Катерина Богачева К сцене привыкла с детства

Анна Петросян
Недавно в Зале органной и камерной музыки имени Алисы Дебольской был сольный концерт молодой певицы Сочинской филармонии Катерины Богачевой. Аккомпанировали ей пианистка Наталья Сергеева, дипломант Российского конкурс, и скрипачка Екатерина Оборина, лауреат Российского конкурса. Назывался он «Любовь. Страсть. Забвение».  В программе под таким интригующим названием звучали произведения двух композиторов-романтиков позапрошлого века – Антона Аренского и Антонина Дворжака. Кроме чарующей музыки и прекрасного сопрано, мы слушали поэтические произведения Фета, Щепкиной-Куперник и даже Чайковского.  Утонченность и лиричность слов и музыки становились еще более возвышенными и многогранными, раскрытые и воплощенные в голосе. Под звуки рояля и скрипки рождались и таяли в вечности слова любви, воспоминаний, надежд и вдохновения. После концерта Екатерину окружили поклонники, говорили комплименты, восхищались необычной программой и изысканностью нарядов. Пришлось набраться терпения, прежде чем исполнительница уселась напротив и рассказала о себе
- Катерина, вопрос о том, кто вы и откуда, уже обрел ответ с помощью ведущей концерта Ирины Клюжиной. Вы родились в Сочи, учились музыке и пению сначала в Детской школе искусств №2, потом в Сочинском училище искусств. Год назад после окончания Государственной музыкальной академии имени Гнесиных вернулись домой и стали солисткой Сочинской филармонии. Как хорошо, что сочинцы после учебы в столице приезжают в родной город дарить свой талант благодарной публике. Когда и как вы решили посвятить себя вокальному творчеству?
- Я была творческим ребенком, училась в музыкальной школе игре на фортепиано, делала успехи. И с удовольствием пела. Иногда мне кажется, что пела всегда. Спасибо Нине Васильевне громовой, маме нашего известного пианиста Дениса Громова, она у нас была хормейстером. Именно она поспособствовала тому, что я выбрала пение своим основным занятием. Она ставила меня солировать с хором, мы готовили различные номера. До какого-то времени я не отдавала себе отчет, чем именно занимаюсь и чего мне хочется. Пела и пела. А вот когда заканчивала последний класс музыкальной школы, у меня спросили, хочу ли я продолжить занятия вокалом. И я задумалась. Поняла. Что музыка мне интересней технических специальностей. И поступила в Сочинское училище искусств на отделение классического пения к Заслуженной артистке России Людмиле Петровне Шашиной.
-  Чем для вас была учеба в Академии имени Гнесиных, как бы вы охарактеризовали этот период своей жизни?
- Это была хорошая встряска для организма - и мозгов особенно. В Москве я раньше бывала, но так – ненадолго. А тут приехала, и все. Я девушка упрямая, и все у меня получилось. Очень благодарна своим учителям. Мой главный  педагог в академии -  заслуженная артистка России, профессор Вивия Витальевна Громова. Она выступала во всем мире, мастер своего дела.
- Помните свое первое выступление перед публикой, какие были ощущения?
- Иногда у меня такое ощущение, что это было всегда. Конечно, я немного идеализирую. Выступала, когда училась в музыкальной школе, потом в СУИ. Для меня это естественно – выходить к публике, петь. Исторически так сложилось (улыбается).
- В программе прозвучали произведения Аренского и Дворжака. Музыка эта романтичная, навевающая воспоминания, рисующая пейзажи. Я бы сказала, что она похожа на живопись Борисова-Мусатова, где много полутонов, красивых недосказанностей, намеков, лирики. Почему вы выбрали творчество этих композиторов для сольного концерта?
- Выбор этот произошел, наверное, случайно. Хотя, как говорится, нет ничего случайного. Мне нравится музыка обволакивающая, создающая настроение. И именно такую музыку писали Дворжак и Аренский. У меня были ноты «Песен любви» Дворжака, но долгое время у меня не было возможности сконцентрироваться на них. И вот, наконец, у меня появилась возможность  донести этот шедевр до слушателей. К циклу Дворжака постепенно, один за другим тщательно подобранные по тематике, стали вливаться в работу романсы и элегии Аренского, которые не так уж распространены. Эта музыка очень тонкая, нежная и глубокая. А слова замечательных поэтов, где так точно расставлены акценты, придают ей особый флер романтичности и шарм. Почему Аренский не так популярен? Скорее всего его музыка очень требовательна к себе. От музыканта она требует  профессионализма, исполнительского мастерства и чувственности, которой он не постесняется поделиться с окружающими.Тут очень важно знания этих самых чувств. Если ты их не испытывал и не понимаешь, как ты их донесешь до слушателей? А публике необходимо желание и готовность погрузиться в этот мир чарующей эстетики и красоты поэтического слова, полностью отдаваться этому воздействию.  Программу «Любовь. Страсть. Забвение» мы начали готовить этим летом, и вот вы услышали и увидели результат.
- Есть ли у вас любимые композиторы, чью музыку слушаете чаще, чем произведения других? И кого можете выделить как своих кумиров исполнительского искусства?
- Всё по настроению. Очень люблю оперы, – начиная со старинных: Глюк,  Монтеверди, заканчивая современными, созданными в этом и в прошлом веках. Для меня главный критерий – мой внутренний голос, моя эстетика. У меня нет любимчиков. У каждого композитора есть произведения, в которых тебе близка тема, это тоже связано с внутренним настроем, со временем.
- Что касается исполнителей, мне импонирует определенная индивидуальная эстетика, то, как они интерпретируют те или иные произведения, в ком чувствуется вокальная школа. Мне нравятся Рената Тебальди, Виктория де Лос Анхелес, Джоан Сазерленд. Все они обладали прекрасным сопрано.  К сожалению, их уже нет с нами. Очень люблю своих педагогов: у них замечательная школа, потрясающий артистизм. До них еще расти и расти.
-  Вы уезжали в Москву учиться, когда в Сочи еще не происходили такие грандиозные повсеместные преобразования. Тогда это был еще тихий курорт. И вернулись в город, где все кипит, меняется на глазах. Как изменился город, на ваш взгляд, с тех пор? И с культурной точки зрения тоже…
- Что касается популяризации классической музыки, то, мне кажется, в нашей стране и в нашем городе мы только-только начинаем вкушать плоды менеджмента, который уже много десятилетий применяется в Европе и Америке. Классика сложна для восприятия. И сколько бы ни старались ее популяризировать – играть произведения Мендельсона и Штрауса, все же необходима внутренняя подготовка воспринимать классику. И опять же – правильная реклама. В Европе и Америке эта система работает как часы, там это конвейер. В филармонические залы Германии и Австрии за три месяца уже не купить билет. В России так еще ни одна компания не работает. Почему там не боятся вкладывать огромные деньги в грандиозные проекты? Они знают, что делают качественный продукт, и спонсоры рады это финансировать, зная, что будет отдача. У нас нечто подобное встречается в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, очагово вспыхивают большие проекты. К сожалению, в нашей стране, люди в основном думают, как выживать. А если хотят отдохнуть, идут в клубы, где их никто и ничто не заставляет думать и переживать. 
А что касается изменений в Сочи… Зелени тут поубавилось. Посмотрите открытки с видами Сочи, фильмы о курорте, снятые полвека назад. Город утопал в цветах. А что сейчас? Даже половины от того не осталось. Я понимаю, город развивается. Или мы кого-то оправдываем? Ведь уникальность Сочи как раз и состояла в том, что в нем были здания прекрасной архитектуры, много цветов и деревьев. Надеюсь, никому не надо объяснять, что такое сталинский ампир.  Эту неповторимую атмосферу нужно было возрождать, а не губить. То, что я вижу сейчас, для меня болезненно. Будущее Сочи я видела несколько иным. Помню, когда смотрели те многочисленные фильмы, снятые в Сочи, так радовались и гордились, что это наш город и мы здесь живём! А сейчас, по правде сказать, снимать уже нечего, не осталось даже исторического центра. В большинстве стран есть города, которые берегут как зеницу ока, не смотря на всю индустриализацию их сохраняют, развивают. И у городов остаётся своя изюминка. Была она и у Сочи. А теперь наш город становится похож на типичный безликий аляповатый курорт, каких и так полным-полно во всём мире
- Да уж, об этом можно говорить очень долго. Не все так радужно, как хотелось бы. А что-то даже печально. Но вернемся к вам, вашему творчеству, музыке, пению, выступлениям, планам и новым программам. У меня есть традиционный вопрос всем людям, чья работа связана с нахождением на сцене: случались ли у вас курьезы перед концертом или во время концерта?
-  Что касается света и звука, то на нас их отсутствие никак не отражается. Мы работаем вживую. А если отключат свет, можно зажечь свечи в канделябрах. Самое курьёзное – это когда у тебя перед выходом на сцену рвется платье, причем в самых неожиданных местах, или расходится молния. Тут же все это «на живую» зашивается, и вперед. Но это все составная часть жизни.
- Совершаете ли вы какие-то "ритуалы", чтобы задобрить свой голос? Или просто есть ли какие-то специальные действия для голоса? (секреты раскрывать не нужно)
-  Особых каких-то ритуалов я не делаю. Главное давать голосу отдохнуть, стараться не петь заболевшей и посещать фониатра.
-  Кто придумывает образы ваших концертных платьев и кто их воплощает?
- Платья я придумываю сама, ткань подбираю тоже самостоятельно, а воплощать помогают уже профессионалы швейного мастерства.
- Как вы предпочитаете отдыхать?
- По-разному. Вполне себе банально - выспаться, почитать, сходить в кино и по возможности выбраться на природу.