Зарисовки про вожатых

Галим Фарзтдинов
Зарисовки про вожатых

Наступила пионерская практика. Вот и "случилась на голову "шапка Мономаха" руководство. Видимо самое сложное в жизни это было. Потом об этом это понял.
Мне 20 лет тогда исполнилось и на следущий день я стал пионервожатым, обрушилось на меня это.
Детей не было в первый день. Я проверил весь периметр, территорию, спортивные снаряды и дырки в заборах. Заставил сменить влажное на кроватях на сухое и вообще некоторые поменял и подушки, и матрасы тоже. Я не знаю как начальница пионерлагеря сделала то, что я попросил тогда.
Я узнал - потом - она мне в напарницы поставила корову, ничего не умеющую, ну не было у меня поддержки, она даже план работы на завтра не могла придумать, составить. Она НЕ ПУСТИЛА ТУ, КОТОРАЯ лишь на двое суток домой отпросилась у начальницы.
 
Нам, студентам рассказывали про того мудрого педагога, про другого, что они самые лучшие. И что? Что ты с этим знанием сделаешь...? Подотрешься... Нас - студентов учили формальной стороне, линейки, сборы проводить. Очень полезно учили. Но к этому нам нужны были и другие знания, которые в жизни применить можно. Их не дали. Видимо считали, что своих хватит. Не всегда хватало.

Дети, которые рядом со мной тогда были - они были воспитателями. Не я их, а они меня учили жизни и воспитывали. И еще. Помня свои тоскливые пионерские лагеря сделал так, чтобы эти маленькие воспитатели не висели на воротах лагеря так, как мы когда то висели на воротах своего лагеря в скуке и тоске, ожидая родителей. И построения глупые и не нужные не делай, в глаза спроси  начальницу зачем?
Это, наверное, главное, что может, а не обязан сделать пионервожатый детям которые остались без родителей на месяц. И давайте без пафоса. Некоторым детям все равно. Они одни и без родителей
Ты становишься ответственным юридически на все буквы закона за каждого человека.
=======================
Вы вздрогнули и может заплакали от  того, произошло с пионерами  в Карелии, там уроды и недотепы смертельные утопили детей.

=======================
Мне не дали ту, с  универа что хотела  снова  на июль  повторно, я бы с ней смог лучше работать  потому  что ее готовили. Она знала дело и месяц там была. 
 Дали напарницу с фабрики, вот корову мне дали.
 
А вот так и работал с этой. Она засыпала в каморчике для чемоданов.  И ни разу она не проверила девочек ночью. Никогда. А  мне приходилось ночью 25 человек проверять - девочек.
Я честно забыл как сил хватило просыпаться проверять их. 

Подготовка студентов

Ну да, да были среди нас сотен студентов несколько, те, кто из реальной тайги был, кто линеек ни разу не видел. Но большинство линейками были накормлены по горло с детства. Как это проводится знали все, нам эта ерунда не нужна была.
 
Не так все просто.
Мы научены, умели и умеем сопротивляться. Но часто не умеем простое сказать нужное и вовремя.  Не умеем нужное и "как не нужно" не умеем объяснить, не умеем общаться даже с друг с другом. Другое нужно.

Готовили нас в ВУЗе к этой работе и серьезно. А вы что думали, просто так что ли- сначала полгода лекции и семинар был - Пионерская практика. Официальная подготовка ВУЗа предусматривала тренировку студентов. Был специальный  "пионерлагерь" для студентов на 3 дня на турбазе, где мы студенты строились, орали речевки, девизы, как положено готовили. (Я не знаю почему как сейчас "с улицы" набирают вожатых.) Дело это - тренинг действительно важное не только для тех, кто не видел линеек или зажат комплексами выйти перед многими и сказать не пыжась. Многое что дали нужного. Вот ты, ты сам выйди и скажи тем, кто на тебя смотрит в глаза и получи их ответ. 
 Экзамен этот - если реально оценивать проходили мы сами перед детьми. Дети оценок не ставят. Но дураком или дурой назвать пионервожатого могут в лицо. Могут заплакать или замкнуться. Могут и улыбнуться радостью.

=======================

Собственный опыт жизни в пионерлагере.

Опыт собственной жизни в пионерском лагере - семь раз. Когда сам сначала октябренком и потом пионером был, то у меня самого вожатых-то не было нормальных. Ни разу ни одного не было. Были какие-то появляющиеся виртуально. Были обычно воспиталки с их вечными тренировками-построениями перед открытием, праздниками и закрытием пионерлагеря. Дети у ворот лагеря ждали родителей, вечно "курсировали" там. Мы могли и убежать домой из лагеря на полдня, если не было построений и это бы никто не заметил, хоть на весь день уходи, если отряд не сболтнет. Но домой не бегали, хотя могли. Лишь бегали в лес, на болото за камышами, за мороженным в город. Мне взрослая рассказывала, как они уже старшими пионерами под ее предводительством  клубнику, малину и смородину "окучивали" на дачах рядом с пионерлагерем. Днями она присматривала, тем более ее сады были это. Ночью - саранчей яблони трясли и клубникой баловались, выпрыгивая для этого со второго этажа их корпуса и каким-то хитрым образом возвращались.

Не любил свои пионерские лагеря за тупую заорганизованность. Скучно было. Есть добрые моменты в памяти об отдельных женщинах из прошлого оттуда. Благодарю их. 
Когда знал, что мама или отец придет, то никогда никуда не ходил, хоть и ругали воспиталки, отказывался от прогулок куда-то из лагеря и в кино.
Нам воспиталки не нужны были. Мы жили своей жизнью. Перед сном  в "города" играли, друг-другу что-то рассказывали. Дрались и никто об этом не знал, сами решали все конфликтные ситуации между собой.

Девочки - ой капризули, они нам нравились. Тем девочкам, кто нравился, мальчики, как положено, особенно внимание не показывали, но как-то они знали про наше внимание к ним.

Встреча была в новом пионерлагере всегда непростой, не знаю как сейчас. Знаю что детские правила и традиции не меняются десятками лет. Тогда какие-то полууголовные. Типа пахан со сворой на хате спрашивает нового. Меня, новенького, спрашивали, успевшие приехать раньше.
- Как звать?
- Галим.
- А кликуха?
- Галим.
- А в натуре?
- Галим, я же сказал тебе уже, ты че тупой?
- Ты че такой?
- Ниче, нарываешься, те че надо?
- А этот, длинный за тобой кто?
- Это мой брат, двойняжка, он высокий. А длинный твой язык. Обрезать?
- Ну ланна, посмотрим... 
- Посмотрим.

Это была обычная встреча в пионерлагере. Что хотите то и думайте. Cейчас вряд-ли что по сути изменилось. Так везде в жизни: испытание сначала словами и потом реальная проверка того, что заявил.
Разборки были. Это было только между нами и никого не касалось.
Однажды увидел брата, его избили. Он высокий, но беззащитный всегда был. Ну не умел он драться вообще никогда. Приходилось и в детсаде, и в школе, и в пионерлагере за него... Я бы сам не нарвался, это же плохо потом, когда драка. А там все...  просто потом было...
А однажды зашел  в палату. Увидел избитого брата в крови с порванной рубашкой. Спросил быстро ситауцию у всех, кто был, да похуй уже его избили
- Ну что Горелый, я маленький, а ты большой, ты давай, теперь ты со мной... Ты только не ссы сразу, ссать потом будешь гад, тебе же пиз*ец пришел, ты зачем посмел его тронуть?
- А ты че, я и тебя сейчас грохну и размажу, понеслась!
- Понеслась!
Хоть и страшно было, нельзя было оставить просто так. Первым делом майку порвал и дал в морду, а потом снова и снова. Избил его, хотя он выше крупнее и сильнее на много, потом остановился, когда увидел, что хватит, что ****ец ему пришел. А отряд наш то пацанов рядом стоял и как судьи были. Как на зло, тут же родители приехали его, нарвались на видение - хныкающего и плачущего их переростка жлоба с порванной майкой. Но увидев и узнав что и как, родители решили замять дело и жлоб больше не нарывался. 
Еще рассказать...? Обычно, разок померявшись силой, все успокаивались.
Отряд состоит из нормальных мальчиков не добрых, не хороших, но тех, кто видит, слышит, чувствует и защищает себя. На чеку бойцу быть надо самому всегда со всеми. Не обижайся сам потом за обидную кличку или финик под глазом. У нас так было.

Воспиталки были неприятны тем, что кому-то праздник устраивали. Нам праздник не был нужен. Нас заставляли строиться много раз, мы пели надоевшую отрядную песню, мы орали надоевшую речевку и девиз. Кто-то из нас падал из строя в обморок, жары не выдержав. Их утаскивала врачиха. Мучения они только нам делали они своими, именно своими праздниками.

Лагеря были переполнены до нельзя, штата не хватало. Поэтому в старших отрядах были дежурства пионеров по лагерю и на воротах лагеря - двоим стоять, в столовой стаей шустрой помогать поварихам накрывать столы и убирать потом посуду. В это - сами по очереди, но чаще по желанию записывались, лишь бы в тихий час не спать.

В планетарий, в кино, на взрослые фильмы нас водили воспиталки. Им самим было интересно. Они плакали тихонечко. Можно я предположу, что по отчетам это были мультики.

Единственный прощальный костер был однажды, когда мы, дети спилили деревья в лесопосадке, куда нас привели, которые, как оказалось потом, нельзя было трогать. Директор пионерлагеря не смог ничего толком организовать. Мы, подростки тогда спасли от позора и того, который назывался пионервожатым. Мы мальчики и девочки - дети сами напилили на костер и зажгли, сделали его сами себе.  Да было.

=======

Итак, стал пионервожатым.

Приехал в пионерский лагерь. А там...... 50 детей мне дали. 25 мальчиков и 25 девочек. Возраст – почти все - девять, десять лет. Были и одиннадцатилетние, терроризировавшие потом меньших.
Ну куда столько много детей!? Это же за всеми не углядеть...
А прищлось. Вот так и было.

Учительница первая моя смогла совладать с нашим слишком не маленьким классом почти такого же количества как как 50. Пришлось вспомнить и что в детском саде нас - старшие группы детсада вывозили  воспитательницы на реку -  пешком квартал до трамвая, на котором до ж/д вокзала, потом на вокзале кучей орущей, потом на забитой людьми электричке, потом на берегу реки резвились. И никто не потерялся и не ушибся. А потом все назад - электричка, вокзал, трамвай, город и детсад - так и ходили в поход с утра и до обеда.

Конечно, не один был вожатым отряда - я за пацанов. Вожатая напарница, работница с фабрики пионерлагеря - за девочек.

Хотя нет разделения - отвечаешь за всех и за мальчиков, и за девочек - за каждого человека.

Дети приехали с родителями. Оставили родители детей на месяц в доверие. Разместили вожатые, устроили по кроватям и тумбочкам радостных и дружелюбных детей, показали где и что, познакомили друг с другом, повели в столовку, на обед.
И начались будни без пафоса педагогизма. Слава Богу пионерлагерь был отлажен годами начальницей. 
Первые разборки между мальчиками прошли в палате уже, сразу же.

Пошли на обед. Один мальчуган, войдя в столовку-аквариум, тарелку запустил в воробья, что сидел тихонечко на раме. Об раму тарелка с искрами... Тут все отвлеклись на рев девочки, что резко домой засобиралась. А пацаны, плюнув на рев, подрались из-за того, что оба хотели сидеть на зеленом табурете и не хотели сидеть на синем. "Какой у вас, однако, друзья чувствительный седалищный нерв на жопе!" - нашелся и успокоил их мой однокурсник вожатый Максим и дал непримиримым по красному табурету: "Будете как настоящие пионеры на красном табурете гордо сидеть!".

=======

Кто бывает лидером

Ну конечно же, скажете вы, первый - это по праву возраста или кто сильнее. Не все так просто. Точно также, как и в детстве все было, только уже совсем по другому все видел. 

Выбирал старшего отрядом. Он отказывался. Этот был бодрым, говорил нормально и не ссал от резвых пацанов отряда. Решил: "Пусть учится". Этот мальчуган мог. У него было умение постоять за себя и была дружелюбность.
"Давай попробуем, я помогу" - так и сказал Женьке - "за себя постоять можешь, я видел как ты предотвратил драку наших бойцов у ворот после футбола. Не просто будет, но линейкой и строем ты точно сможешь, а не в лужу пукать. Жабры ретиво раздувать не надо, ты же со своими."
Так мы с ним и решили. Ничего, он справился. Девочкам отдал все другие самые важные посты, где не нужно было с пацанами биться, в том числе и в совете отряда, и в совете всей дружины. Тоже разговаривал с каждой.


=======
Стукачество

"Все-е-е, сказано! Все, все сказано!".

Если не знаешь то, что происходит, не умеешь предугадать, то ты не управляешь ситуацией. Это плохо. Ты станешь для себя гавнюком, если поощришь стукачество. Будешь совсем плохим, и если не будешь реагировать. Умей не доводить до жалоб, лучше сам  сумей видеть то, что происходит. Придется бегать много, не показываясь, слушать разговоры, а не подслушивать.
Стукачество. Ко мне подбегали не раз. Столкнулся с тем, что не все стукачество. Есть просьбы помочь. И часто у детей есть просьбы сделать твоей силой свои манипуляции, о чем ты даже подумать не готов. Как лоха дети разводят взрослого легко. Трудно было. Может и был лохом иногда. Было откровенное стукачество, но не поощрял и разборок не устраивал. Иногда "стукач" был обязан повторить то, что стучал мне, повторить снова в лицо "обстукиваемому".
Ну, а если Сашка разок тихонько дернул за косу Людку, то не замечал. Людка ему и в глаз могла, но не била. Так положено. Сережка вовсе не всегда отвечал вредной Наташке. И Танька никогда не могла объяснить зачем обзывала Лешку дураком.
Стукачество было, но злое прекратилось.
Жалобы по делу - они решались.

=======

Бытие житие

Жил как? Вместе с пацанами отряда моего, то есть кровать моя стояла в мальчуковой палате. Индивидуального места там не было просто.
Напарница вожатая разместилась в каморке для чемоданов отдельно от девочек. Она ложилась сразу после отбоя - девочки без ее пригляда ночью оставались. Мне приходилось вечно проверять их.
Пацаны засыпали как было у нас в детстве, без пригляда не нужного. Они сами там чего-то друг другу на ночь рассказывали, как положено. Не мешал. Ждал пока они заснут. Я и еще двое студентов, вожатых другого отряда в это время в коридоре чай пили и задумывали планы на завтра - это продуманная работа, а не прогулки спонтанные. Мы составляли план работы на завтрашний день  вместе и на два наших отряда в зависимости от погоды и прочего. Говорили о чем-то за ночным чаем, планы строили на завтра пока дети засыпали - в этом и вся наша вожатская личная жизнь была. Это работа, а не прогулка и не веселуха, это работа.

Мазать девочек мальчики че-та не бегали. Нарушали традицию. Захотели  – смогли бы. (Видимо, мешал им, раз в одной комнате жили. Могли бы и сказать, чтобы я «не заметил», да я бы сам их разбудил...). В нашем детстве мальчики не боялись наказания и даже не думали о нем. Мальчики смотрели на девочек. Девочки смотрели на мальчиков. Некоторые друг другу нравились. Нужно было внимание свое показать девочкам. В такие ночи мы не спали, разговаривали до утра, чтобы не проспать задуманное. Наказание нам было бы жестоким - стоять весь тихий час в трусах в девчачьей палате и терпеть насмешки девочек. Но пацаны были пацанами. Мазать, мазали, но никто ни разу не попался. Мы специально вкусную зубную пасту выбирали.
Нас девочки не раз тоже в ответ мазали, а мы смеялись только.
Девочки смотрели на мальчиков. Мальчики смотрели на девочек.

Летний деревянный домик с четырьмя большими палатами. Два отряда. Четверо вожатых. Две палаты - мой с Наташей отряд. Все мальчики отряда вместе. Все девочки отряда вместе. Дверь домика запирали мы - вожатые на ночь. (Там много пионерлагерей, куда из города и из поселка много гаденышей шастало, поэтому   мы и закрывали ночь дверь.) Одна беда - удобства на улице. Не сбегать лишний разок ночью по нужде.
Увидел утром мокрую простынь у нашего бойца и, не проснувшись, машинально, спросил у мальчугана мол что за фигня? Тут же понял свою ошибку. Я же видел, как в моем детстве это было с пацанами. Меня как "током передернуло". И как назло вдруг все шумящие, одевающиеся бойцы в комнате притихли, смотрели на то, что буду делать.
Я поставил мальчика в очень плохую ситуацию. Растерзать ведь могут позором его мальчики отряда. Боец нашего отряда Игорек вмешался в ситуацию подбежал и сказал: "да он просто вспотел". Он дал мне возможность исправить мою глупость. Я оглядел мальчуганов и сказал, глядя им в глаза: "Да, он лишь сильно вспотел! А вы не потейте. Не надо стесняться, будите меня сразу, нужно бежать в тубзик резко, как муху ловить! Нужно спать, а не коленки поджимать. Иначе, если буду терпеть, то и я могу вспотеть. Вам это понравится?" Мальчики дали понять мне, что им это не понравится. "Договариваемся - сразу меня будить, если нужно." А вспотевший - нормальный мальчуган, ручаюсь за него. Ну и ведро поставили.

Мне подсказали не самые старшие - одиннадцатилетние в отряде, уже бывавшие не раз в этом лагере, сказал другой. Другой смог во время и с юмором. Игорь Сидоркин.
Он и был потом был неформальным лидером отряда.
Именно он смог быстро понять ту ситуацию. Он вмешался и защитил товарища и меня спас от дурацкого.
Этому не учили педагоги. Научили дети.

============================
Линейки, построения  и ход строем

Как-то в начале, забывшись, "построил и поравнял" неумелых, решил: "Шас, я за пять сек научу также, как меня строили". Вожатый Максим сидел, сидел, смотрел, как пыжусь. Он и остановил меня: "Кипятильник то свой выключать нужно".
Когда ходили отрядом на реку купаться, то дети  быстро научились право и лево не путать и песни орать.
Мамаша подбежала ко мне и спросила - вы правда бросите отряд
сказал что не смогу, но капризничают  , это так для острастки, я их не брошу


============================
Некоторые

Некоторые, как бы это сказать, они отвяжутся словами от тебя, если лезть к ним. За ними всегда присматривать нужно, не показывая это, издалека. И разговаривать чуть нужно всегда, только в душу не лезть. Не лезьте и не трогайте их лишний раз, если не идут на контакт. А вот действия, игру отряда принимают. Смотрите что происходит.
Но. Всегда не показывая им смотрите за ними. Сами поймете, особенно смотрите если чуть изменилось в поведении, показалось странным. Здесь нет расшифровки, не написал - сам узнаешь.

============================
Отдых у вожатых

Если у кого-то силов много ночью не спать...
Но завтра как скворец должен быть. Пионеров не волнует твоя усталость.
Я сходил ночью на рыбалку, окуней ловили, а потом днем сил не было.

============================
Купание и воспитание.

Мы с отрядом купались в реке. Это они купались. Я стоял в воде по пояс и считал головы резвящихся. Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять...Считал так быстро, как мог. Они же постоянно ныряют. Раздватричетырепятьшестьсемьвосемьдевятьдесять.    Раздватричетырепятьшестьсемьвосемьдевятьдесять... Не я один в воде стоял. Другие тоже караулили. У меня с детства осталась память о том, как утонули дети на глазах родителей. Потому сам все время стоял в воде, охраняя. Я прекрасно помнил, что купаться – это превеликая радость. Только нас не водили купаться в моем пионерстве – воспиталки боялись. Я тоже боялся за детей, когда стал вожатым. Разговор и уговор между мной и отрядом серьезный был  Купаемся! Но.. Если кто-то нырнет надолго, то все вон из воды.  Купание прекращается. Отряд наказан.
А посчитайте сами. Отряд в 50 детей, по десять купали. Я стоял воде и мерз. Обычно после завтрака и до обеда.  А то и после полдника. Мне бы самому в горячий песок погреться, да куда там. Да сами постойте в воде часик, другой. От всех таких купаний закашлял я жестоко, лекарства мне привезли.
Стояли в вводе часами все мужчины пионерлагеря - и физрук, и музрук, и все студенты стояли, кроме тех, кто из столовки. Немного по очереди грелись в песке, когда девочки купались, они не лезли на глубину, но мы все равно очень внимательно смотрели за ними в готовности. Чтобы не было холодно им и что бы окунулись сразу то говорил - баба села на горох они отвечали ох и окунались и потом купались.
И снова в воду лез считалку  про десять считать. Я доверял своим мальчишкам и девченкам. Но проверял. Не верил никому. Отряд из детей - мой. Я купать, а не тонуть привел. Сам привел. Мог и не приводить. Да все я понимал. Не нравилось им барахтаться не глубоко. Они забывали, что течение есть. На свой страх и риск мы купали. Не могли мы им отказать вот и яйца свои морозили. (Один из вожатых того лагеря Максим умер несколько лет назад, возможно от последствий тех стояний в холодной воде часами.)
Мы в детстве ходили купаться всем двором и самые старшие и мелкие. Сам то я с крутояров в детстве нырял и много что делал рискованного, что обычно мальчишки делают. Но я сам за себя тогда отвечал, мои родители ничего не знали о моих приключениях.

Саша, очень сильный пловец отряда, он действительно хорошо плавал, нарушил наше соглашение, он нырнул очень надолго. Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять…..  Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять….. Волосы у меня дыбом встали.  Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять…… Да где же ты? Появись! Фу-у-у, вынырнул и десятый!!!!! Все. Пацанам отбой в купании. Как договорились. Девочки только купаются. Мальчики греются в песке. Перед отрядом позором пацана не бил, просто сказал, отбой в купании. Как наказать нарушителя за нарушение уговора?! Не знаю.
Я сам переплывал бассейн  в детстве - 25 метров нырком, нырнув.
Хоть и стращал, решил отряд купания не лишать завтра. Отряд-то не виноват. Лишь один виноват.
Наказать вроде бы надо, раз обещал. Он нарушил договоренность между нами. Он сильно испугал  меня в конце-то концов своим исчезновением в реке на течении. В эту ситуацию вам лучше не попадать, в ситуацию, когда вы…... Короче, ну не знаю, как поступить и все тут. Вернулись в лагерь. Подозвал к себе этого сильного пловца, напомнил про его великолепный нырок. Он согласен был с тем, что нарушил уговор и что река не бассейн. Не был я злой на проказника. Но не педагогично вроде бы, именно вроде бы, оставить без исполнения то, что было уговорено. Сказал ему: "Все понимаю. И ты понимаешь. Давай, раз силов много лишних у тебя, значит нужно их потратить крепко". Предложил  бойцу пробежаться от нашей хаты до столовки стометровку с отдыхом, три раза, но на всех парах и на время. Немного. Рванул он радостно. Я время засек. Но, но… сработало то, что я бы назвал "эффектом Тома Сойера". К нам другие бойцы отряда сразу же подбежали заинтересованно, чуть ли не все мальчики: "а мы тоже хотим, как он побегать?" Я потерялся: "Так ведь не вы, а он наказан". Ответ их: "а мы тоже хотим побегать!"  Они тоже рванули на скорость, туда - сюда, радуясь. Плюнул, про себя ругнулся про не педагогичность. А пацаны пыль подымали... Ух, им было в радость было. Бегали наперегонки друг с другом. Победитель забегов  тыблоко получил как приз.  Конфеты получали девочки, если ревели скучая по дому. Так и не наказал ныренка. Вот мне самому нужно было с ними вместе побегать и пыль поднимать!

Ты попробуй иначе. Сообрази сразу.
Такой опыт получил.

=======
Разборки

Ну конечно же, были стычки между бойцами нашего отряда, они же мальчики, и могут постоять за себя. Леща дать - да запросто. Никто из пацанов старших отрядов не был замечен в задевании пацанов моего отряда. Они дрались меду собой я видел, вмешался бы если бы не то пошло. Не пришлось. Хотя в соседней комнате много было задиристых и напористых пацанов на год-два  более старшего отряда, уух каких заводил, только тронь их, там настоящий улей был. У них руки и ноги работали быстрее, чем они успевали подумать. Но вожатые всех отрядов внимательно присматривали за всеми, не важно чей отряд.
=========

Предатели.

Отряд перед полдником построился и пересчитался – одного нет. Выяснил кто.
Когда был сам в пионерлагере, то родители  крайне редко забирали детей домой с письменного разрешения директора пионерлагеря, с уведомлением воспиталок. А к этому мама приезжала в тот день еще до обеда, отпросила его у меня на тихий час. Решил, что он до сих пор с ней. Но на территории лагеря мальчики отряда не нашли его. "Рванул домой, за своей мамочкой, значит" - сказали бойцы отряда тихо себе, между собой мальчики сказали то, в чем не хотел себе признаться. Поднял тревогу по лагерю. Мой однокурсник и вожатый был на дороге из города в лагерь в то время. От лагеря примерно час пехом до автобуса. Я метнулся к нему с фотографией отряда, благо она была уже. Он сказал, что видел моего бойца на дороге, он даже спросил пацана мол ты куда? Но вожатый нашего пионерлагеря  не стал гоняться за бегуном из моего отряда. Валера Подлипчук сказал мне: "Скажи спасибо, что хоть сказал о том, что видел его." Я сказал "спасибо" этому козлу Подлибчуку, да гавно он..

Сам поехал на грузовике к бегуну домой к Рожгову. Подростка могли "подловить" и избить поселковые подростки по дороге. Старшая пионервожатая, работница с фабрики сказала: "ты там его родителей-то поставь раком за побег, у нас такое не прощается."  Ответил: "Сами поставите как нужно родителей, когда его найдем".  Нашел его дома жрущим. Я обвалился на стул от усталости у них дома и сказал: "Вот какого рожна... Он вас догнал, а вы преспокойно отвезли домой и даже не позвонили в лагерь, чтобы сказать о нем. У нас же все подумали, что с ним недоброе могло произойти. Он мне, ваш прекрасный такой не нужен в отряде. Пусть остается дома, раз вы такие…, пишите расписку.  Не думаю, что директриса фабрики пустила его потом хоть раз к себе пионерлагерь, у нее предательство не прощалось. Такое не прощается особенно если и сами родители безбашенные. Потом, через несколько дней бегун приехал в тихий час с глупо улыбающейся мамашей в пионерлагерь забрать свои манатки и чемодан забра, как его козла звали, ть. Все мальчики смотрели, я молчал, закусив губу, чтобы не сорваться на слова. Он подошел к своей тумбочке и сказал, что там были яблоки. Один мальчуган из отряда ему сказал Игорь Сидоркин  сказал то я не смог  губы жевал иначе материться, а нельзя, он сказал : "иди отсюда, предатель  все пацаны в палате  так глазами  говорили  я же видел  это у них хоть сам молчал".

=======
Тихий час.

Обычно мальчики не имеют привычки спать днем. В старших отрядах пацаны не спали. Кто-то читал, кто-то в окно смотрел, кто-то в шахматы играл, кто в морской бой. Я своим сказал, что после обеда, даже в армии бойцам полагается отдых, не строевая подготовка, не работы, а отдых. Попросил их: "я устаю, хочу минут пятнадцать поспать, как Штирлиц умел, спать не хотите не спите, но и мешайте другим". Отряд не шумел в тихий час.

=======
Поход на весь день.

Мы с отрядом пошли в поход.
В поход не водят обычно в пионерлагерях - у меня ни разу не было похода в детстве. Не просто так строем и вернуться через час, а на весь день. В настоящий поход! С утра до вечера.,тогда просто упали заснув все.
Как положено готовились заранее, за несколько дней, попросили родителей принести пригодную для похода обувь и одежду. Вечером обувка, одежка, все готовилось и еще раз все тщательно проверялось для похода. Чтобы ничто не подвело. Все радовались. Легли рано, заснули сразу. Проснулись, быстро оделись, пописали, покакали. И пошли солнечным всем отрядом в настоящий поход. Я впереди с мальчиками, напарница с девочками замыкала отряд. Уже час шли, вышли на берег реки. Увидел белесые камни у кромки воды реки, никогда раньше не видел таких. Сказал, не мрамор ли это? А вездесущий Игорь Сидоркин подсказал, что это известняк. Он и сказал, что проверить нужно ножиком, мол мрамор не порежешь, а известняк строгать можно. Я выдернул из реки, у кромки воды какой попался первым большой камень.  "Н-да, точно не мрамор, ножиком режется, посмотрите сами. Пойдем дальше". Отряд дальше пошел вперед. Идем. Прошло какое-то время. Вдруг два пионера догоняют меня и спрашивают мол что с известняком делать-то? "Что, с каким известняком?". "Ну с этим… и показывают мне ту каменюку! У меня в мозгу пронеслось -  тяжелый камень зачем-то несли..! Я от неожиданности непедагогично и ляпнул: "Да х.й его знает!" Тут же своим током прокорежило от этого. Хорошо, что на меня не 100 глаз смотрели и 200 ушей не слушали. Смотрели по сторонам. Заняты собой были. Лишь две пары глаз и две пары ушей истинных ценителей башкирского речного известняка. Прямо им в глаза глядя: " да, я нехорошо сказал". Мальчики ничего мне не сказали и бросили камень. Потом Игорек другого тихонько напнул коленом: " я же говорил, что бросить нужно было, а ты все полееезная, нууужная штука...". И мы дальше дружно пошли в поход. У нас там, впереди, были купания с глубокими нырками в тихом заливчике. Игры и вкуснейший обед. Даже мороженное и любые соки, до отвала, сколько пузырь внутренний выдержит.   

================

Девочки поделили мальчиков.

В один прекрасный день произошло прелюбопытное. Девочки взяли и поделили между собой мальчиков отряда – типа любовь.  В девять-десять лет. Неожиданно на мою голову свалилась эта эпидемия: 25 девочек неожиданно полюбили  25 мальчиков.
А мальчикам и так неплохо жилось. Жили себе, не тужили без любви они. Даже не бегали мазать.
(Ну не такое активное и массовое, но видел я в своем пионерстве. Девочки стеснялись, писали всякие там опросники. А один из нашего отряда бегал от любвеобильной девочки, она ему не нравилась.)
А тут девочки все сразу на всех не повадных пацанов напали.
Знали мы с напарницей зачинщиц, посмеялись. Поговорили персонально с девочками: "Это че это вы тут затеяли, а, про любовь? Они: "А мы любим их!" Уф Алла! Мы с напарницей  "секли" за всем, за этим. Денек, другой, ну третий – угомонятся сами. Все успокоились потихоньку, кроме двух главных зачинщиц. Уже легче. Голова разболелась и температура от купаний. Прилег на  минутку в нашей, мальчуковой палате. Лежу просто, глаза призакрыты, маюсь от головной боли. Один боец зашел, сел на свою кровать, в носу ковыряется - дела у него важные. Тут заходят в палату  "советчик" и "охотница за дружбой". А этот хлопец, оказывается был "жертвой любви". Увидев "охотницу",  Игорек тут же ласточкой под мою кровать прыганул и затих... Да именно так и было. Я за него.  А эти двое - "советчик" и "охотница" уселись на соседнюю кровать и беседу степенно и важно вели между собой. Жду что дальше будет. Вроде, я уже взрослый был, но от того, что услышал от детей "ошарашен" был.
- Любишь его?.
* Ну да.
- А он.
* Не знаю.
- Слышь ты, вылазь из под кровати, тебя любят, сделай ей ребенка, пока вожатый спит.
Надоело мне терпеть ситуацию, вмешался. Но от головной боли сил не хватило рявкнуть. Пробормотал что то: "Не получится… не светит, он по другой,  по девочке из своего класса сохнет". И повернулся на другой бок.  Как смог защитил тогда его, не знал как , знал что эти придут снова и защитил. Ты думаешь что всегда сильный - нет. Это ты взрослый а они нет, беззащитные.
 И тут бегая нужно, слушая окружая и смотря внимательно. 
А как ты думал. 
У меня 50 человек жили.
Вот я и бегал  и смотрел, я же за жизни их смотрел и не упустил ни одну, ни одну все остались здоровыми.
 
Дети старше, чем мы думаем.
============================

Театр для детей

Был вожатый среди нас - производственник с фабрики Николай. Он старше нас, университетских вожатых был намного. Он не первый год сам ездил вожатым, сам взял самый сложный отряд - 8 лет, совсем маленьких, где сопли и слезы.  Он имел жизненный опыт и то, что, не объяснить. Простой и не простой, открытый. Мне бы такого вожатого в детстве. Ему был дан дар дружелюбия и мудрости. Когда устроили концерт вожатых для детей мы придумали много чего. В том числе и сценку  из мультика про зайца и охотника. Когда я - "охотник" по сценарию, сказал: "Ах вот вы где, вас мне и надо, вы съесть изволили мою морковь…" Хор радостно подхватил про позор зайца, а я из пластмассового малюсенького автоматика за пятьдесят копеек ласково так сказал - "пиф, паф, ой йе ей, умирает зайчик мой!". "Заяц" – по сценарию должен был как-то упасть. Коля сценку ту репетировал не раз, но не репетировал свое падение подстреленного. Коля, игравший зайца оседал грузно и медленно, он очень не хотел обзанозиться об неструганные доски сцены. А дети слезку пустили. Мы не ожидали такого. Мультик то этот дети сто раз видели по телику. А тут их "зайца" - Колю пожалели. Любили его дети. Не встречал таких, как он потом.
Мы сразу же вчетвером с Колей, Максимом и Валерой детей от слезок  быстро отвлекли танцем маленьких лебедят... Все дети засмеялись.

=================
Лунатик

Вышла девочка ночью из палаты в коридор. Глазки призакрыты, ручками двигала перед собой плавно, что-то бормотала  про себя тихо. А я тогда ждал пока пацаны уснут и писал в коридоре план мероприятий на завтра, мгновенно подбежал. Советоваться не с кем. Моей напарницы нет.
(
Моя напарница с фабрики, она ложилась спать по часам, сразу после отбоя и спала в своей отдельной каморке, не с девочками, а с чемоданами. Она спала как корова от отбоя до побудки, ночью ее не было, она не проверяла девочек никогда, просто как корова спала, как сука в чемоданах. Я не знаю где эту нашли и почему ее поставили вожатой, она как это сказать не знала ничего,  иногда помогала, просто с фабрики захотела. А тут продуманная работа нужна, работа и продуманная на каждый день, а не ее коровьи глаза.
Это потом потом мне сказали - ко мне напарницей вожатой попросилась с университета, она там была вожатой в первый сезон и хотела снова быть вожатой, а мне ее не поставили работать умело, из-за коровы с фабрики.
А как еще ее назвать если девочек отряда она ночью не проверяла и ни когда не знала что делать.  Это работа и не простая, а не отдых с фабрики. Коровьи иногда хороши.
Комиссия пришла проверять, я и не заметил их, да и некогда мне было, был тогда в девчачьей палате, мне потом сказали, что одной конфету давал и сказку рассказывал, другой рукой фокус показывал - комиссия дверь приоткрыла, увидела это, что и как и ушла себе тихо. А где была эта сука, моя напарница, Почему я там сидел, а не она?
)
Что делать не знаю. Вот и решил ничего не делать. Нельзя было ни на шаг оставить эту девочку. Из детства, из своего пионерства знал, что нельзя разбудить, испугать человека в таком состоянии -  мы дети в пионерлагере это обсуждали перед сном.
Тихонечко, тихонечко, тихонечко провел девочку-лунатика в кроватку, уложил. Все спали. Проверял. Проверял и потом. Все нормально было. Не забыл, но не скажу кто была.

=================
Как прощались.

Суетно и быстро прощались. Было грустно. Много лет прошло. Позабыл многое. Не все забыл, видимо.

=================
МНЕ ПОХУЙ , какая директриса была - нищее все было и плохо, кроме еды.

Еда вкусная была. И ели дети все, кроме творога. Детям сказал: "Творог и великий Эйнштейн не любил есть, совсем ненавидел. Но ел этот творог, даже он, Эйнштейн. Он ел творог и все приговаривал потом, что если бы он любил творог, то пришлось бы ему много есть его, а он такой невкусный".


Я заикнулся про педагогов в начале этой зарисовки.
Педагогом в роли вожатого или начальником на работе ты сам можешь оказаться. Эксперименты педагогические... - не играй в это.
Это такие  же как ты

Готовься к диалогу с равными. Именно с равными.

Честное пионерское.



Галим Фарзтдинов