ХР Тотемный культ медведя

Александр Суворый
ХР. 2.7.37. Эпоха мифических цивилизаций. Тотемный культ медведя.

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НАШЕЙ ЭРЫ.

Часть 7. Эпоха мифических цивилизаций.

Глава 37. Тотемный культ медведя.

Иллюстрация из открытой сети Интернет.

Кайнозойская эра. Антропогеновый период. Плейстоцен.
Древний каменный век. Средний палеолит.
Плейстоцен. Поздний каменный век. Поздний палеолит.
50 000 до н.э.


Евразия. Миграции первобытных людей. Современное человечество. Homo sapiens neanderthalensis – раса человечества классических разумных неандертальцев. Классический первобытнообщинный строй. Социально-экономическая формация. Современная цивилизация. Европейский классический неандерталец. Тотемный культ медведя. Европейский пещерный лев. Пещера Монтеспан (Франция). Пещерное изобразительное искусство. 50 000 до н.э.   


Одним из самых распространенных зверей в данное время в Европе является пещерный медведь, который был преимущественно вегетарианцем. Пещерный медведь – издревле один из главных объектов охоты первобытных людей – неандертальцев и кроманьонцев.

С виду грозный, но относительно безопасный пещерный медведь, становится для первобытных людей тотемным «сородичем», мифическим прародителем всех людей.

Возможно, каждое убийство первобытными людьми пещерного медведя сопровождается жертвенными (очищающими душу) ритуалами и обрядами.

Возможно, во время оледенений травы и коренья, которыми в основном питались пещерные медведи, стали доступными только в короткие летние месяцы. Остальное время пещерные медведи проводили в спячке в пещерах.

За долгие зимние месяцы спячки зубы у молодых медведей вырастали так, что смыкали им пасти. Об этом свидетельствуют их костные останки и черепа.

Травоядные пещерные медведи, проводя треть жизни в спячке, были для первобытных людей «чем-то вроде живой кладовой мяса и жира». Поэтому, на пещерных медведей охотились или, возможно, убивали примерно так же, как современных домашних животных.

Возможно, к пещерным медведям, чьё поведение было похожим на поведение людей, относились, как к жертвенным животным, близким и понятным людям, но используемым для спасения от голода.

В дальнейшем в истории многих народов будут примеры приручения медвежат, их ритуального выкармливания (в том числе человеческим материнским молоком) и жертвенного заклания.

Возможно, отсюда возник естественный тотемный культ пещерного медведя – жертвенного хранителя человека от голода и напастей.

Характерное поведение пещерных медведей (особенно медведиц с медвежатами), несомненно, стало объектом мифологического и ведического восприятия, осмысления и осознания первобытными людьми.

Несомненно, повсеместно в среде первобытных людей сформировался архетип структуры-образа медведя как умирающего на зиму и воскресающего весной существа.

Вряд ли кто-то из первобытных людей-исследователей зимовал вместе с пещерными медведями в из убежищах-берлогах, но, вероятно, люди с завистью воспринимали способность пещерных медведей пережидать холод и голод зимнего времени в спячке.

Возможно, неандертальцы и ранние кроманьонцы по примеру пещерных медведей тоже уходили на «зимние квартиры», чтобы во сне или при минимальной трудовой деятельности переждать наиболее суровые зимние холода.

В любом случае повсеместно у всех народов мира в мифологическом мышлении сформировался образ медведя, как умирающего и возрождающегося божества, культурного героя, основателя традиции, предка, родоначальника, тотема, духа-охранителя, духа-целителя, хозяина нижнего (подземного) мира, священного и (или) жертвенного животного, персонажа астрального или звёздного мира, дарителя благ, звериного двойника человека, помощника шамана, звериной ипостаси или души шамана, оборотня и т.д.

Из-за внешнего и поведенческого подобия человеку образ медведя, переработанный мифопоэтическим мышлением людей, станет одним из главных героев эпоса, сказок, песен, загадок, поверий, заговоров и других форм народного фольклора.

Близость к медведю, несомненно, повлияет на возникновение и развитие медвежьих культов – медвежьей охоты и медвежьей свадьбы.

Культовая медвежья охота начинается ритуальным убийством медведя, затем снятие медвежьей шкуры (шубы), как снятие человеческой одежды, затем вкушение тела медведя и последующее его превращение в человека (растворение в человеке).

Медвежий ритуал или медвежий праздник сохранится в сибирских традициях (обские угры, кеты, нивхи и др.) вплоть до XX века.

Корни или истоки медвежьего ритуала находятся на территории Западной Европы, в ареале проживания разумных европеоидных классических неандертальцев (в пещерах Франции, Германии, Швейцарии), а также на территории Скандинавии, Урала и Восточной Сибири.

В Евразии сформируются два типа медвежьих ритуалов (праздников) - западный (обские угры, кеты, эвенки), основанный на событиях охоты на медведя, и дальневосточный (нивхи, айны и другие народы Приамурья, Сахалина, Японии и Вьетнама), включающий элемент выращивания-воспитания медведя в человеческой семье.

Некоторые коренные сибирские народы и индейцы Северной Америки будут практиковать шаманские «медвежьей пляски» - ритуальные пляски перед охотой или после её удачного завершения, а также пляски в медвежьих масках при врачевании.

Иногда такие пляски в медвежьих масках и костюмах сопровождаются «медвежьими песнями». Однако эти пляски, как правило, дело избранных.

Медвежьи обряды и ритуалы будут частью методов и способов осуществления традиционной «народной медицины». Медведя-духа будут вызывать шаманы-лекари некоторых индейских племён с помощью специальных ритуалов.

При этом «лекарская сила» духов-медведей будет распространена не только на людей, но и на домашний скот (коров, быков, оленей). Возможно, будущее славяно-русское божество Велес имеет корни в структуре-образе духа-медведя.

Одновременно дух-медведь будет выступать в роли «коровьего врага» в многочисленных заговорах в защиту коров от медведей.

Особенно широко распространится вера в то, что «души наиболее могущественных шаманов обладают способностью оборачиваться медведем, орлом или лосем».

В сибирских и североамериканских традициях появятся особые «медвежьи шаманы», которые не только сами будут представлять-оборачиваться медведем, но и «омедвеживать» участников шаманских ритуалов-камланий.

Для большей убедительности шаманы и участники ритуалов будут облачаться в медвежьи шкуры и маски.

Само оборотничество или превращение шаманов-колдунов в зверей будут чаще связывать с духом-образом медведя, нежели других животным (волка, орла, лося, оленя и т.д.).

Вероятно оборотничество войдёт в народный и сказочный фольклор в результате широкого распространения обрядов и ритуалов с использованием медвежьих масок и костюмов, с ряжением людей «под медведя», с созданием структуры-образа прирученного «горохового медведя».

Кроме ритуально-обрядового и юмористически-игрового использования структуры-образа медведя его дух и статус «хозяина» будет широко использоваться для обозначения статуса и значимости глав общин, родов и племён.

Наряду с «царём зверей» - пещерным львом, медведь является равноправным участником всех «звериных» пантеонов и «кортежей» главных представителей царства животных.

Близость медведя к людям обоснована не только тем, что на него охотятся, его приручают, им жертвуют, но и тем, что в реальной или мифологической истории человечества есть случаи (возможно, факты) сожительства медведей и человеческих женщин, а также факты дружбы-связи медведицы и охотника.

Отсюда возникновение особых мифологических структур-образов полулюдей-полумедведей, а также сюжетов мифов о человеке-медведе (например, телефильм «Обыкновенное чудо»).

Несомненно, действительным фактом является древнейшая традиция приручения людьми медвежат и медведей, их участие в различных народных празднествах, гуляниях, ритуалах и жертвоприношениях.

Мифы о людях-медведях существуют у кетов, эвенков и эвенов, нивхов и других народов Евразии. Возможно, поэтому считается, что медведь – это предок людей, «старший родственник», тотем.

Наиболее вероятно, что людьми-медведями называли, прежде всего, первобытных охотников тех общин, племён и народов, которые специализировались в охоте на медведей, знали о них всё, создавали, хранили и совершенствовали медвежьи обряды, ритуалы и культ медведя.

По закону подобия (всё подобно всему) в будущем всадников Поволжья, обуздавших диких лошадей, назовут кентаврами – людьми-лошадьми.

Характерно, что структура-образ медведя будет использоваться как тотем в системе фратриального разделения первобытных общин. Например, у обских угров медведь изначально будет считаться предком фратрии «Пор», а потом тотем-культ медведя станет общеплеменным у угров.

У тлингитов род медведя будет входить во фратрию волка. Род медведя будет существовать у североамериканских гуронов, ирокезов и ряда других индейских племён. Вспомните замечательный приключенческий фильм «Сыновья Большой Медведицы».

Структура-образ медведя-родственника людям сохранится во многих табуистических названиях медведя – «отец», «дед», «дедушка», «старик», «дядя», «отчим», «мать», «бабушка», «старуха», «лесовой человек», «зверь», «хозяин (леса, гор)», «владыка», «князь зверей» и т.д.

Со структурой-образом медведя будут связаны многочисленные табу-запреты, связанные с поведением человека (особенно охотника) в отношении медведя.

Со структурой-образом и именем «медведь» будут связаны множество вариантов «медвежьих» имен людей. Например, Медведев, а также – Миша, Михайло Иваныч, Михайло Потапыч, Топтыгин и др.

Со структурой-образом медведя-первопредка связано его роль и значение культурного героя. Например, обские угры будут считать, что огонь им дал бурый медведь, а ненцы – белый медведь.

Индейцы «квакиутль» будут вести свою родословную от брака медведицы с их первопредком-мужчиной.

Илимские эвенки будут медведя почитать, как одного из помощников Ворона – творца вселенной. При этом медведь будет наблюдать за жизнью людей.

Структура-образ медведя в иерархии мифологических героев и сюжетов занимает одно из высших мест и обладает индивидуальными личностными характеристиками.

Структура-образ медведя просматривается в образах и характерах таких высших богов, творцов вселенной и прародителей людей, как Нуми-Торум у обских угров и манси, Нум у ненцев, Огузхан у огузов.

У многих народов распространится поверие, что «медведь прежде был небесным существом, наделённым божественными качествами, но позже спущен небесным богом на землю за ослушание (у хантов), за попытку испугать бога (у бурят), чтобы карать грешников».

Например, когда медведь задирает человека, считается что он – грешник. Когда в схватке с человеком убитым оказывается медведь, считается, что медведь «прогневил небесного бога, который и покарал его».

Структура-образ мощного, неторопливого, добродушного, но справедливого и карающего медведя совпадает со структурой-образом высшего божества, бога, который нередко принимает облик медведя, чтобы показаться людям.

В Заволжье медвежий и скотий культы тесно связаны, и структура-образ скотьего бога Велеса будет отождествляться со структурой-образом медведя.

В древнегреческой мифологии структура-образ медведя является культовым. Медведь и лань культовые животные богини Артемиды. Аркадская Артемида даже сохранила черты медведицы.

Жрицы Артемиды в Аттике во время празднеств будут облачаться в медвежьи шкуры и исполнять «культовую пляску Медведя».

Артемиде будут приносить в жертву медведя, а при её храме будет находиться приручённый медведь. Этой жертвенной традиции, вероятно, несколько тысяч лет (возможно, десятки тысяч).

Спутница Артемиды нимфа Каллисто будет обращена Артемидой (или Зевсом) в медведицу. После этого Зевс перенесет Каллисто на небо в виде созвездия Большой Медведицы.

Точно также уйдёт на небо (в мир небожителей, вечных людей, бессмертных, духов-богов) и станет созвездием Большой Медведицы мать-медведица обских угров, которая обучит свою дочь, как обращаться с мясом и костями медведя.

Греческую Аталанту выкормит и обучит охоте тоже медведица.

Артио, покровительница швейцарского города Берна, будет иметь медвежьи черты, а мужское божество лабрадорских эскимосов Торнгарсоак будет почитаться в виде белого медведя.

Таким образом, структура-образ медведя, вероятно, является одним из первых в мифологическом, мифопоэтическом и ведическом восприятии, осмыслении и осознании человечеством окружающей действительности и мира.

Структура-образ медведя традиционно соотносится (сравнивается) с понятиями-образами силы, смелости, стойкости, выносливости, важности, царственности, значимости, добродушия, неповоротливости, но также ворчливости, хитрости, жестокости, ярости и лености.

Структура-образ медведя придаётся не только отдельным людям, носящим медвежье имя, фамилию или кличку, но и народам, странам, государствам. Например, в библейской традиции структура-образ медведь будет «соотноситься с персидским царством, несущим смерть и разрушение».

В Ветхом и Новом завете медведь будет представлен в структуре-образе «страшного фантастического или даже апокалиптического зверя» (Дан. 7, 5; Апок. 13, 2).

Структура-образ медведя в будущем будет использован в символах-знаках политических партий, в товарных знаках различных организаций и облике некоторых товаров.

Некоторые характерные физиологические особенности организма медведей будут также замечены ведическими исследователями и отражены в мифологии, в его структуре-образе.

В библейской традиции, в борьбе с древними первобытными верованиями, структура-образ медведя будет отождествляться со структурой-образом Сатаны.

В последующем (Средневековье) медведь станет символом «греховной телесной природы человека». Такое отождествление медведя и греховного человека продолжает первобытную традицию отождествления человека и медведя.

В эпоху Средневековья и Ренессанса «медведя часто будут изображать на дереве как пагубный итог грядущего искушения Адама и Евы». Символом обуздания греховности медведя будут изображения оков и цепей, которыми опутан медведь.

Причиной такого отношения к древнейшей структуре-образу медведя в его «гиперсексуальности» и естественности (инстинктивности и физиологичности) поведения.

Поэтому структура-образ медведя будет часто использоваться в мифах, в фольклоре, в мистической литературе, в животном эпосе, баснях, сатире и в соответствующих иллюстрациях.

Только в эпоху Возрождения «получит распространение трактовка легенды о медведице, вылизывающей новорождённого медвежонка и тем самым якобы придающей ему окончательную форму, как символа искусства, которое формирует и гармонизирует косную природу».

Несомненно, что в данное время (50 000 до н.э.) в процессе повсеместной и регулярной охоты разумных европеоидных классических неандертальцев и классических кроманьонцев на пещерных и иных медведей, формируется традиционная структура-образ медведя, собираются ведические знания о медведях.

Другим распространённым в Евразии зверем-хищником, сравнимым по размерам и мощи с пещерными медведями, были пещерные львы.

Пещерный лев или Panthera leo spelaea – вымерший подвид львов, населявший в эпоху Плейстоцена  территории Европы и Сибири. Считается, что пещерный лев «являлся одним из наиболее крупных представителей семейства кошачьих всех времён». Ещё его называют «тигролев».

Вероятно, в Европе первые львы подвида Panthera leo fossilis или «мосбахский лев» появились около 700 000 лет до н.э. Однако собственно пещерными львами были тигрольвы подвида Panthera leo spelaea. Они появились в Евразии около 300 000 лет до н.э.

Эти львы достигали в длину до 2,4 м (без учета хвоста), то есть были на полметра крупнее современных львов. По виду, форме и размерам они соответствовали гибриду льва и тигрицы.

Пещерный лев был распространён по всей северной Евразии, не боялся холода и появлялся далеко на севере даже во времена ледниковых периодов. Здесь на северо-востоке Евразии образовался отдельный подвид или «восточносибирский пещерный лев» - Panthera leo vereshchagini.

Этот восточносибирский пещерный лев вместе с животными Мамонтового комплекса по территории Беренгии достиг Аляски и территории будущей Канады. Распространяясь на юг североамериканского континента восточносибирский пещерный лев развился в американского льва или пантеру – Panthera leo atrox.

Восточносибирский пещерный лев вымрет около 8000 лет до н.э. Европейский пещерный лев вымрет примерно в то же время, но, вероятно, ещё какое-то время будет обитать на Балканском полуострове и, возможно, на Ближнем Востоке.

Львы будут существовать на Ближнем Востоке вплоть до начала нашей или новой эры, но пока неизвестно, были ли это древние пещерные львы.

Пещерные львы по виду и размерам мало чем отличались от современных крупных львов. В среднем евразийские пещерные львы на 5-10% превосходят своих современных сородичей, однако не достигали размеров мосбахских львов и американских львов.

Изображения в пещере Шове (департамент Ардеш, южная Франция) и в пещере Фогельхердхёле (Швабская Альба) представляют пещерных львов без гривы. Однако эти изображения показывают характерную для львов кисточку на хвосте.

Пещерные львы всегда следовали за мигрирующими копытными животными Мамонтового комплекса. Отпечатки лап пещерных львов встречаются рядом с отпечатками северных оленей даже в субполярных регионах Евразии.

Добычей пещерных львов были дикие лошади, олени, дикие быки и антилопы. Несомненно, пещерные львы охотились на крупных животных Мамонтового комплекса – мамонтов, носорогов, бизонов.

Образ жизни, повадки и нравы пещерных львов, вероятно, соответствуют образу жизни, повадкам и нравам их современных сородичей, африканских, индийских и американских львов. Вероятно, пещерные львы жили прайдами (стаями).

Несмотря на устоявшееся название, пещерный лев, вероятно, редко пользовался пещерами. В отличие от пещерной гиены и пещерного медведя пещерный лев только изредка использовал пещеры как убежище. Судя по останкам, в пещеры уходили больные, старые и ослабленные особи. Их назвали «пещерными» из-за того, что черепа и костные останки этого подвида львов находили в пещерах.

Костные останки свидетельствуют, что пещерные львы преимущественно охотились на оленей и иногда – на пещерных медведей или их детёнышей. Возможно, пещерные львы охотились , как их современные сородичи, практически на все, что движется. Но по закону подобия, вероятно, из-за обилия лакомых объектов охоты, они предпочитали только оленей.

Вот почему, возможно, исчезновение оленей Мамонтового комплекса и пещерных медведей в период максимума последнего оледенения привело к исчезновению пещерных львов.

В отличие от мосбахского льва, который бесспорно относится к виду львов, пещерный лев может быть львом, тигром или даже отдельным видом кошачьих. Только в 2004 году удастся однозначно с помощью анализа ДНК определить его как подвид группы льва (Leo).

Древние плейстоценовые львы севера Евразии образовывают собственную группу-подвид, отличающуюся от львов Африки и Юго-Восточной Азии. К этой группе Spelaea относятся: мосбахский лев (P. l. fossilis), пещерный лев (P. l. spelaea), восточносибирский лев (P. l. vereshchagini) и американский лев (P. l. atrox).

Несомненно, пещерные львы, пещерные гиены и неандертальцы были соперниками в охоте на животных Мамонтового комплекса.

Если пещерные медведи оставили обширные и глубокие следы в мифологическом, мифопоэтическом и ведическом восприятии, осмыслении и осознании первобытных людей, сохранили в их эйдетической памяти сложносоставные структуры-образы, то пещерные львы и пещерные гиены данного времени такого или подобного следа не оставили.

Следовательно, можно сделать вывод, что пещерные львы и пещерные гиены всегда были врагами человечества.

В предгорьях Пиренеев (департамент Верхняя Гаронна, юго-западная часть современной Франции) расположена обширная пещера Монтеспан, в которой обитают, вероятно, пещерные медведи, пещерные львы и пещерные гиены.

Через 30 000 лет здесь будут обитать первобытные люди – носители Мадленской культуры, которые оставят во внутренних частях пещеры выгравированные на стенах изображения бизонов и лошадей, а также вылепленную из глины фигуру медведя без головы. Вместо головы был устроен череп пещерного медведя.

Пещера Монтеспан станет местом культовых церемонии и магических обрядов палеолитических людей, возможно, медвежьих культов и обрядов инициации.

Рассказ и анализ артефактов пещеры Монтеспан и произведений пещерного изобразительного искусства впереди – в своё время…