Байка про воспитание детей

Вячеслав Лопунов
80-е годы прошлого века…

Мы с женой и двумя сыновьями, Серёжкой – лет пяти-шести и Ромкой – младше Серёжки на полтора годика, гуляем по ВДНХ (сейчас ВВЦ)...

Всякие качели-карусели, мороженое, сладкая вата, катание на машинках… детское счастье… рай… жара несусветная – все время хочется в тенёк...
…Уже аттракционов пять с детьми прокатали...

И тут!!!

...мой Серёжка увидел аттракцион «Энтерпрайз»!!!! Век его имя (аттракциона мать) буду поминать...

Пришёл... увидел... захотел!!!

Я, в общем-то, неробкого десятка отцом был, но, как-то не впечатляли меня все эти карусели, когда они вращаются с очень большой скоростью, а Энтерпрайз – сволочь эта -  мотает вообще со страшной силой… ох, если б только это...

Он - гад, еще не только по горизонтали крутится, но и по вертикали!!!

Представляете – огромная железная рука держит соединенные, как  вагончики люльки за центр карусели и они вращаются, постепенно раскручиваясь по горизонтали!
 Потом, когда скорость становится такой, что подвешенные двухместные люльки от центробежной силы переходят в горизонталь – тогда эта железная рука начинает поднимать всю карусель вверх, до полного своего вертикально-эротического состояния стояния, когда несчастные жертвы летают вместе со своими люльками вверх-вниз головами-ногами, совершая классические мертвые петли или, для авиаторов – петли славного русского летчика Нестерова!

...Когда мы далеко находились от этого чуда, ОНО воспринималось как-то безопасно… как жужжащий моторчик швейной машинки… но мы к ЭТОМУ приближались... на беду мою... на радость Серёжки...

Он, как немногие пацаны в своем возрасте, был поразительно смел, лазуч, любопытен. Не было такого дерева во дворе, которое он бы не освоил... ну, а брату Ромке ничего другого не оставалось, как следовать за старшим, стараясь повторить Серёжкины подвиги!

...приблизились мы уже к этой чертовщине настолько близко, что Серёжка начал завистливо поглядывать на эту хренотень... я все надеялся, что пронесет...

...к колесу этому очередь стоит – не меньше метров ста!!! Жара, пот - очередь стоит к нему на самом солцепеке!

…последняя моя надежда рухнула… заметил мой Серёжка этот гадский Энтерпрайз!!!

И начал он меня уговаривать на нём покататься!

Знали бы вы – сколько сил я приложил, сколько аргументов наиубедительнейших привел против этого катания!!!

- Серёжа, ты видишь, какая огромная очередь на эту карусель??? Мы же будем час к нему стоять!!!
 - Пап, ну ничего – подождем?!
 - Серёженька, а смотри вон – тир! Пойдём, постреляем?
 - Не, пап, мы будем ждать очередь!

...все это время Рома молчит и с детским любопытством ждёт исхода нашей с Серёжкой дуэли...
 Наверняка ему хотелось, чтобы папины аргументы оказались убедительнее, чтобы мы не пошли на эту душегубку!?
Уже стоя в очереди на Энтерпрайз...

- Серёжа, а пойдем еще раз покатаемся на машинках? Тебе же так понравилось!!!
 - Пап, ну мы покатаемся на этой... (её мать... думаю я), а потом – на машинках!
 - Серёж, ну посмотри, жара какая!!! Давай лучше в кафе зайдём – мороженое съедим? Глянь, мама у нас совсем упарилась!
 - Куда там!!! Серёжкины глаза вперились неотвратимо в эту карусель, которая то проглатывает очередную партию «счастливчиков» на посадку, то выплёвывает их, помятых, изжеванных, мокрых от пота и потных от страха!

- Серёжа, за то время, пока мы стоим здесь на жаре, мы могли бы уже раз пять на машинках покататься!!!
 ...блин, и этот аргумент, как коту под хвост! Что ж ты будешь делать... неужели мне придется на этой смертоубийственной машинке мотаться???

…очередь потихоньку движется… я, время от времени пытаясь образумить сына, но с каждой минутой все слабее, понимаю, что час Серёжкин для меня пробьет…

…очередь приближается к развязке драмы под гордым названием «Приемы воспитания детей»…
 …последние мои надежды рухнули – Серёжка из очереди ни ногой – и я, воспитатель хренов, тащусь мелкими шажками, как на похоронах, к своему эшафоту...
 …больше мне ничего не осталось, как убедить себя, что на этой хреновине, возможно, никто не умирал... а вдруг я первым буду???... да, ладно – вон выходят же после неё ребята-девчонки – некоторые гляди – смеются! Дай Бог, пронесёт?!

...ну, приближаться-то мы приближаемся… а вот стали появляться некоторые, не самые приятные для Серёжки симптомы отрицательного впечатления от этой всей махины!
...звук, который раньше представлялся безопасным жужжанием моторчика, теперь стал угрожающе громким... впечатляюще грозным!
...то, что раньше казалось общим звуковым фоном, при приближении разбилось на:
 звуки от работающего мотора этой махины;
 звук преодоления сопротивления воздуха с ужасной скоростью по спиралям летящих люлек;
 ор и писк ужаса взрослых и детей, мотающихся в этом адском миксере!...

И Серёжка – испугался...

...сначала не очень сильно... но уже началось закрадываться в него сомнение о только радостной и приятной части этого аттракциона…

...жара... пот... писк-визг... шум карусели все страшней...

...мы все ближе и ближе...

...к шумовым эффектам при приближении добавляются и другие – то ли слюни, то ли пот от летающих людей над нашими головами...

Всё – сдался мой Серёжка!

- Пап, ты знаешь, я уже устал стоять в этой очереди! Пойдем на машинках покатаемся?

...Та-а-ак! Ни фига се!!! (это я себе мысленно) Мы столько простояли!!! Я тебе очень много говорил о том, что это будет так! Говорил???
 - говорил, пап...
 - ну, вот теперь и поедем!!!

...еще одна партия несчастных отрыгивается из бетономешалки... кто бледный, кто хмурый, кто радостный добавляют впечатлений Серёжкиному решению...

...ужас перевешивает...

- Пап, я хочу мороженое! Пойдем в кафе???
 (А не я ли тебе, сынок, час назад то же самое предлагал???), конечно, мысленно думаю…
 - Серёж, ну, сколько мы времени потеряли уже!!! Осталось еще пара партий и наша очередь! Давай уж поедем?!

...Все это время Рома, в том же первородном детском ужасе, что и у меня, покорно шедший навстречу пирровой Серёжкиной победе, снова встрепенулся! А вдруг, опять Серёжка папу победит??? (Нет уж, Рома, теперь папа будет побеждать – думаю себе!)
...предпоследнюю попытку мой Серёжка делает, завидев роковое приближение загородок-барьеров, ограничивающих очередь по толщине, как загоны для идущего на убой скота, из которых потом не выбраться!
 - Пап, ну я уже не хочу кататься!
 Я устал!
 Пойдем отсюда?

- Серёжа, нам же осталось совсем чуть-чуть! Мы столько времени простояли, промучились! Неужели мы за пять минут до конца все бросим??? Нет уж, Серёжа – дал слово? - Держи!
 Так мужчины не поступают! Мы же с тобой мужчины, сынок?
 - мужчины, пап... (грустновато так, как-то он подтверждает...)
 - Ну, вот и хорошо!
 ...а тем временем мы уже вошли в узкий коридорчик, откуда обратной дороги нет!

Как могу, я ободряю крепко держащегося за мою руку Рому и крепко держу за руку Серёжку, который – нутром чую – готовится сбежать!!!

Так! Последняя партия экспериментаторов изрыгнута из кишок Энтерпрайза!

Следующие – мы!!!

Как ни ужасно это осознавать, но я сам захлопнул за собой дверь отступления, которую мне детской непосредственностью предложил оставить открытой Серёжка!

А что делать?
 Неужели дать ему науку «хозяина» своего слова? Захотел - дал слово, не захотел – взял назад!? Непедагогично это как-то...
 И, как мне ни хочется мотаться на этой карусели, но ради воспитания – ох, придется...

 ...в этот момент из моей руки выскальзывает Серёжкина мокрая от пота и от страха ладошка!
 Он резво прыгает на барьер!!!
 Чуть ли не на лету,
 почти перевалившего через барьер Серёжку,
 я ловлю
 и возвращаю назад,
 в очередь,
 к неотвратимой нашей общесемейной судьбе!

- Папа, я не хочу-у-у!!!

- Серёжа, ну не волнуйся! Я буду с тобой!
 Мама поедет с Ромой, а я буду с тобой!
 У нас всё будет хорошо!
 Вон видишь, девочка вышла с карусели – смеется?!
 Значит, и у нас все будет нормально!
 А вон смотри, дядя толстый вылез – улыбается!
 И мы с тобой нормально покатаемся, Серёжа!
 Мужчины ж мы с тобой, Серёженька?

- мужчины, пап...

Ну, она нас помотала!!!...
 Сначала мы с Серёжкой пытались молчать, подавляя страх и животный ужас!
 Недолго нам это удавалось…
 А потом я придумал – ПЕТЬ!!!!

Сразу стало намного легче!!!
 На ухо Серёжке,
 перебивая шум адской машинки,
 ору:
 - Давай петь, Серёжа!

Орали мы с ним мою любимую «Ой мороз, мороз» на два голоса – мой мощный, наверно перекрывший тогда шум карусели и слабенький Серёжкин голосок!

Особенно впечатляюще и жизнеутверждающе звучали слова:

Я вернусь домо-ой
 (непременно! Не смотря ни на что! Ни на какие карусели, смертоубийственные!)
 На-а закате дня!
 Абниму-у жану-у-у-у!
 Напаю-у каня!!!

...конечно, мы вернулись живые и невредимые...
...Серёжка победил, возможно, свой самый сильный детский страх в жизни...
...я, в очередной раз совершил свою собственную победу над собой и, думается мне, - педагогическую победу в великой битве за будущее своего ребенка…

...мно-о-го лет с тех пор прошло...
...сейчас мои сыновья взрослые!
 Особенно жизнь удалась у моего Серёжки!
 И сам он доволен тем, как все у него сложилось и мне есть, чем гордиться!

...только вот думаю...
...а оправдался ли бы тот, один из моих жестких педагогических приемов урок, если бы я несколько раз дал ему возможность отступаться в страхе перед возможным поражением, перед болью? ...да, в простом не сдерживании своего слова???

...когда в его классе учитель предложила объявить бойкот одному пацану, который плохо учился, иногда обижал других (сам при этом будучи от горшка – два вершка), то мой Серёжка не поддержал эту обструкцию всего класса и демонстративно продолжал дружить с изгоем... конечно, учитель сразу же устроила Сергею проблемы, и нам ничего не оставалось другого, как перевести его в соседнюю школу...

...когда бойцам отряда спецназа, где служил Сергей, было предложено выйти
 добровольцами на войну – вышли все!!!

...потом мы с женой собирали посылки, писали письма и ждали писем от своих, слишком уж по-мужски поступивших сыновей...

...мы с ужасом опасались самых страшных вестей и на кого-то из родителей такие вести обрушивались...

...нас миновало...

...вот и думаю я, а прав ли я тогда был, с этими, долбанными каруселями?

...А если