18. Светлая Пасха

Наталья Ладица
Солнышко, по-весеннему ярко заглядывая в окошко, ласково теребило Дашу за нос. Вот девочка проснулась, потянулась, поднялась и, быстро одевшись, вышла из комнаты. Сегодня, наконец-то, наступил праздник, который она давно ждала – Светлая Пасха. Ещё накануне они вместе с мамой пекли высокие булки со смешным названием «Куличи», красили яйца – в общем, готовились. И вот, этот день настал.

- Христос воскрес, - приветствовала мама выбежавшую из комнаты дочь. – Давай скорее мыть руки, завтракаем и поедем бабушку поздравлять.

- Христос воскрес! – по примеру мамы закричала Даша, едва они вместе с мамой и папой переступили порог дома бабушки Олёны.

- Воистину воскрес, - ответила старушка, трижды целуя внучку в щёку.
Здесь их уже ждал Митя вместе со своими родителями. Отведав яиц и вкусного кулича с изюмом, Дашенька потихоньку забралась к бабушке на колени и, ласково заглядывая ей в глаза, спросила:

- Бабушка, а ведь Пасха – древний праздник?

- Конечно.

Услышав разговор сестры с бабушкой, Митя тут же подсел к ним:

- А расскажи, как его в старину праздновали.

- Ну что ж, слушайте.


 Готовиться к празднику Пасхи или, как ещё её называют, Светлому Воскресенью начинали задолго, но был перед ним ещё один праздник. Помнишь, неделю назад мама принесла в дом веточки вербы? Это было Вербное воскресенье. В старину этими веточками обязательно хлестали (не сильно, конечно) детей и скотину, чтобы верба передала им часть своей жизненной силы и красоты.

Следующим важным днём перед Пасхой был Чистый четверг. В этот день люди старались встать пораньше, чтобы ещё до рассвета сходить к колодцу набрать воды. Этой водой обливались прямо из вёдер во дворе и взрослые, и дети – считалось, что после такого омовения можно целый год избегать болезней. После этого приступали к большой уборке в доме. Мыли всё – полы, стены, мебель, посуду, иконы – наводили идеальную чистоту, в которой только и подобает встречать Пасху.

После уборки начиналось приготовление пасхальной пищи – куличей, пасхи (такое специальное блюдо из творога и яиц), а также красили яйца.
Сейчас в магазинах продаётся много разных красителей и даже специальных плёночек для украшения яиц. В старь не так всё было. Тогда яйца красили луковой шелухой, берёзовыми листьями, чебрецом и другими естественными красителями. А ещё яйца расписывали – либо красками, либо горячим воском (узоры из воска наносили на скорлупу, потом яйцо красили, а уже после высыхания воск соскабливали, и проступал белый, очень красивый рисунок). Для чего это делалось? Просто яйцо – это символ жизни. А чтобы жизнь была хорошая, красивая, её символ тоже должен быть красивым.

И вот, наконец, наступала сама Пасха. В старину этот день почитался как «праздник всех праздников и торжество всех торжеств». В субботу, накануне Пасхи, все обязательно шли на всенощную службу, а утром, на рассвете, ходили смотреть, как солнце играет. Считалось, что в этот день сама природа ликует. Люди чтили его как день воскрешения Иисуса Христа, а потому приветствовали друг друга словами: «Христос воскрес!», а отвечать на такое приветствие следовало: «Воистину воскрес!». Это – основополагающий праздник христианского календаря.

И вот, наконец, народ собирался на гостевания с угощениями, обменом расписными яйцами и христованием – традиционным троекратным целованием. На улицах устраивались пасхальные игры и развлечения – городки, горелки, катание яиц, весенние хороводы и качели, причём качаться на них нужно было как можно выше. Яйца же катали либо с небольших пригорков, либо по доске, установленной на камень. Игра заключалась в том, чтобы при скатывании твоё яйцо ударило по ранее скатившимся. Если это получилось сделать, то оба яйца можно было забрать себе. Если же при скатывании яйцо разбивалось или трескалось, то его хозяин выбывал из игры. А ещё в эти дни – на Пасху и до самой Радуницы, которая наступала через несколько дней – мужчинам и парням разрешалось залезать на колокольни и трезвонить в колокола, сколько душе угодно.

Всё это служило лишь одной цели – разбудить землю, усилить её плодо-родие, увеличить будущий урожай.

Вообще, пасхальным яйцам приписывалась особая магическая сила. Ими гладили больную скотину, чтоб скорее выздоравливала. Их клали в воду, а потом этой водой умывались, чтобы быть красивыми.  И даже кидали в огонь при пожаре, чтобы этот самый пожар побыстрее потух.

Завершал пасхальную неделю праздник Радуница, или, как её ещё называли, Родительский день. В этот день священники служили панихиды по усопшим, а простые люди ходили на кладбище, приносили с собой яйца, пироги, кутью (это специальная поминальная каша), брагу и поминали усопших. Яйца и куличи оставляли на могилах, предварительно раскрошив, и призывали птиц тоже помянуть умерших. Следует сказать, что церковь крайне не одобряла такие трапезы на могилах, но с народной традицией спорить трудно. Часто трапезы протекали до самого вечера, постепенно перемещаясь с кладбища под крышу дома.


- Надо же, как интересно! – воскликнула Даша, пританцовывая от не-терпения. – Пойду во двор, попробую с ребятами яйца катать.

И, захватив по яйцу, дети убежали веселиться на улицу.