Не понимаю...

Нина Клинова
   О воспитании детей уже много сказано,много написано,много ведется
разговоров,дискуссий,споров. Как правило,когда детьми гордятся,когда
они заслуживают восхищения и уважения,родители считают это своей
заслугой. Не спорю! Но когда изъяны,изломы да вывихи сопровождают
жизнь детей ,родители которых прожили жизнь честно,дали детям много,
а главное-пример для подражания,но они не вняли ему-что это? А главное-
почему так случается? Не понимаю!
   И почему иногда в семьях порочных вырастают прекрасные дети? Ведь
явно это не заслуга их родителей!
   Много лет наблюдаю ,сопереживаю,страдаю вместе с родителями,чьи
сыновья медленно опускаются на дно жизни из-за пристрастия к "зеленому
змию".Тщетны усилия родных,увещевания знакомых,неоднократные курсы
лечения.Видеть деградацию личности талантливой,подающей в прошлом
большие надежды-очень тяжело.
  Из маленьких,купающихся в любви и нежности,девочек,почему-то выходят
неласковые,беззаботные матери,иногда пускающие на самотек жизнь,здоровье
и судьбу своих детей!
  Я навещала каждый день в больнице свою сестру. В двухместной палате,
кроме нее,находилась восьмидесятилетняя женщина,Зинаида Ивановна,страдающая
тяжелым заболеванием крови.Ее муж практически всегда был рядом с ней.И как
ухаживал  он за своей капризной,нервной,нетерпеливой женой! Многие бы
могли позавидовать его заботам,выдержке и терпению! Вечерами его сменяла
дочь-учитель средней школы,спокойная и ласковая. Однажды мы разговорились с ней,
она мне поведала историю своей жизни.Ведь нередко бывает так,что человеку
незнакомому люди доверяются легче и проще.
 В палате мыли пол,проветривали.Мы сидели на диване в коридоре.
   Когда я выразила свои восторги ее отцом,отношением дочери к маме,
прекрасными отношениями в семье,Надежда Андреевна,так ее звали,тихо
сказала:
  -Да не мама это моя,отец ушел из семьи и женился на тете Зине,когда
мне было всего семь лет.Моя мать сильно пила,водила в дом мужчин,когда
отсутствовал отец,вела разгульный образ жизни.А я осталась с мамой,хотя
могла жить с отцом,тетя Зина-хорошая,добрая женщина,но маму я жалела,
понимала с детства,что она больна,помогала ей,как могла.Сама учила уроки,
мыла посуду,топила печь,кормила кур.
   Мать повторно вышла замуж через год.Отчим был тоже пьющим, ко мне
относился плохо.Друг за другом родились два моих брата,все заботы о них
мать возложила на меня.Сама же продолжала пить,пропадала часто на два-три
дня,отчим тоже часто отсутствовал.Отец в эти дни помогал мне,тетя Зина
приносила еду,нянчилась с детьми.Своих детей Бог им не дал.Но если вдруг
мать или отчим внезапно появлялись,случался страшный скандал.Они кричали,
чтоб отец не вмешивался в их жизнь. В конце-концов,папа и тетя Зина
вынуждены были уехать из маленького поселка в город,звали и меня с собой,
но маму оставить я никак не могла. А братья?-они бы пропали без меня...
   Наша беседа прервалась на несколько дней.Когда мы снова встретились у
кабинета лечащего врача ,то ,ожидая его,она продолжила свой рассказ,хотя 
я не задавала вопросов.
   -После окончания школы,я поступила в пединститут,работала и училась,
отец,правда,иногда  помогал. Когда начала работать,помогала учиться
братьям.Они закончили политехнический институт.Уехали в Сибирь,работают
 и живут там. Отчим рано умер,мама перестала пить,сильно болела.
Помогала много ей.Год назад она умерла. Я поздно вышла замуж,в 50 лет
имею пятнадцатилетнюю дочь.Папа с тетей Зиной вернулись в наш поселок,а
я живу в городе.Но вижусь с ними. Три года назад заболела тетя Зина.
Куда уж я только ее не возила! Папу не беру-старый уже,тоже болеет...
   Пришел доктор,она долго с ним беседовала,потом пошла я узнать о своей
больной.На следующий день,кровать тети Зины оказалась пустой,она умерла
рано утром.А на одном стуле,обнявшись,сидели отец и дочь,сидели молча,
ожидая справку о смерти,глядя,как и все другие дни на изголовье кровати.
    О Надежде Андреевне,о братьях ее я думаю все последние дни...Им,в аду
выросшим,впору бы ожесточиться,покатиться под гору,стать пьяницами...
Или,наоборот,такие дети,насмотревшись на мерзости жизни,их окружающие,изо
всех сил своих тянутся из тьмы к свету? Не понимаю...