Бытие как полиморфный творческий процесс

Николай Островский
Во всякой исторической эпохе возможны две основные и наиобщие установки, бессознательные или осознанные, два подхода к бытию. Первый подход – субстанциональный или, то, что Н.Бердяев называет «натуралистической метафизикой». (1). Это статика. Второй подход – диалектический или динамика. Чаще всего первый подход осуществляет декреацию, отрицание творческого начала реальности. Второй подход связан с утверждением творческого бытия и вне человека. Понятно, что реальному бытию присуще как статика, так и динамика. Но в мышлении человека всегда преобладает либо догматизм, либо диалектизм. А преобладающая тенденция превращается в главный и исходный принцип мировоззрения, мироотношения. Поэтому, можно сказать, что существуют две основные картины мира.
Возможно, догматизм научно и философски уже устарел. Но как тип мышления и отношение к реальности он актуален всегда, наравне и с творческим подходом. Догматизм имеет свою практику в жизни, свои ценности, свои выгоды. Главная категория статичного подхода – «субстанция» или «субстанции». Бытие в этом случае – нечто самозамкнутое, рядоположенность монад и их взаимодействие лишь на уровне необходимости. Это бытие-субстанция не становится, а уже ставшее. Чистая наличность и материя как сущность мироздания. Материя получает власть над жизнью и духом, значение первой истины. Отсюда полная односторонность материализма (как, впрочем, и идеализма).  Поверхность явлений оказывается значительнее их глубины. Первоглубина понимается при этом как фундамент, неизменяемое далее основание, а не творческий процесс. В теологическом отношении это отрицание Божества как творческой силы. Творческое начало становится особенностью лишь человеческого сознания и особой эстетической деятельности или искусства. Согласно такой позиции, «мёртвое», бессознательное не могут «творить». Элементы сущего даны раз и навсегда. Их активность механистична. Ничего по настоящему нового в реальности быть не может. В лучшем случае имеется выявление скрытых до того потенций сущего или перераспределение элементов в целом. Сублимация низших начал в высшее понимается как органическая эволюция одних форм материи или уровней реальности в другие. Направляет эволюцию внеразумная Необходимость. Но здесь явное противоречие: процесс очевидно разумен или логичен, как и сама структура и деятельность Необходимости. И в то же время Необходимость внеразумна, а значит алогична. Ведь разуму присуща рациональность, как рациональности разум (речь не о их тождестве). Итак, процесс здесь понимается как последовательное выявление изначально данного или его форм-явлений-сущностей. Творческий же процесс помимо вышеуказанной составной, предполагает участие в нём и случая, неопределённости, парадокса, имеется возможность  регресса, борьба начал, создание новых элементов сущего. Творческий подход утверждает в наличном сверхналичное – духа, эроса, Абсолюта.
Декреационизм верит в иерархию субстанций, опять же невольно полагая внеразумное разумным, логичным. Человек оказывается при этом вершиной эволюции. Тогда его сознание – высшее. Его ценности оказываются смыслом бытия вообще. Ценное для человека объективируется и абсолютизи руется. Познание человека и мира уже преимущественно догматично. Но статичное бытие равно пустоте, это абстракция бытия, наличное ничто или видимость. Это наукообразный миф о бытии. Мир мыслится здесь предельно мёртвым. Составные (физические, физиологические, химические, узко-психологические) оказываются главнее сущего и это «мёртвое» порождает и поддерживает живое. Так возникает образ чисто эмпирического человека, человека-нормы. Если это порядок, то предельно унылый.
В социальной жизни общества, в быту, частично в культуре статичный подход необходим, привычен и полезен. В мире вечного творческого становления человеку трудно обитать, познавать, трудно сохранить свою величественную самоценность. 
Социальная жизнь всегда акцентирована на взаимодействие субстанций, которые в ней называются «явлениями». Что для социального человека «бытийствует»? То, что уже ставшее, данное, прочувственное, осмысленное. Это результат старого процесса и начало нового, нечто материальное, в лучшем случае психологичное. Это осмысленное рационально, хотя социальная жизнь не в силах освободиться и от диалектики реальности, а следовательно и мышления. «Противоречие» - категория общая и для догматизма и для диалектики. В такой парадигме сознания даже дух мыслится как «тонкая материя» и этого преодолеть не могут даже «идеалисты». Текучесть материи не отрицается, но акцентрируется именно статика. Поскольку субстанции уже даны, главным диалектико-эмпирическом процессе их оказывается процесс их постепенного разрушения. Созидание становится – вольно или невольно – лишь этапом пути к общей смерти космоса. Бренность проникает всё мироздание. Поскольку духовное, идеальное мыслится как субстанция, то бренность проникает и сюда.
В динамической модели Вселенной акцентируется созидание. Гибель одного элемента становится его преображением в другой, началом другого элемента (материальное при этом мыслится как бесконечное, а идеальное в огромной степени диалектично). Последующий процесс оказывается часто более ценным, лучшим, творческим. Абсолют не просто физическая бесконечность, а Смысл наличности, Дух, Эрос бытия. Согласно Бердяеву, активность, свобода и есть дух. Если космос активен, то он и духовен. Физическая активность всегда несёт некий идеальный смысл, а это уже область души или Духа. А дух – утверждает Бердяев – неотделим от творчества. (2). «Бытие – пишет Бердяев, - есть акт, а не субстанция, движение, а не остывший покой, жизнь, а не предмет». (3). Каждый процесс есть процесс творческий. Это значит, что творчество дано до и вне человека, что оно сущность самой что ни на есть объективной реальности. Следует отметить, что всякое творчество, при всей его свободе, является выражением Необходимости, а необходимость существует в двух формах – субъективной и объективной. Творческий процесс, одним словом, осуществляется и вне человеческого осознания реальности. Вывод: Природа является реальностью творчества и творчеством реальности. (Здесь уместно упомянуть и творческое бессознательное у человека). Независимо от того, что существует помимо творческого начала, только оно оказывается смыслом и центром всего, истинной жизнью, призванием индивидов и человечества. Бытие реально «есть», если оно приобщено творчеству, служит ему, оказывается его материалом и средой. Так в самой Природе возникает Разум до разума, Душа до души. Творчество и есть Разум вселенной.   «Есть» не просто существование и становление, но становление со Смыслом, то есть творческое. Необходимо подчеркнуть, что «смысл» - категория равно как объективная, так и субъективная. Представим себе обыкновенный нож. Человечество погибло. Нож остался лежать на столе. Уже нет сознания, которое бы придало этой вещи соответствующий смысл. Но нож объективно остаётся ножом, а не превращается, например, в тумбочку. Значит, идеальный смысл ножа объективен. Я специально дал этот пример в парадигме материализма, который вообще – при всём своём эмпиризме – не может обойтись без идеального начала.
Предельное основание вселенной, самоутверждение Материи, само указывает на свою недостаточность, на своё «другое», высшее и «внутреннее». Каждая субстанция имеет целую вселенную своих неявных связей, скрытых оснований и процессов. Творчество не знает конца. Оно воплощение того, что окончательно воплотить невозможно. Оно всегда нацелено на грядущие изменения. Суть сути не иерархия субстанций, а характер их взаимодействия. Творчество полиморфно. Оно взаимозависимость и взаимосвязь частей целого. Доминирующего элемента в таком целом нет. Всё необходимо и ценно – чистое становление, или более свободное и высокое творчество на уровне живых тел и душ. Реальность абсурдна без творчества, только в нём она находит свой Смысл и оправдание. От типа восприятия мира зависит и то, каким этот мир представляется данному существу. Даже амёба создаёт свой специфический мир: для неё не существует безопасное и опасно всё то, что она не в силах воспринять, использовать, освоить. Бытие её есть для нее мир собственных функций и собственного существования. Мир для амёбы это сама амёба и то, что представляет для неё опасность. Но опасность не среда даже, а нарушения в самой амёбе, грозящие её существованию. И безопасность выражается в возможности существовать и питаться. Амёба это, условно говоря, чистый инстинкт жизни. Всякий организм во-первых, является выражением глубинного и множественного творческого процесса, во-вторых, возможности данного организма. Человеческое восприятие мира, поскольку оно осознаётся и рефлексируется, уже включает в себя определённую творческую интерпретацию реальности. Воспринимая свою реальность, человек творит её, заполняет своими переживаниями, смыслами, субъективными оценками. Творческим объективно уже оказывается обычное функционирование органов человеческого организма. Орган не просто работает, но работает в системе других органов и дисгармония этого взаимодействия оказывается болезнью органа. Возьмём,для примера, процесс виденья. Зрачок «обегает» вещь, создаёт её геометрический образ из и с помощью основополагающих точек. Всё, что между ними домысливается и корректируется мозгом. Этот процесс требует подсознательного анализа, переработки, синтеза информации извне, отбора существенного, отсечения лишнего, ложного, сигнала о вредном. Опознание объекта, сравнение его образа с другими образами в опыте, влияние на увиденное предпочтений, привычек, символов, чувств и идей, сознательных установок и подсознания. Простых функций не существует. Перед нами и в малом и в большом настоящий творческий процесс, созидающий уникально-индивидуальную картину мира. И в каждом таком процессе участвуют все стороны человеческой природы – телесная, физиологическая, подсознательная, ментальная, даже сверх-сознание. Одно указывает другое, обосновывает его реальность. Нельзя обойтись  чем-то одним.  Например, чтотакое в своей сущности бессознательное? Без высшего и творческого компонента, оно сплошная химия и физиология организма. В итоге мы получаем физиологического робота. Низшие функции начинают играть роль высших. Но подсознание именно оперирует частичными содержаниями, их творчески обрабатывает, тем самым подготавливая сознание к их восприятию. Подсознание можно назвать подсознательным мышлением и чувством. Одна физиология не в силах оперировать символами, смыслами, содержаниями. Но без физиологии не могло бы осуществляться и высшее. Необходимым оказывается и сверх-сознание – творец и хранитель более целостных и общих смыслов, обобщений, высших интуиций, принципов, парадигм. Сверх-сознание связует человека с информационным полем космоса, с Абсолютом. В нём сосредоточены все корни и начала человеческой природы. В свою очередь, и сознание влияет на на другие инстанции психики человыека, на соматику и физиологию. Важно понять, что любой творческий процесс конкретно может оказаться неудачным. Отсюда разные искажения картины мира, иллюзии, патология сознания. В свете сказанного проясняется и роль интуиции. Во-первых, она в неясной форме чувствования, минуя сознательное мышление, доносит до осознания человека полезные для его творчества и жизни смыслы и знания. Интуиция сигнализирует и об преддверии ошибки, об опасности. Часть информации, накопленной подсознанием и сверх-сознанием преобразуется в сознательное прогнозирование. Здесь уместно вспомнить и об архетипах Юнга (родовой и глубинный опыт, часть и основание психологии индивида). Юнг очень убедительно обосновывает в своих замечательных работах возможность в индивиде родовой памяти на уровне генов и подсознания.
Во-вторых, интуиция задаёт человеку верное направление поиска искомого. Опыт может затемнять интуицию или, напротив, делать её более действенной.
В ряду всех этих форм творчества стоит и творчество художественное, эстетическое.
Представление о целостности человека это признание необходимости и взаимосвязи всех присущих человеку форм творчества. Части целого дополняют друг друга и в каждой содержится нечто от остальных (принцип голограммы). Такое понимание приводит нас к холической эвриномии. «Холическое» - от греческого «холис» - «целый», «весь». Это то, что обращено к цельности, к целостности – наиболее творческое и правильное отношение человека к себе, к обществу и к миру. Человек не что-то отдельное и чуждое космосу. Он включён в общий творческий процесс. Философия давно знает это. И всё же как часто философы нарушают принцип целостности и пытаются одним элементом сущего заменить всё разнообразие сторон реальности! Но Смыслы сущего творятся и существуют независмо от того, насколько глубоко и целостно они познаны нами. Где нет Творчества, там есть только «атомы и пустота». Бесконечная наличность без процессуальной глубины тогда не бытие, а гроб бытия. Сама Природа рвётся к «свету» и находит его в творчестве.

            Библиография.

(1). Н. Бердяев.  Сочинение «Философия свободного духа».Ч.1, с.20. // «Диалектика божественного и человеческого». ФОЛИО, М., 2003.      
(2). Там же. Это стержневая мысль всего данного произведения Бердяева. По Бердяеву, дух есть «активность и свобода» (С.27), «творческое становление» (С.29).    
(3). Там же, с.27.