Разведчик Конон Молодый

Анна Маякова
Молодый – странная, не привычная фамилия.   На нашем курсе в институте училась девочка с такой фамилией - Молодая. Девочка как девочка, ничем особым среди студентов не выделяющаяся, но позже я узнала, что ее папа – разведчик-нелегал, многие годы проработавший за границей. Его западное имя было Конон Лонсдейл, успешный канадский бизнесмен, проживающий в Англии.

Люди моего поколения, несомненно, помнят нашумевший фильм «Мертвый сезон», снятый по фактам жизни и профессиональной деятельности разведчика Молодого. Его роль незабываемо сыграл литовский актер Донатос Банионис, что сделало его знаменитым и узнаваемым. Мне особо запомнилась сцена обмена нашего разведчика на англичанина. На безлюдной дороге друг другу навстречу на большой скорости мчатся и вдруг резко тормозят лимузины. Из них выходят разведчики, которых будут обменивать, и люди, сопровождающие их, все в светлых плащах. Разведчики идут по мосту, обмениваются настороженными взглядами, минуют друг друга, и наш разведчик почти бегом бросается к своим. Крупный план: выразительное лицо  Баниониса. Он свободен, он у своих!
 
Мы, студенты, смотрели «Мертвый сезон» в актовом зале института и буквально замерли от волнения, когда перед фильмом на экране появился реальный разведчик, полковник Абель, и произнес вступительное слово. Может, поэтому герой фильма всегда ассоциировался у меня именно с Абелем, а не с Молодым, которого я не знала и никогда не видела. Фильм был замечательный и с большим успехом прошел по экранам страны. Через несколько лет Банионис летел в Японию рейсом авиакомпании SAS, и мне, в то время молоденькой сотруднице этой авиакомпании,  выпало счастье сопровождать его как VIP-пассажира на борт лайнера. Он был точно такой, как в кино: загадочный и вместе с тем доступный, обыкновенный. Я не смогла не выразить ему свое восхищение по поводу его игры в «Мертвом сезоне». На что он с улыбкой ответил: «Такой славы и известности, как в России, мне в Литве никогда не видать. Нет пророков в своем отечестве. Спасибо вам, я ваш. Я люблю Россию».

Но вернемся к судьбе Молодого. Однажды Лиза пришла на лекции, одетая во все черное.  Лицо ее было бледно и печально, видимо она потеряла кого-то из родных. «У Лизы отец умер, разведчик» - шепнула мне в перерыв однокурсница. Несколько лет спустя я узнала некоторые подробности из жизни Молодого. После обмена Молодого в 1964 году на английского разведчика, он какое-то время работал в Управлении разведки, читал лекции, выступал перед народом на заводах. Его смелое выступление перед рабочими столичного ЗИЛа стало последним, поскольку, переживая за родную страну и будучи бизнесменом, он откровенно сказал рабочим: «Какой же у вас, дорогие товарищи, бардак! Дайте мне ваш завод на один только год, я из него конфетку сделаю, наведу порядок и дисциплину. И рублем никого не обижу».

Естественно, что после такого выступления Молодый оказался в опале у властей и вскоре был отправлен на пенсию. Увольнение больно ранило его, он не мыслил своей жизни без разведки. В сентябре 1970 года, когда мы только приступили к занятиям на четвертом курсе, он, собирая грибы в подмосковном лесу, нагнулся, чтобы сорвать гриб, и упал мертвым.  Ему было всего 46 лет. Я помню печальное, осунувшееся лицо Лизы после похорон отца. Мы не были подругами, но все же, я подошла и, коснувшись ее руки, сказала: «Держись.Соболезную».

Молодый оставил после себя немеркнущую легенду о советском разведчике. Он похоронен на кладбище при Донском монастыре. Когда я там бываю,  всегда иду к его могиле поклониться, поскольку его жизнь и подвиг вызывают у меня восхищение. Интересно, как сложилась судьба Лизы Молодой? Может быть, она тоже стала разведчицей, продолжая дело отца? Если это так, то об этом никто не узнает – разведка тщательно хранит свои тайны. До поры.