Глухомань

Галина Баварская
Из Хабаровска, в глухомань, летим на маленьком самолётике, в несколько пассажирских мест, но я помню и те времена, когда ещё летали пассажиры на "кукурузниках".

Лечу  с двенадцатилетней дочерью и девятилетним племянником, в места своего раннего детства – на малую родину, где снова  обосновались мои родители, которые уже объездили пол страны и начали по второму кругу, тем самым, дав мне возможность, ещё раз побывать в Хабаровском крае. Летим над Амуром. Внизу тайга, сопки и везде, куда только взгляд не кинь – дельта реки с её рукавами, протоками, ручейками.

 Дух захватывает – какой простор! Какая первозданная красота! Глухомань – это 700 км до цивилизации – во всех направлениях. В сторону Николаевска на Амуре 700 км, в сторону Комсомольска на Амуре  700 км. Но, не смотря на глухомань, есть маленький аэродром, куда прилетает раз в неделю самолёт из Хабаровска. Кроме того, по Амуру ходит метеор –  скоростной лайнер.

 Встречает нас папа. Мы его видим из иллюминатора. Он прохаживается вдоль забора. И подходит к нам прямо к трапу самолёта, который выбрасывается изнутри. Обнимаем нашего путешественника – папу... Благодаря ему мы увидели нашу страну:Советский Союз!

 (Дальний Восток и Урал), Казахстан, Таджикистан, Украину, а сколько видели проездом: тайгу, леса, горы, степи, поля, луга, реки, озёра... Благодаря папе – романтику, у меня сложился такой характер, какой есть и другого уже не будет.

*

Домик, купленный моими родителями, на берегу Амура, маленький в две комнатки, но аккуратный, светлый: оба окна смотрят на реку. Отец уже успел подправить забор, мама покрасить наличники и он стоит, как игрушечный, обшитый голубыми досками, с белыми наличниками, на высоком берегу, устремив взор вдаль. Огород ухоженный: подвязанные помидоры выглядывают из теплицы, огурцы выползают прямо на дорожку, ведущую к дому.

 Мама встречает нас на пороге, от неё вкусно пахнет украинским борщом – наше фирменное блюдо.

Приехали! Что нас ждёт впереди? Предвкушение – это щемящее чувство открытий и новых впечатлений.
***

УТРО

Утро обещает быть! Встаём мы на рассвете, чтобы в полной мере насладиться пробуждением природы, ощутить её ауру, впитать, пропустить через себя...

Спускаюсь к берегу реки по ступенькам, заботливо выложенным папиными руками: сделав углубления по склону, он выложил их досками и получились отличные ступени к самому берегу.

 На берегу папина лодка – моторка: на корме самодельный мотор, который он собрал сам из нескольких бросовых на свалке моторов. Папа умелец на все руки.

 Над рекой стелется туман. Тихо. Даже не слышно ленивого колыхания  набегающих, на песчаный берег, волн... Стоим на берегу, ждём маму. Мы собрались съездить на озеро Кизи, пока дети спят можно смотаться туда и обратно.

Моторка вздохнула, закашлялась и размеренно запела, увозя нас вдоль берега. На берегу кособокие домишки, сломанные заборы, около заборов поленницы разбросанных дров и брёвна, у каждой калитки бочка с водой. Вода здесь привозная.

Но папа уже пробурил скважину (это он делает в первую очередь везде и всегда, куда бы мы не приехали) и, кроме того он сделал водозабор из Амура для полива огорода, проведя к Амуру трубы и установив насос. И это всего за одно лето, в то время, как жители леспромхоза живут здесь с рождения, но всё ещё пользуются привозной, сомнительного качества, водой...

Всё это бросается в глаза и удивляет. Удивляет и шокирует бесхозяйственность там, где лес гниёт под ногами – кривые крыши, поваленные заборы. А вот что не удивляет, а приводит в отчаянье: по всему берегу свалки мусора, проволоки, битое стекло, гнилые стволы деревьев.

Папа говорит, что это –  леспромхоз, главное заготовка леса, а потом – хоть потоп! Никого не волнует...

***
Фото из Инета
Потрясающе, но в Инете не нашла фотографий тех, красивейших на земле, мест - глухомань остаётся глухоманью! Теперь уже совершенно отрезанной от мира: с тех пор, как развалился союз, развалилась и система обеспечения и обслуживания. Было время, когда теплоходы и катера перестали курсировать в том направлении (не рентабельно). Как и что там теперь? Нигде нет информации.

***
Глухо-мань то, что глухо манит.