Квартирный вопрос

Федор Быханов
Надеясь улучшить свои жилищные условия, молодая семья попалась на удочку мошенницы.

О своей собственной просторной квартире всегда мечтала Людмила Сапожникова (все имена и фамилии изменены всякое совпадение случайно). А пока приходится ей с семьей ютиться там, на что позволяют заработки, хватает которых лишь на то, чтобы сводить концы с концами. Хотя, однажды забрезжила надежда на будущее новоселье, когда, несколько лет назад, в городе была принята целевая программа по обеспечению жильем и улучшению жилищных условий молодых семей.
Осенним днем рассказала о ней Людмиле Павловне, гостья, узнавшая о ее желании воспользоваться этой возможностью обрести подходящую крышу над головой. Представившись учредительницей предприятия, занимающегося посредническими услугами, связанными с недвижимостью, Ольга Вараксина популярно изложила перед хозяйкой возможные перспективы скорого новоселья. И тут же от слов перешла к делу. Предложила заключить с ней договор. На проведение, так называемого, предварительного андеррайтинга. Для участия семьи Сапожниковых в молодежной жилищной программе. Стоила такая работа немало – 20 тысяч рублей, но затраты могли с лихвой оправдаться скорой выгодой. Ведь, после передачи денег, в течение месяца будет получено уведомление о постановке на очередь в получении жилья.
Предложение звучало так заманчиво, что Людмила Павловна нашла требуемую сумму и передала новоявленной благодетельнице.  Не смутившись даже тем, что взамен получила  квитанцию к приходному кассовому ордеру лишь на половину суммы. Остальные деньги, якобы, должны были пойти на сбор необходимых документов.
Вот только, в своем перечислении того, что входило в пакет бумаг, Вараксина кое-что умышленно недоговаривала. На самом деле, вместе с копиями паспортов, свидетельств о браке и рождении ребенка, справке  о жилищных условиях, требовалось еще одна – о доходах. Ведь, в качестве обязательного условия участия в программе значилось наличие доходов или иных денежных средств, достаточных для получения ипотечного жилищного кредита. А вот тут небогатым Сапожниковым надеяться было не на что. И это прекрасно понимала Ольга Сергеевна, когда еще только переступила порог небогато обставленного жилища своей клиентки. Как, впрочем, и то, что хозяйка не знает условий программы и на этом можно поживиться.
Весной Вараксина снова дала о себе знать. По телефону сообщила о необходимости дополнительно внести пяти тысяч рублей все на тот же  сбор документов. Но и успокоила, заверив, что затраты будут учтены при окончательном оформлении будущей квартиры. Сапожникова и теперь поверила всему сказанному. В тот же день она отправила всю сумму в Барнаул, где их незамедлительно получила мошенница.
А летом Ольга Сергеевна снова лично пожаловала к своей жертве, так еще и не догадавшейся о том, что не стала участницей целевого проекта, как ей было обещано и не может претендовать на получение социальной выплаты при покупке жилья. И теперь  Вараксиной пришла не с пустыми руками. При себе у неё имелась доверенность, полученная от другой клиентки –  на продажу квартиры в престижном районе Бийска. Продемонстрировав документ, гостья предложила заключить предварительный договор о покупке этого жилья Сапожниковой, на условиях, что 256 тысяч рублей она оплатит наличными, а недостающие 594 тысячи рублей внесет сертификатом по молодежной жилищной программе.
Несколько недель ушло на сборы Сапожниковой денег. В три приема она выдала Вараксиной все, что та просила. Но долгожданного новоселья так и не последовало. Более того, когда с расписками от Ольги Сергеевны, прекратившей с ней общение, женщина пришла в официальный орган, выяснилось, что Сапожникова стала жертвой обмана, потеряв в общей сложности 281 тысячу рублей.
И не одна она. Еще раньше поступило заявление в правоохранительные органы от тех, кто тоже пострадал от действий злоумышленницы. Так что к моменту рассмотрения в суде этого эпизода криминальной деятельности Вараксиной, она уже была осуждена за мошенничество. Но получила условный срок исправления, без изоляции от общества.
Как заявил старший помощник прокурора города Александр Панин, и на этот раз действия Ольги Вараксиной были квалифицированы как хищение чужого имущества, путем обмана  и злоупотребления доверием в крупном размере.
С целью смягчения нового приговора, подсудимая добровольно возместила Сапожниковой часть причиненного той ущерба. Написала заявление о явке с повинной. Кроме того, судом были учтены состояние здоровья ее и супруга, нахождение на иждивении дочери-инвалида. В итоге, Бийский городской суд назначил Ольге Вараксиной наказание в виде трех лет лишения свободы условно, с таким же по длительности испытательным сроком. Кроме того, в пользу Людмилы Сапожниковой с нее взысканы 186 тысяч рублей в счет возмещения материального ущерба.