Статья Французская, романтическая и не очень

Ирина Батюк-Белковская
  Могу сказать, что был у меня период увлечения средневековыми и рыцарскими романами. Зачитываться по несколько раз Морисом Дрюоном и Дюма доставляло несказанное удовольствие, распространяющееся, понятно, на школьные будни и дающего повод для различных фантазий. Благородство и честь, смелость, любовь к прекрасной даме – вот чем Франция привораживала к себе.
  Небольшой кусочек Франции – юная возлюбленная декабриста Анненкова – Полина Гёбль. Необыкновенная, достойная восхищения жизнь этой француженки и история её любви, сибирского пути не могли пройти мимо меня. Франция, как никакая другая страна, входила в моё сознания и притягивала к себе.
   Немного Франции нёс в себе любимый герой русской классики Андрей Болконский из «Войны и мир», французскими словами, непонятными, ясное дело, сопровождавший свои диалоги.
   Безусловно, Джо Дассен был любимым иностранным певцом...
   Шуточный повод для «выпить», конечно, сразу у меня связывается в голове с Днем взятия Бастилии 14 июля. А уж год, я как сейчас помню, выучивали с новой учительницей истории, пришедшей в середине сентября в начале 8 – го класса, когда начался курс «Новая история», а именно на период Франции, - 1789-й. Мне даже удалось влюбиться в предмет истории на целых три месяца, только благодаря учительнице. Поскольку начинаешь любить то, что познаешь, чему научаешься. И соответсвенно, когда любишь, то и познаёшь. Всё закончилось с возвращением предыдущего педагога – гуманитарные предметы возобновили у меня недоумение и называние «лития воды»...
   Но самым первым моим впечатлением было не «Бородино», хоть в нём впервые прозвучало слово «французы». Эдакие совершенно русские, только в синего цвета мундирах , потому что описаны именно на нашем Бородинском поле. Значит не принадлежащее тогда в моём восприятии стране Франция.
   Нет, не Бородино. А что же? Теперь явственно вспоминается, как большой образ, неопределённый, размытый, но именно Франции, абстрактно был явлен с помощью писателя Булгакова. Кот Бегемот, по моему восприятию и представлял эту страну. По-деловому кинув на плечо мерку-сантиметр в импровизированной лавке Воланда на сеансе чёрной магии в «Варьете», где шла на сцене бойкая торговля модными платьями, бельём, чулочками, французскими духами, Кот Бегемот вызвал во мне тогда, 12 – летней бурю восторга. И это уже после сцены в трамвае, где «С котами нельзя! Брысь! Слезай, а то милицию позову! Ни кондукторшу, ни пассажиров не поразила самая суть дела: не то, что кот лезет в трамвай, в чем было бы еще полбеды, а то, что он собирается платить!»
   Ассоциативно, любовь к папе, зачитывавшему мне еще подростку отрывки из «Мастера и Маргариты», папе, который был всегда элегантен, использующий французские одеколоны, совместилась с любовью к загадочной стране. Некоторая галантность, учтивость мужчины тогда уже( как всем из нас, ищущих идеалов)создали в моём сознание эталон, отталкивающий тем не менее фигуру Ален Делона. Вот не нравился он мне и всё тут. До тех пор, пока он реабилитировался ролью парижского инспектора полиции в очень мне понравившемся фильме «Тегеран-43». Простила красавчику и репутацию бабника, и смазливую физиономию.
   Комические актёры( в этом жанре я их по крайней мере знала)Луи де Фюнес, Пьер Ришар были важнее и достойны большего моего уважения, чем герой- любовник. Остальные прошли мимо, хотя теперь мне нравится Даниель Отёй, особенно после роли полицейского.
   Сама страна Франция, как и формировалась у меня в сознании, так и теперь осталась любвеобильной, раскрепощённой, страною беззастенчевых поцелуев, деликатно расширяющих и разрешающих уже принятые собственные рамки любовного поведения.
   И конечно, Франция теперь – вернее её самый светлый образ, который я попыталась раскрыть – это трогательные песни. В первую очередь из упомянутого фильма «Тегеран-43» «Вечная любовь» в исполнении Шарля Азнавура http://video.mail.ru/list/super-qulay/1398/4241.html
и    http://www.youtube.com/watch?v=oJGZZaQpOCY&feature=fvwrel  из фильма «Мужчина и женщина».
   Из вечности, миров человеческого величия и трагедии, достоинства и красоты человеческих чувств звучат голоса и мелодии так понятных и без перевода слов.

   Оставив в сторону романтику, исторически сложившийся неполный набор разрозненных картинок, возвращусь в современность.У нас, на территории пусть не 1/6 суши уже, а всё же сравнимой по величине с территорией Франции, ожидает событие, вмещающее в себе противоречие, как на мой взгляд, с одной стороны – важность, серьёзность, значительность, ответственность, с другой – малопонятность, неудовлетворённость, даже безрезультативность. Это выборы.
    Почему и откуда вдруг мысль заговорить о Франции? Именно по двойственности, классически, я считаю, уже предоставленной такой же подобной ситуацией, произошедшей полгода назад. Мои некоторые строки врядли могут обескуражить чьё-то сознания, особенно сложившееся и убеждённое в данной проблеме.Но уж как застало нас врасплох историческая ситуация на своём месте так исходя из неё и каждый себя ведёт. Мне вот хочется в некотором роде( классное выражение «в некотором роде»;) – из «Мёртвых душ» Гоголя рассказ о капитане Копейкине, когда он говорит, обращаясь к государевой милости помочь ему, инвалиду, в пенсионе: «Пойду в комиссию, говорит Копейкин, скажу: так и так, проливал в некотором роде кровь, относительно сказать, жизнию жертвовал.») выразить свои мысли по этому поводу.
   Результаты прошедших выборов президента во Франции оказались любопытными: Франсуа Олланд – первый секретарь Социалистической партии Франции. Но что же мы узнаём? С трибуны ООН новый, выбранный французским народом президент, делает те же заявления, что и его предшественник - сторонник и один из инициаторов войны в Ливии. Это вяжется с социалистической идеологией? Абсурд.
   В итоге: реальные силы не смущаются в выборе покровов своим скрытым планам. Но чем, спросит любой, ценна такая процедура, как выборы? А тем, что народы уже показывают, пусть реально не воздействуя, рост своего самосознания. Выборы – это возможность выразить, информировать власть о том, что ж думает народ. Считаю, что не время для решений народными массами исторических задач. Противоречие, о котором я сказала выше, разрешится – в будущем – совершенно не так, как мы себе представляем. Надеюсь, вменяемо и мирно. А история – дама с прихотями. Может Такое Неожиданно чудить...