Кто похоронит собаку?

Элеонора Белевская
         
      У моря лежала мертвая собака. Ее вытянутые лапы почти касались воды. Белую шерсть облепили мухи. Я чуть не споткнулась об нее, потому  что не отрываясь, глядела на море.
     У меня похолодело внутри. Это была та самая собака. которую я видела здесь два дня назад.
     Было пасмурно. Море – как огуречный рассол. Я сидела на берегу и читала.
     Ко мне подбежала  небольшая  белая  собака, обнюхала мои ноги, потом оперлась лапами о грудь, и  стала тянуться мордой к лицу. Я испуганно отстранилась. Собака лизнула мне плечо. Меня тронула эта ласка. Но я тут же подумала о возможной заразе, блохах. И вообще, собаке не годится облизывать каждого встречного. Собака должна знать своего хозяина.  К  тому же она мне испачкала кофту. Я слегка замахнулась на нее, и она побежала прочь.
Да, конечно, это была та самая собака. Только она распухла. На морде застыл оскал. Глаза были полуоткрыты, на ухе выступили фиолетовые пятна.
   Горло мне сдавила спазма, из глаз потекли слезы.  Почему я ее не погладила тогда, а прогнала. В ответ на доверие и ласку… А  другой – убил. Слезы застилали глаза.
  Я перевела глаза с мертвой собаки на море. Целую неделю оно было мрачное и мутное. Сегодня, наконец, тучи рассеялись. Все вокруг светилось мягко и ласково. Сияющая зыбь как будто парила над  водой. Снежные вершины гор розовели. Сзади от реки несся лягушачий концерт   Только что я испытала внезапный прилив радости. И вот... Никогда я не испытаю здесь больше этой безмятежности и восторга.
     "Почему так жестоки люди? А я ? Чуть не ударила ее… Надо кому-то сказать. Надо похоронить собаку. Вокруг - ни души. Значит, надо вернуться в деревню, снова обогнув излучину реки.
    Я обошла вокруг собаки,   ища  следов    пули или удара, но не нашла.  "Может, случайно отравилась",- от этой мысли стало легче на сердце.
      Я взглянула на небо. Солнце оформилось в огненный шар и клонилось к горизонту. Под его косыми лучами море сияло все ярче. Я вспомнила, что шла к устью реки Псоу  полюбоваться закатом. Ведь целую неделю не было видно солнца. Мне стало досадно, что мертвая собака помешала мне полюбоваться закатом. А почему   собственно? Разве мертвой собаке будет хуже оттого, что я посмотрю на закат. И я быстро пошла туда, где Псоу впадает в море. Это очень красивое место. Река победно врывается в море. А море не пускает ее, волнуется ,спорит, отбивается волнами.  Между морем и рекой распласталась коса. Вечером она похожа на гигантскую камбалу.      
       Я присела на корягу и стала  смотреть, как солнце быстро опускается, обдавая речку оранжево-зеленым блеском. И вот оно погрузилось в тучу, как в  ватный мешок. "Это к дождю",- подумала я.  Мне очень не хотелось отсюда уходить. Ведь завтра, может быть, небо опять затянут свинцовые тучи. Но я чувствовала какую-то вину перед мертвой собакой.
       Я пошла потихоньку назад, останавливаясь и оглядываясь на небо.
Метрах в ста от убитой собаки сидели две девушки. Они, как но команде, повернули головы в мою сторону и так же дружно отвернули, когда я подошла  к ним близко.
      -Тут недалеко кто-то собаку убил? Вы не видели? - спросила я.
      Девушки переглянулись и покачали  головами.
      Я сказала им про собаку.
     -Не Янбадзе собака? Какая собака? - спросила женщина. -Белая.
     -Не Янбадзе. .. Убьют и бросят так. Закапать нада.
     -Распухла уже, Ванать скоро начнет,- поддержал мужчина. И они начали тихо о чем-то переговариваться.
   -А вы не знаете, чья собака?
   -Нэт, - бросил мужчина.
    И я поняла, что они переговариваются о чем-то своем.
    У калитки моей избушки я увидела свою хозяйку – сухую, скрюченную. старушку,
    -Далеко  ходили? - спросила она.- А я уж забеспокоилась.
    -К речке. Вы знаете, там на берегу лежит убитая собака..
    -Прибили... Здесь та-акой народ,- безнадежно махнула рукой хозяйка.- Посмотрите, посмотрите, как играют,- показала она под стол, где резвились её котята.
    -Какое все-таки зверство, —продолжала я.
    -Да-а. Здесь такие люди.
    -А вы не знаете, чья она?  Белая, лохматая такая.
    -Мердашвили, наверно.  Он говорил, что хочет прибить собаку. Она уже старая, говорит... Посмотрите, посмотрите на кошенят... Этот Мердашвили мне все говорит, зачем кошек держишь, откормила бы лучше кабана. А на что мне кабан?
   -Надо ее как-то убрать, похоронить. . .
   -Уберут,- убежденно сказала хозяйка.- Это вы не беспокойтесь. Чья собака, тот уберет.
   Спала я в эту ночь плохо. Утро было ясное. Солнце пригревало все сильней .  Пошла опять к морю, хотя страшно было снова увидеть дохлую собаку.
    Еще издали я увидела белое пятно у кромки прибоя Собака лежала на прежнем месте. Только, кажется, сильнее распухла.
   Я пошла к речке. Постирала в ней белье.
   Подошли несколько мужчин с удочками, затем две женщины с ребенком.
   Они будто не замечали  собаку.
   Обратно я старалась идти подальше от  берега. Боялась услышать запах дохлой собаки.
   Вечером был  необыкновенный многоцветный закат.  Снова потянуло к устью речки. На темной гальке по-прежнему белело пятно.
   Впереди меня шла молодая парочка. Она даже не замедлила шаг у трупа.
Вдруг меня обогнала собака. Она была такая же лохматая, как та, только рыжая.   Собака быстро бежала вдоль берега, обнюхивая влажную кромку песка. Она приближалась к  той . Я ждала... Но ничего не произошло. Мимоходом понюхав  мертвую, она побежала дальше, продолжая обнюхивать песок.
   На следующее утро собаки уже не было. Небо опять затянуло тучами. Море стало бесцветным. Я читала книгу на берегу. Ко мне подсел смуглый, черноглазый мальчишка. Он расспрашивал меня о Москве, рассказывал. как ездил в горы.
     -Видел убитую собаку там? - оборвала я  его на полуслове.
     -Нет, -  сверкнул он глазами.- Что жалко?