Курить нельзя запретить

Владимир Казаков Нн
   Что бы комментировать упомянутое утверждение, необходимо вначале определиться со знаками препинания. А вот  затем…
   Или  до этого: надо  это пережить. И одному, и  коллективом. Процесс должен пойти. Интерес к Жизни появится, если есть вкус и надежда на Любовь к ней.
   Я ничего более постараюсь не утверждать. Буду рассказывать.
Отец мой (деды все на войне погибли)  в войну выжил и … сколько его помню: много, ежедневно курил «Бело   м о р».  Очень важно, что  н и к о г д а  в квартире не дымил: и мама запрещала, и меня любил…
    В 57 лет у него обнаружен рак горла. Была операция, но …
В школе, в классе в наше время курить было не принято, не престижно. Во дворе среди детей курили единицы. Про курение девочек вообще речи не было, и представить это было невозможно. Как ни странно в футбольной команде, где я играл 4 года, эта привычка процветала, но меня она не заинтересовала.
  Наиболее трудно, оказалось, выдержать табачный прессинг в высшем военном училище (там курили процентов 80). Но там и бегали кроссы ежедневно по  6-9 км, и видеть как дешёвый «авторитет» курилки  выходил  из любителей дыма на финише, было поучительно.
   В 1988 году  из-за  негативного стресса, очень опасной экологии центрального Казахстана, где я прослужил 5 лет после академии, мне продиагностировали (после операции) онкологию щитовидной железы. То, что я ни разу не курил, стало одной из важнейших причин особенности диагноза: капсула опухоли не проросла метастазами. Здоровый организм боролся и без никотиновой отравы выдержал. Прошло уже 30 лет… Я очень люблю Жизнь и считаю, что любить по настоящему надо её, и  её Создателя, а   плоды Жизни (в т.ч. и люди) могут  просто  нравиться, если они  полезны, добры и прекрасны.
 Со мной, личным опытом разобрались. А вот как быть  с курящим коллективом?
    В 2006-2009 году я работал в   детском доме г. Нижнего Новгорода воспитателем. В группе (она называлась  семья «Вишенка») было 12 детей (девочки и мальчики 7-15 лет). Мы располагались в боксе из  6 спален, холла, столовой, класса, воспитательской, 2 туалетных комнат. Дети были очень не простые, пережившие много негатива и его, конечно, впитавшие.
Всё  рассказать не могу, и тема то у нас только никотиновая…, но для  понимания ситуации опишу первый день (вернее вечер) работы. После ужина  из группы пошли гулять во двор детского дома и не вернулись 6 мальчиков. А время было уже 22.00. Ребятам было по 11-14 лет. Одна из девочек (Лера), войдя в моё положение педагога-новичка, высказала  предположение-утверждение, что они сейчас в «подвальчике» (магазинчик такой) денег настреляют у сердобольных граждан, купят пива, сигарет и будут гулять до утра. Её прогноз оказался верным: пьяную, агрессивную ватагу на улице Культуры я обнаружил минут через 15. Недалеко была  милицейская машина с экипажем, но на мою просьбу помочь задержать «ребятишек-воспитанников», они ответили отказом: у них другая задача. Два молодых студента всё же откликнулись и задержали двоих.  Крепко держа  за руки этот дуэт, я привёл всю пьяную компанию в детский дом (остальные, удивлённые моей находчивостью и настойчивостью шли за нами рядом).
   Курили в моей группе из 12 детишек 10 мальчиков и девочек. Не курили только 2 девочки. Понятие  «курили» следует понимать, что без сигареты не только день-час не могли прожить. Запрещать было бесполезно, более того опасно. Если вы не знаете, что такое  истерика ребёнка с девиантным поведением - вы много ещё не знаете о сермяжной жизни российского народа. Скоро эти поколения станут нашими характерными, типичными согражданами. И это будут не только политизированные  пустышки-истерички  в храмах…озабоченные "правами" и без понятия об обязанностях, ответственности.
  Короче, дыма в спальнях детей  не было, но в туалетных комнатах он клубился и днём, и вечером, и даже ночью. Это лучше чем ловить детей по ночам на улицах, которым что ничто спрыгнуть со 2-го, а то и по простыням с 4 этажа.
     Опыт решения проблем детских исковерканных судеб в закрытых учреждениях у меня уже был и начал я с создания воспитательной системы. Как то скрупулёзно подводя итоги дня детей вечером в воспитательской (а этот процесс уже заинтересовал многих воспитанников и они дышали мне в ухо, когда я расставлял оценки по критериям поведения и учёбы), я высказал мысль, что многое бы дал за то, чтоб мои дети (речь как раз зашла о Лере, доброй, талантливой девочке лет 13-ти, заядлой курильщице) не курили…  Что-то конкретно и о поощрении высказал. Ей это, похоже, передали, так как через 20 минут она зашла ко мне сама и попросила уточнить, что и сколько …
Сначала я сформулировал условия договора: 3 месяца не курить. Если увижу или докажу, что она хоть раз закурила, то договор нарушен. А поощрение: она сама себе выберет на 1000 рублей, и мы вместе его купим. При свидетелях «ударили по рукам».
   Через день ( а я работал через день) ко мне пришли по очереди  ещё три воспитанника уточнить про Леру и наш договор, и предложили свой отказ от курения на тех  же условиях.  5-тому ребёнку я отказал ( я не Абрамович), но сказал: ты прекращай курить и если, кто  из 4-х сорвётся и закурит, то и тебя поощрю…
   Учитывая, что  именно эти 5 человек были старшими и курили  в основном они, то через неделю табачный запах из наших комнат совершенно выветрился. Дети в детском доме перестали курить. Ещё неделю назад это было не возможно представить. Директор детского дома, делая обход, это сразу отметила. Я объяснил причину и мою стратегию: 1 месяц  я и мои коллеги, сотрудники по работе  будут  не слишком придирчиво относится к тем, кто «тайком» всё же курит. А во 2, 3 месяц контроль будет «тотальный».
  До конца никотиновый карантин  выдержали трое мальчиков. Двое вынуждены были прийти и признаться, что им  не хватает силы воли бросить совсем, но курить они стали меньше и за пределами детского дома. Тем, кто сумел три месяца  обойтись без сигарет, купил по мобильнику, как они и просили.
 Как и обещал, я просто рассказал то, что было. Не буду утверждать, что дети и сейчас не курят. В хорошем деле, может быть, к сожалению, тоже, как и в составе преступления, присутствует   мотив. И, когда, его нет…
 Тем более  вскоре я уволился из детдома