Решающий фактор

Манскова Ольга Витальевна
   Пилот одиночного патрульного катера Рэй Оболтус который час пялился на экран. Программа выдавала одно и то же, на мониторе навигатора значились те же "космические тела" с их порядковыми номерами, а в иллюминатор наблюдались те же звёзды.
   «Систему заклинило, или катер в действительности находится на одном и том же месте? Как такое может быть? И – что теперь делать? Попробовать уйти в подпространство, но кто же тогда проверит квадрант Г-2012, находящейся на задворках нашей Галактики? – паниковал Рэй, - И как я объясню свое поведение команде? Кто же мне поверит – если, конечно, пространственный прыжок пройдёт нормально? Скажут – напал на след пиратов – а идти за ними - струсил!»
    Рэй отошел от пульта, предоставив его автоматике. Присел на обыкновенный диван, покрытый пушистым пледом, нажал кнопку "кофе" на синтезаторе пищи, и расположился таким образом, чтобы ноги через подлокотник свисали в проход - не желая больше вперяться глазами в навязчивый сервис услужливо распахнутого во всю стену монитора-псевдоиллюминатора, фиксирующего одно и то же расположение звёзд.
   Сколько он здесь висит? Счетчик времени тоже застыл на месте, показывая неизменное 31 августа, 14.15 по единому межгалактическому времени. Так и рехнуться недолго! « Слыхал я байки о подобных историях, произошедших в космосе - но никогда им не верил. Как же там говорилось? "Попасть в Око Бога..." Вероятность такого события практически равна нулю. И всё же иногда – случается... И никому еще не удалось понять природу подобных случаев - если они, конечно, действительно происходят, - подумал Рэй.
    По мнению одних рассказчиков, для попадания в «Око Бога» необходимо было оказаться в точке, находящейся в точности посередине между двумя равновеликими или близкими по величине "чёрными дырами". Если в таких условиях оказывалась звезда или планета, она превращалась в нечто, смотревшееся абсолютно фантастически: огромное усиленное свечение, похожее на странное око, которое, по предположениям, к тому же являлось дырою в иное пространственное измерение… Отсюда и название, придуманное космолётчиками. По мнению других, нужно было попасть одновременно в разнополюсные пространственно-временные потоки Вселенной, закручивающиеся в противоположные временные спирали, и зависнуть строго посередине.
   «В принципе, вероятность зависания денежки на ребро при подбрасывании гадательной монетки должно быть более частым явлением… Повезло – нечего сказать!» - продолжал размышлять Рэй.
     Ему, конечно, и дела не было до предположений теоретической физики и теории вероятностей. Он был послан в этот квадрант лишь для того, чтобы выследить и наметить траекторию передвижения космопиратов, действовавших в данном секторе и нападающих с завидной регулярностью на одинокие грузовые транспортники. Пираты, конечно, были членами другой корпорации, играющей втихую не по правилам.
   Район, который патрулировал Рэй, был малоизучен. Далеко не все космические тела были занесены на карту, в том числе и пояс астероидов, стремясь уйти от столкновения с которым патрульный катер Рэя и попал в эту точку Вселенной.
   Рэй выпил кофе и, наконец, решился: "Нужно уходить в подпространство - нет других вариантов... А то - уже непонятно что мерещится". Действительно, в углу, как показалось Рэю, уже расплывалось светящееся переливающееся разными цветами облачко.
  «Может быть, это система создания гравитации реально пошаливает?" - подумал Рэй. Решение  уходить в подпространство, а не двигаться, как обычно, к  точке стабильного нуль-перехода, которую создавал крейсер класса "первопроходец", было рисковым. Первопроходец, находясь в определенной точке, тянул подпространственную нить-соединение, своеобразный путь-тоннель до орбитальной станции, находящейся в районе Земли, по которому он и переместился сюда – на край солнечной системы… Именно по этому подпространственному тоннелю к Земле шли все транспортники с грузами, а также патрульные и исследовательские катера. Прокладывать же свой собственный нестабильный путь на маленьком катере было крайне опасно - могли при этом встретиться свои пространственно-временные "камни" нестабильности, отклоняющие систему, в данном случае продолжающую двигаться на автомате по изменившемуся курсу, в совсем другом направлении. И даже сама прокладка курса, без калибровки и уточнений, имела вероятность значительной погрешности. Эта возможность самостоятельного  прыжка, хотя и заложенная в систему катеров, существовала лишь как запасной вариант. Её можно было апробировать лишь в случае крайней опасности, в безвыходной ситуации.
   Рэй уже хотел двинуться к пульту управления, чтобы совершить задуманное, когда вдруг услышал голос:
  - Не торопись! Зачем спешить! Ведь здесь у тебя - целая куча дарового времени, абсолютно не меняющего твою структуру. То есть - ты, пребывая здесь, не состаришься ни на минуту. Неужели, ты нисколько не хочешь этим временем воспользоваться, чтобы вернуться обратно, к своим, существом более знающим и умелым, успев вместить в себя несколько больше, чем положено обычно человеку, обусловленному конечностью времени своего существования?
  - Кто ты? Или – мне послышалось? – спросил в пустоту Рэй.
  - Ну вот... Как всегда... В первую очередь - назови своё имя, возраст, размер ноги и дату предполагаемой смерти... Странные вы... Существа. С какого конца галактики бы не прилетали. Вам что-нибудь может сказать моё имя, возраст, число количества клеток в моем организме, быстрота моей нейронной реакции - или прочая чепуха? Вторичная информация, сор - вот что вас интересует. Поэтому для вас случайны космос, мир, звезды и имя вашей супруги. Вы не видите реальности вещей, не слышите песнь Вселенной, не ощущаете единства мира и взаимосвязей сущего. Вы можете лишь жить в хаосе и создавать хаос. Вы выбрали быть конечными, зависимыми и предсказуемыми.
  - Ладно, не зуди! Ты не хочешь назвать мне своё имя...  Так ответь хотя бы, ты - существо, бог или дух бесплотный?
  - Назови меня хоть горшком - только в печь не ставь... Вместо того, чтобы ответить на мой вопрос, ты вновь заботишься лишь о получении информации о теперешнем своём окружении… Да, ваше развитие зависит лишь от внешних обстоятельств. Дураки вокруг делают вас дураками, гении - гениями. Поэтому вас так волнует, кто в данное время находится рядом. И вам постоянно нужны новые сущности, новые впечатления, новые миры... И потому вы и бороздите пространство Вселенной - чтобы убежать от себя самих. От той пустоты, что внутри, о которой вы думаете, как о смерти. Возвращение к исходу вы считаете смертью! Вы ищете развлечений - каждый в своем роде. Вы ищете славы - признания себе подобными. И даже столкновение с непознаваемым вы возвели в культ и заложили в схему получения удовольствия!
  - А ты способен лишь на монолог. Ты - из тех, кто познал себя, но не слышит других! И вообще – ты моя слуховая галлюцинация – не более! - разозлился Рэй.
  Некоторое время после этого он слушал лишь тишину космоса. Затем послышался тихий смех - и наконец слова:
  - Уел ты меня, землянин! Ха-ха! Зато я тебя – разозлил! Ну, хорош! Не горячись! Просто, ты считаешь, что для диалога необходима созерцательная форма? Тебе будет легче меня воспринимать, если я обрету форму?
  - Ну конечно! - ответил Рэй.
  Через некоторое время перед ним возник классический сфинкс: существо, сотканное из энергии, представляющее собой лицом деву, с женской грудью, туловищем льва и с крыльями орла, которое зависло в воздухе невысоко над полом.
   «Говорят, что в Космосе даже у нормальных людей могут начаться «глюки». Впрочем, вполне осязаемые, не просто зрительные галлюцинации, но и даже дающие возможность себя потрогать. Эти создания проявляют порой недюжинную силу: ведут, например, корабль за капитана, который в отключке или спит… Они могут закинуть корабль совершенно непонятным образом совсем в другую точку пространства или показать иные миры. Но, я, понятное дело, никогда не верил подобным россказням.
  Эти явления в Космосе сравнивали с другими, похожими, когда на Земле моряки уходили далеко в море. Или на яхте люди путешествовали в одиночку… А потом просыпались, и обнаруживали на борту странных, непонятно откуда взявшихся, людей в костюмах прошлых эпох, в образе пиратов или матросов. Иногда они вели яхту или корабль, пока капитан спал. И даже разговаривали с ним… Наверное, такое может происходить только без свидетелей, в неизвестном, бескрайнем пространстве моря или Космоса».
  - Так - я тебе больше нравлюсь? - спросило существо, призакрыв и вновь открыв лучезарные глаза и потянувшись вперед лапами, - Лично мне - нравится подобная форма. А тебя она устраивает? - спросил сфинкс.
  - Кто - ты? Ты - живое существо? – промямлил обалдевший патрульный.
  - Зови меня прорехой в картине мира твоего разума, улыбкой Бога, не лишенного юмора, воплощением всего непознанного и неизведанного, сущностью любви и боли, межпространственным фантомом, никем не созданным - и который создал себя сам... Я знаю, ты слёзно будешь проситься к друзьям, к исполнению долга, к любимой - лишь бы не стоять лицом к лицу с непознанным... Ну! Начинай меня просить - позволить тебе добраться до пульта, чтобы ты мог нажать там на соответствующие кнопки - после чего ты переправишься в мир изведанного! – С достаточной долей вероятности, конечно! Ха-ха!
  - Я не смею. Ты задаешь тон нашей беседы - и я повинуюсь тебе. Да, мой путь есть движение. Ни книги, ни познание, ни другие изыски внутри собственного  ума - не придают мне мудрости... Только двигаясь, я познаю. Только встречаясь с другими людьми, я развязываю узлы кармы. Только в погоне за справедливостью и в борьбе с несправедливым я обретаю смысл. Мой разум полярен.
  - А ты не безнадёжен! - рассмеялся сфинкс, - Ненавижу сущности, которые считают, что вышли за пределы справедливого и несправедливого, которые считают добро и зло – двумя сторонами одной и той же медали, и потому оправдывают любое своё злодеяние. Я люблю людей, принявших определённую сторону – названную ими справедливой, избравших веру, действие и борьбу. Хотя,  мир между дуальностей - это и есть мой мир, но сюда действительно попадают только при  росте за пределы собственной веры - но не из корысти. Ненавижу тех, кто избирает выгоду. За пределами формы начинается новая форма. За пределами существования начинается новое существование. За пределами времени начинается новое время. Но принять конечный смысл без связующего пути - есть безумие.
  - Я не знаю, дух ты бессмертный или конечная сущность, но я хочу Домой... Я понимаю, что ты мыслишь мой Дом лишь конечной точкой в пространстве с определенными координатами... Но только там я должен находиться - и стремлюсь туда. И только там, среди звёздных и беззвёздных пространств населённого и безлюдного космоса, ждут лично меня.
  - Ждут тебя? А может, мужа, приносящего деньги? Или - отца, дарящего игрушки и конфеты?
  - Мне - всё равно, всё равно... Потому что это я - люблю и приношу дары моей любви. И только это для меня - важно.
  - Ты приносишь дары... Это для тебя - важно... Я понимаю тебя - это так же вне времени и пространства, как и я сам...
  - Ты живешь вне времени и пространства?
  - Я избрал этот путь - путь независимости... Существования вне всего мира... Но постепенно я научился воспринимать другие вневременные явления, блуждающие по галактикам в виде тонких спиралей... Информационные существа в виде книг, стихов и сновидений. Дарующие мечту и надежду. Я знаком с многими из них - и некоторые из них созданы вами, людьми, на Земле.
  - Ты мудр, о Сфинкс! И ты знаешь, что некоторые вещи не имеют ни конечного пространства, ни измерений... И ты отпустишь меня - домой?
  - Хитрый, льстивый человечишка! Когда-нибудь я тебя обязательно отпущу - и ни один лишний волосок к тому времени не упадет с твоей головы. Ты бы это хотел услышать?
  - Знаешь ли ты что-нибудь о том, что есть тоска по дому?
  - Я знаю лишь о том, что такое тоска. Ибо я нахожусь вне пространства, как и вне времени. И ты заполнишь на время мою тоску - на то время, которого не существует.
  - Давай, во что-нибудь поиграем - отвлечемся на время. В любую игру - лишь бы тебе было интересно.
  - На время я играть не буду. Поиграем, допустим, на твою свободу – я отпущу тебя, если ты выиграешь.
  - Идет. И во что мы будем играть?
  - Когда-то, будучи на вашей планете - когда в меня на ней верили и призвали меня туда - я играл в загадки. С разными людьми. Пока не проиграл. Хочешь, загадаю тебе похожую загадку и сам дам ответ? Эта загадка - легкая. Примерно, так: кто с утра ходит на четырёх ногах, потом - становится на две, большую часть пути своего является кометой, но превращается в конце в щепотку космического пепла? Ответ: космолётчик! Которого погребли в космосе, конечно!
  - Мрачный у тебя юмор!
  - Стараюсь развеселить тебя - а получается мрачно! Может, предложишь иную игру?
  - Расскажи мне, всё-таки, о себе.
  - Хорошо. Если ты просишь... Когда-то я был человеком - или же представителем какой-то другой планеты, похожей на вашу. Я много времени проводил в медитации и просил Бога о выходе за пределы двойственности - духа и материи, за пределы пространства и времени и о приобретении особых способностей... Ты знаешь, однажды это прошение было удовлетворено, и я... Оказался в этой точке пространства. Не знаю, сколько прошло с тех пор времени - такого понятия здесь нет. Не знаю, какую форму я ранее имел - теперь я могу приобретать любую, и легко перемещаться меж звезд... Я могу ответить на любой твой вопрос - но я хочу задать тебе свой, раз уж представилась такая возможность... Ответишь - и я отпущу тебя восвояси, и даже дам координаты перемещения космопиратов...
  - Пиратов? То есть, они действительно были, а не происходило с похищенными кораблями нечто, похожее на то, что произошло со мною?
  - Да. Космические пираты - реальны. Хотя, ближайшая к вашей обитаемая планета – Чакеона - именно потому не ловит своих пиратов, бывая в этом квадранте, что списывает все происшествия...на меня. Обо мне же на Чакеоне существует множество мифов и легенд, большинство которых говорит о пропаже в этом районе космоса людей благодаря поглощению их душ Сфинксом - мною. И потому чакеоняне никогда не ищут пропавших.
  - Но меня будут искать мои соратники. Я, во всяком случае, надеюсь на это.
  - Да, будут. Но ты не сможешь подать им сигнал о помощи, исходящий... На протяжении нулевого отрезка времени. А я не подпущу тебя к пульту до тех пор, пока ты не ответишь на мой вопрос...
  - И каков будет вопрос?
  - Случайно ли ты попал туда, куда тебя угораздило попасть - или в этом всём наличествует закономерность?
  - Я не знаю ответа на этот вопрос... Но я попытаюсь ответить... Моя мать встретилась случайно с моим отцом - но у них имелись общие друзья и общие интересы, и потому их приход в музей космических технологий и на ксенобиологическую выставку  одновременно - был, хотя и случаен, но отчасти обусловлен. После их встречи - в разных этапах их взаимопонимания и процессе моего появления на свет, думаю, не было ничего случайного - был это ряд взаимовытекающих друг из друга событий. В том, что я избрал профессию именно космолётчика - думаю, тоже не было ничего непредсказуемого. Так воспитывали меня мои родители - и так сложились звёзды. Но вот в том, что сегодня на разведку полетел не мой напарник Нил, который вдруг внезапно заболел ангиной, переев мороженного от скуки и в расстройстве из-за того, что поссорился со своей возлюбленной - быть может, и заключалась случайность. Слишком много фигур, действующих на жизненном поле и должных быть принятыми во внимание, которые играют роль в жизни человека и взаимосвязаны между собою – их гораздо более, чем на шахматном поле…
  - Ты знаешь, что такое фрактал?
  - В теории - немного, но знаю. Но при чём здесь это?
  - События твоей жизни во многом похожи на события иных человеческих жизней, если смотреть сторонне и не вдаваться в детали.
  - Да, но никакие другие люди не сидят сейчас вместе с тобой вне времени и пространства и не ведут здесь философские диалоги.
  - А вот это уже - и есть частности. И меня интересует именно степень отклонения от соразмерностей на такие частности… Итак, случайны ли случайности?
  - Откуда мне знать?
  - Может, оно и действительно лучше - не знать этого... За исключением тех моментов, когда тебя ведет провидение божие... А потому - ступай с миром, хоть ты и не ответил на мой вопрос... Именно потому, что не ответил. Если бы ты ответил мне: «Случайности случайны», - то я бы сказал, облизнувшись: «Тогда – я и есть твоя роковая случайность». И – сожрал бы тебя. Если бы ты, наоборот, сказал мне, что случайности не случайны – то я бы ответил: «Тогда я – это то, что определит твою судьбу», - и тоже сожрал бы тебя.
  - Но ты меня отпускаешь? – робко спросил Рэй.
  - Да. Ступай поскорее! В мир пространства и времени… Хотя и - ты сильно отклонишься в подпространстве от заданного тобою курса. И - не я буду тому виной.
  - Мне можно лететь?
  - Да, мой друг! Только теперь, во время своих дальнейших странствий, тебе предстоит испытание. И - ответ на вопрос, не проведение ли божие ведет нас иногда по жизни через тьму случайностей и отступлений...
  - А вот за это, как говорил мой напарник Нил, следует выпить!
  - Пожалуйста! Амрита – высшего качества! – и перед Рэем возник пенный напиток в высоком звонком бокале.
  - А это… Для меня не смертельно? Напиток богов, всё же…
  - Жить будешь, - ответил сфинкс и исчез.
  Рэй выпил содержимое бокала, оказавшееся очень приятным на вкус напитком, и долго ещё пялился в пространство перед собою. Ладно, всё это, что было - лишь муть голубая и частичное помутнение рассудка! Всё, довольно висеть вне времени - единственный путь, это прыжок в подпространство! И - будь что будет! Проложим наш курс в непредсказуемую неизвестность! С Богом!
  Его крейсер выплыл из подпространства, судя по заложенной в компьютер звездной карте, где-то в системе звезды Альфы Центавра... И больше он был не способен на пространственный прыжок, израсходовав почти весь запас имеющейся энергии.
   «Что ж! Теперь остаётся только уповать на гуманность и помощь инопланетных существ, которые, по некоторым, еще не подтвержденным официальной наукой данным, населяют некоторые планеты ближайшей звезды», - подумал Рэй, выводя компьютерную систему в режим наблюдения за окружающим пространством и подачи отображения на монитор в реальном времени. Да уж! Кажется, он завис где-то между явно населённой планетой, с искусственными спутниками и летающими объектами вблизи нее, и космическим телом явно рукотворного производства, являющегося то ли космической станцией, то ли вратами – в иное пространство или же иное измерение…
  «А ведь я мог бы, оставшись во владениях Сфинкса, развиться и выйти за пределы человеческой формы… Стать бессмертным! А теперь, рано или поздно, обязательно влипну в  первый инопланетный контакт! – подумал Рэй, - Возможно, их радары меня уже зафиксировали. А фанфар, во всяком случае, со стороны Земли, мне за такой «подвиг» - отнюдь не светит! Земля не стремится к контактам – её больше интересуют «бесхозные» планеты и ресурсы… По принципу – кто успел, тот и съел. И, если бы не я, быть может, прошли бы ещё столетия, прежде чем земляне столкнулись бы с представителями иной цивилизации… Рэй Оболтус – как решающий фактор Галактической истории, однако… Допрыгался, землянин!»
   Тем временем, к катеру Рэя уже приближался некий «космический объект».