Размышления о театре, музыке, кино, литературе

Александр Капустин
  Рисунок С.Корсуна с го разрешения               

Эпиграф
«Опера это когда один другого протыкает шпагой, а он вместо того чтобы умереть ,
Долго и громко поет».

На размышления навеял последний поход в театр П.Фоменко и повторное прочтение книги Ф.Шаляпина – Страницы из моей жизни. Собственно уже эти первые две строчки могут отпугнуть потенциального читателя, вон мол, выпендрился , театрал фигов. В стране вон чего творится – глобальное потепление, третий кризис на носу, конец мира вот-вот наступит, всем уже номера присвоили через универсальную электронную карту, а он про театр рассуждает, Шаляпина читает , эстет , блин…….Но все таки я попробую поразмышлять. Как сказали в каком-то КВНе – великий, могучий язык, трудно держать за зубами.
Сначала о понятном . Каждый мой поход в театр П.Фоменко превращается в праздник. Он, этот театр,  удивляет меня даже не столько великолепными постановками и актерской игрой. Он, этот театр, отличается практически от любого московского театра тем , что в обычных, пусть даже великолепных театрах, все действие крутится вокруг одного-двух величайших актеров , а все остальные , обрамляя их как то менее заметны. В театре Фоменко ВСЕ великие актеры. На мой взгляд это образование напоминает по организации команду КВН или цирковую труппу , как ее описывал Ю.Никулин в своей книге «Почти серьезно». Или выпускные спектакли «Щуки», где все играют одинаково хорошо, потому, что пока никто из них не знает, кто кем будет через 5-10 лет, и это не накладывает на них соответствующие маски. Это семья. Где все друг за друга переживают , поддерживают, дополняют. Еще это кузница актеров для кино. Тут и сестры Кутеповы, тут и , увы печально ушедший Юрий Степанов. И, наконец , просто поразивший своими танцами в фильме «Стиляги» Игорь Войнаровский (Боб). Однажды я попал на спектакль театра под названием  «Русский человек на rendez-vous» по мотивам повести Тургеньева «Вешние воды», я просто обалдел, а в конце выяснилось , что спектакль играла труппа полностью из стажеров!!!И это было ДЕЙСТВИТЕЛЬНО «по мотивам».
Теперь о непонятном . Читая книгу Шаляпина, я думал , не зная, что на самом деле,   писал ее М.Горький. Вот человек талантливый и художник и актер и певец да еще , хороший писатель. Шаляпин всего лишь надиктовывал эпизоды своей жизни. Во время чтения мне пришла в голову мысль. Ну почему !? Тогда все рвались в оперу? Уже потом, читая о различных эпохах, слушая музыку разных периодов, я почему-то стал понимать , что суть того или иного успеха не только в таланте (коий безусловно имеется), но и в эпохе в которой этот успех происходит. Так , например , я где-то вычитал , что произведения Моцарта при его жизни, многие считали попсой. А сейчас это классика. Просто само понятие попса исказилось. У нас это ругательное слово, а на самом деле попса это просто то, что смотрят многие и любят это. Был период «бардовщины» в нашей стране, вначале 80-х когда все , кто выучивал полтора аккорда , лез на сцену. Появилась бардовская попса. Хотя , в то же время (хотя, пожалуй нет, чуть раньше) появились и действительно великие барды. Но это то была еще НЕ попса!? Они, как бы завели попсовую толпу , расшевелили ее. Еще есть шансон. У меня с детства слово «шансон» ассоциировалось в первую очередь с французами. Наверное, от самого французского истока слова «шансонье». С Шарлем Азнавуром (или точнее Шахнуром Вахинаком Азнавуреном), Эдит Пиаф, Джо Дассеном, Патрицией Каас. Ну и с нашими – Вертинский, наверное, Утесов, Бернес…..а кто сейчас у нас шансон!!?? Кто-то из музыкантов охарактеризовал их так – ну пели в тюрьме, ну и пели бы себе там. Пожалуй, еще выходцы из ресторанной лабуховской среды. Как сказали в КВНе пипл хавает, или тоска о б е з р а з в р а т н о прожитой юности. Баааальшой привет «Радио шансон», и по какому французскому обычаю оно , все это стало шансоном??? Вот это настоящая попса , умноженная на волшебное лесоповальное число «Пи», на которое, как известно нужно или умножить, или разделить. В нашем случае , я полагаю можно даже в степень возвести.
Я понимаю, «Остапа» понесло, если учитывать заголовок опуса - ….о театре. Наболело. Но, тем не менее, возвращаюсь в тему «стремительным домкратом».
Получается, и это действительно так , что тот же Шаляпин тоже был попсой в свое время? Был бы, если бы не одно «но»! Если бы он как все либо пел хорошо – «громко»,чего собственно от него ждали особенно в США на первых гастролях – пришел русский медведь, и вякнул так, что лампочки полопались и фужеры. А если бы от этого вяканья из биг-мака кетчуп брызнул во все стороны, то уж тогда точно бы Федор Иванович вошел бы во все анналы американской истории и получил бы высшую американскую  театральную премию «Тони». А он не брызнул, и не получил. Итальянцы, считавшие, что в опере главное – это голос, а все остальное – например, костюм, может быть почти из мешковины, декорации могут быть из наклеенных газет, а грим, ну например , из натертых свеклой щек. А Шаляпин (именно, как говорят в Одессе, за что он, я Вас умоляю и велик) просто взял и впервые в истории оперного искусства соединил оперу и драму. И голоса великие, и декорации рисовали великие художники, и сценические постановки делали лучшие драматические артисты .
В 1998 году Папа Иоанн-Павел II  в возрасте 68 лет (!!) записывает CD диск «Abba Pater», где читает молитвы и священные тексты под аккомпанемент негритянских ритмов на 5 языках, который разошелся 25-ти миллионным тиражом. И боже мой, в 68 лет !? Петь ? Реп? Да у нас в таком возрасте многие и ходят то уже кое-как. И церкви наполнились молодежью. Ну, какая ж тут попса ? Если сам Папа пел ?
О понятном в кино. Волшебный фонарь ! Но! Сколько теперь в этом фонаре не просто попсы, а фиг знает чего. Наверное, раньше пленки было мало, да и дорогая, да и проявляй ее еще. Вот поэтому то Гайдай вылизывал каждую мелочь, репетировал каждую мизансцену. А теперь? Пленки много…..многоразовой, пиши , стирай, опять пиши …и пошлооооо. На сцене одни «поющие трусы» , в литературе – многостаночные писательши многотомников в «подарочных» обложках из, почти туалетной бумаги. В кино 572 серийные «риальные пацаны». Пипл хавает !!! И ведь, что обидно ! ЭТОГО Пипла стает все больше и больше, поскольку хавать он начинает почти с молоком матери (а уже чаще с молоком из коробки). Конвейер «искусства». Или искусственный конвейер, как кому больше нравится. Вокруг самого конвейера куча ремесленников от искусства, подбирающих объедки. Вот они то как раз, чуть появится что-то НЕ попсовое, тут же польют его помоями. Не высовывайся! Мы тебя делим на «Пи», вставай в общий ряд. Пинк Флойд «Стена»!. И сразу они вопят – и эпоху поху не правильно скопировали, и  штаны у стиляг не такие были , и галстуки не те…не такие… и подошвы манные у Стиляг НЕ те! А толстый то стиляга плясал ТАААК!!! Я даже не предполагал, что сейчас еще кто-то так может.….А ведь ИСКУССТВО оно на то и ИСКУССТВО !!! А самое великое искусство – то, которое оставляет возможность до-творить, у себя в голове, или попробовать увидеть НЕ как есть? А как может быть? Кому нужна была «Маленькая Вера» ? Кроме подвига в виде первых в истории страны сексуальных публично-экранных сцен, и кроме подвига , показать грязь которая вокруг. Зачем? Она и так каждый день вокруг перед глазами была.  И вновь пипл хавает… ….Настоящий творец может превратить почти обычное дорожное повествование путешествия , допустим какого ни- будь графа Калиостро, в волшебную историю о любви, волшебстве, и чудесах. А можно стать героем, показав все помои Питерских подвалов………..
Я не стапер, который все время бухтит , как нудист на пляже – гдеее моя одежда, гдеее моя одежда ! А наша музыка была лучшей , а ваша молодежная плохая. Или наше кино было лучше , или книги интереснее…..да нет, у меня разной музыки любых поколений полно и книг, и кино …….от Варламова, Отса, Поля Робсона, до Дип Перпла, Пинк-Флойда, Высоцкого , Ломидзе, и фильмы Гайдая, Рогожкина, и книги от Вальтера Скотта до Виктора Конецкого , или того же Евгения Шестакова…. Да не перечесть всех…….
А просто посмотрите фильмы Пьера Ришара или Фрэнка Синатры, или Уолтера Хилла, или ………….да не перечесть…….а рэп!? И он бывает замечательным …..только не обязательно для этого под афроамериканца косить. Если таланта нет , то не помогут все эти цацки , какие бы крутые их вам папа не купил……..
Пипл хавает!! Жаль , только , что не только земля превращается в огромную помойку, но и искусство все больше и больше превращается в огромный мусорный бак, найти что-то стоящее в котором все труднее и труднее………..
А в общем , дяденьки ! Не бейте меня по губам. Я на флейте играю……..