезды в Красноярку ту же самую. Но для того, чтобы летом недельку-полторы побыть в доме отдыха, нужна путёвка. А это либо «блат» профсоюзный, которым злоупотреблять не особо имеет смысл, либо (в наше время) куча денег, которые не у всех есть – особенно, когда речь идёт о комплексах, соответствующих нынешним стандартам загородного отдыха.
  - …Партия. Отыгрываться не будешь?
  - Мне бы не опоздать в магазин.
  - А ты куда собрался?
  - В «Ягуар», за штанами.
  - Кстати, я тоже схожу, там толстовки есть новые, хочу глянуть что-нибудь себе.
  - Парни, я с вами, – это Даша подключается. – Мне бейсболку надо на замену старой, уже обтрепалась, на дачу носить стрёмно.
  - Ну, давай, сейчас перекусим – и идём в магазин. Вика только…
  - Лёш, я пойду, заодно помогу подобрать тебе что-нибудь.
  Мы покидаем бильярдную, как таковую, направляясь в кафе, где Вика, Алексей и Фея занимают один стол, а за другим оказываются Анжей и Ник.
  - Ну, так вот, – говорит поляк. – Я тебе говорил, что в прошлом году мне привезли «Buchla Skylab»?
  - Счастливчик.
  - Хочешь опробовать в деле? Кстати, Эльмира привезла с собой два «чемоданчика», можешь посмотреть в студии, она сказала, что даст поработать. Ты наслышан о Питере Зиновьеве?
  - Очень мало, кажется, это его детище «EMS», в смысле, фирма по производству синтезаторов, а не почтовая служба.
  - Саня, ты мне это напоминаешь. Хорошо, что в курсе, кто такой. Вот, у Эльмиры один чемоданчик – это «Synthi AKS», у тебя софтина аналогичная есть. Второй – это английская машинка, «Vostok». Фирма-производитель – «Analogue Solutions», косящий под сиониста-спецназовца «пейсатель-недоэстет Виго» такую не знает.
  - Это показатель, кстати, – говорит Ник. – Такими железками в России обычно Втол интересуется. Который Дмитрий Морозов.
  - Знакомая персона, не лично, к сожалению.
  - Если тебе Втол даёт рекомендацию на производителя синтезаторов, – продолжает Анжей, – это надо принимать к сведению, он сам неплохо делает синтезаторы и звуковые объекты. Единственное дело, что он рекомендует обычно инструменты, которые в серию часто не производятся («Vostok» стоит почти две с половиной тысячи «гринов»). Так вот, Эльмира купила себе второй «чемоданчик», он сейчас у меня в студии. Приедешь – посмотришь, штука интересная…