Моя Космическая Музыка

Вячеслав Лопунов
  Где-то ближе к 94 году, когда перестройка в армии дошла до полного беспредела, когда денег не стало хватать ни на военную подготовку, ни на зарплаты военным и приходилось всем служивым подрабатывать, чтобы прокормить семьи, стал и я подумывать об увольнении из такой армии... что и сделал, как только подошел срок минимальной пенсии. Да и понимал, что я-то уже, хоть какую-то крошечную пенсию заработал, а более молодым – куда деваться если сократят? А много тогда было сокращения штатов! Поэтому и воспользовался подвернувшейся возможностью сократиться, тем более, что работа меня уже давным-давно ждала, так как в любое свободное время уже два года до увольнения работал «всем»: и переводчиком, и экскурсоводом и менеджером, а в основном водителем в ЕКА (Европейское Космическое Агентство) в Звездном городке под началом прекраснейшего человека – Героя Советского Союза, первого космонавта Германии – Зигмунда Йена – светлейшей души человека!!! Да, и сами космонавты ЕКА, тоже люди высокой культуры и отличного образования, представляли из себя прекраснейший материал для изучения россиянином иностранцев, для подражания и, как позже оказалось, даже для замечательной дружбы!
 Был в моем круглосуточном распоряжении микроавтобус Фольксваген-Транспортер, на котором ездили все космонавты ЕКА, члены их семей, руководство ЕКА и командированные специалисты. Работа такая меня устраивала полностью всем – деньгами, графиком (круглосуточным - без выходных и отпусков – я сам так хотел), возможностью в любое время воспользоваться машиной для личных целей не в ущерб, естественно, служебным поездкам!
 Прекраснейшее было время, интереснейшая достойная жизнь, а также очень уважительное отношение сотрудников ЕКА ко мне было поразительным для меня контрастом на фоне всей прошлой моей военной, да и гражданской жизни!
 Особенно тепло всю жизнь буду помнить космонавта Германии - Томаса Райтера, его очаровательную жену-умничку – Консуэлу, с которыми мне пришлось работать особенно долго, так как Томас не только долго был на подготовке к полету в космос в Звездном городке, но и полет его длился целых пол-года, что было впервые для иностранных космонавтов и до сих пор является рекордом!
 Ну, то, что я, сидя за рулем, постоянно что-то напевал или свистел, для иностранцев быстренько стало привычкой! Через меня им, волей-неволей, приходилось изучать российскую культуру и, особенно, музыку. Сколько они узнали наших групп, исполнителей, музыкантов за эти годы!!!   Я им «навязывал» Олега Митяева, Надежду Кадышеву, Анжелику Варум, аккордеониста Валерия Ковтуна и других прекрасных представителей российской музыки того времени! А, куда им было бы деваться с подводной лодки – сиди и потребляй российскую культуру (смеюсь)... Огромное количество кассет с инструментальной музыкой – кларнет, саксофон, аккордеон, гитара - всегда было у меня в бардачке, и за все время, за все десять лет моей работы в ЕКА, я не услышал от иностранцев ни одного отрицательного отзыва о «моем» музыкальном материале!!!
 Вот и полетел мой дружок – Томас Райтер в космос! На полгода! А на земле его ждала и все время жила в Звездном городке - супруга Консуэла с сынишкой Даниэлем. Командиром экипажа корабля и потом борта станции «Мир» у Томаса был Юра Гидзенко – тогда подполковник, прекрасно мне известный по службе в Отряде космонавтов, зарекомендовавший себя только с прекрасной стороны (Боже, как мне всегда везло в жизни на прекрасных людей!!!), а бортинженером был Сережа Авдеев, хоть и гражданский специалист, но, тоже неоднократно бывавший на подготовке к полетам в космос в Звездном городке и, также уважаемым мною за человечность и простоту в общении.
 Консуэла, с самого начала подготовки всей троицы в составе экипажа, взяла на себя функцию замполита, организовывая различные совместные поездки – на приемы в посольство Германии, в ЦУП (Центр Управления космическими Полетами), в музеи, на выставки и по другим интересным местам. Всё это время с нами в машине была Моя Музыка, и экипажем всегда положительно встречалось появление новинок нашей эстрады в моей Фольксвагеновской фонотеке. Относились ко мне все и всегда, как  к  равному – где бы мы ни были – в ЦУПе ли, на выставке, в посольстве – где угодно, я был вместе с ними! За эти 10 лет работы в ЕКА я узнал о работе и жизни космонавтов намного больше, чем за 10 лет военной службы в Отряде космонавтов!
 Бывало, приезжаешь в ЦУП или в посольство какое-нибудь – все водители ЦПК сидят в своих машинах и ждут свое начальство на улице, а я всегда был вместе со своим «начальством» (язык не поворачивается произносить это слово!) там, где были они, ну разве что кроме кабинетов, где проводились какие-то совещания или переговоры! Вся кухня космической деятельности представлялась образной, цельной, завершенной и, что главное - в непосредственных ощущениях участника событий, как замечательнейший подарок Судьбы!!!
 Ну, если во время подготовки экипажа к полету моя музыка имела косвенное значение, то сразу после старта, когда чувства супругов вынужденных надолго расстаться резко обостряются, то Моя Музыка стала иметь уже прикладное (к космонавтике) значение!  Так, например, едем с Консуэлой, Олей Гидзенко (женой Юры- командира), Машей Побединской (женой Серёжи Авдеева - бортинженера) на какое-нибудь очередное мероприятие, устроенное замполитом-Консуэлой и фоном всех их и наших бесед были всегда лучшие вещи Российской, да и мировой эстрады, до которых я был охочь, как кот до валерьянки, и то и дело слышу:
 - «О! Слава, какая вот это у тебя прекрасная кассета! Запиши мне ее, пожалуйста, я ее Сереже передам в посылке с грузовиком или с экспедицией посещения на станцию!»
 Или, вдруг, Олино восклицание:
 - «Слава, а ты не мог бы мне вот это записать для Юры на борт???
 Часто и Консуэла покупалась на Мою Музыку и, конечно, и для Томаса мне приходилось с превеликим удовольствием несколько раз готовить свои музыкальные подарки.
 Безусловно, все это делалось безо всякой задней мысли и отклика благодарности мною не ожидалось ни в коем случае! Так – сделал приятное хорошим людям, вот мне и кайф!!!
 За эти долгие, но замечательные полгода полета с моим прекрасным дамским «экипажем», наверное, более десятка кассет Моей Музыки переселилось на борт станции «Мир»!
 Так бы и забыл я обо всей этой моей музыкальной деятельности, если бы не Валерий Григорьевич Корзун (тогда еще не ставший генерал-майором, Заместителем начальника ЦПК имени Ю.А.Гагарина), вернувшийся через пару лет после полета Томаса Райтера на станции «Мир».  Первое, что сказал Валерий Григорьевич, когда встретил меня в первые же дни после посадки на Землю в Звездном городке:
 - «О! Слава, здравствуй! Я всегда с удовольствием слушал на стации Твою Музыку!!! Она была даже лучше той, что нам присылала ЦУПовская группа психподдержки экипажа!!! Спасибо тебе, огромное, Слава!»

Какой кайф было слышать это!!!
 ...Музыкальные вкусы Валерия Григорьевича мне были знакомы еще по совместной службе в Отряде. Нам удавалось обмениваться в нечастые минуты перерывов в их занятиях мнениями по поводу каких-то конкретных исполнителей. Его, почти профессиональное знание серьезной музыки мне было прекрасно известно!  Поэтому, его оценка Моей Музыки была равна ВЫСШЕМУ БАЛЛУ!!!
--------------
 ...Прошло несколько лет с того времени... Станция Мир, отработавшая 15 лет в космосе, устарела, требовала постоянного ремонта и, поэтому, в верхах было принято решение ее утопить в Тихом океане, к величайшему огорчению всех российских космонавтов, патриотов России и тех иностранных космонавтов, которые провели на ней, хотя бы 10 дней!!!
 ...Когда 23 марта 2001 года станция «Мир» вошла в плотные слои атмосферы, я смотрел на это великолепно-печальное зрелище по телевизору и, видимо единственный на Земле, думал о том, что самыми маленькими, но и самыми прекрасными рукотворными искорками-салютиками сгорали, согревая меня своим последним и прекраснейшим светом – мои кассеты!

 Это было  Пламенем Моей Космической Музыки!!!