Жизнь моя, как осенний листочек. Роман 2-2

Каменцева Нина Филипповна
Жизнь моя, как осенний листочек. Роман 2-2
Нина Филипповна Каменцева
Жизнь моя, как осенний листочек.

 

Роман
Глава 2. «Мои достижения»

Часть 2. «Украинский колорит»


Мне роптать на судьбу негоже,
прожила я всю жизнь похоже...
не тужила, не плакала в подушки,
а сейчас счастьем встревожена.

И полоской чёрной обложена,
может нечистая сила поработала -
оторвали от нас душу ясную
и погода в доме стала ненастною.

Одна не приходит беда, хвост тройной,
видно, стою на краю пропасти,
ещё труднее стало, но Бог помог -
выкарабкались, конец глупости...

Наступит снова жизнь счастливой,
и у детей прольётся свет удачи
Во благо всех маленьких детей,
которые хотят прожить  в Любви.
http://stihi.ru/2011/04/22/6789


      Первый мой выезд за пределы Грузии состоялся в двадцать лет,
но я с детским изумлением наблюдала, охватывала всё своими очень
любопытными глазами. Мне хотелось исчерпать всё то, к чему ещё
не прикасался мой взгляд. Я взяла Робика за ручку и прошлась по
центру совхоза: на окраине двухэтажные дома – видно, без водопро-
вода и туалета, потому что я заметила колонки с водой у каждого
дома и двухместные уборные во дворе. Дальше пошли одноэтажные
домики с крашеными заборами, вокруг вилось много разнообразных
цветов, дома были выкрашены в белое (побелены), но главное – ког-
да я шла, все со мной здоровались, как будто они меня знали. Такое
впервые я заметила именно там. Почти везде летние кухни – стоит
русская печь прямо во дворе, и там старушки уже делали варенья,
компоты закрывали, а мытые банки трёхлитровые блестели – сох-
ли, перекинутые на забор. Прошлась дальше – заметила, как будто
центр. Магазин – один на весь совхоз.
    Зашла, поздоровалась – все почти в один голос поздоровались со
мной. Одна подошла ко мне и спросила: «Откуда? Чья?» Я ответила.
На меня посмотрела продавщица и сказала: «Женщина с ребёнком,
проходите. Вы вне очереди». Тем более, наверно, заметила, что я бе-
ременна. Я подошла – купила хлеб и сахар. Заметила, что магазин
не только продуктовый – там были и промтовары. Как вдруг Робик
крикнул: «Мама, купи кофточку для Марины!» Так он впервые на-
звал мою дочь... Мы не знали, кто будет – мальчик или девочка, но
я купила кофточку, на которую показал Робик. Расплатившись, мы
пошли дальше и с другого конца подошли к нашему дому. На столе
лежала записка – видно, Ашот приходил на обед. Там было сказано,
что он придёт поздно. Днём мы легли с Робиком отдохнуть, может,
это перемена климата, а может, устали, прошли очень много. Я лю-
била спать днём, может быть, меня беременность заставляла присло-
нить голову к подушке... Когда мы проснулись, было пять часов, и я
заметила, как солнце уходит тоже на покой. Я вынесла табуретку, а
Робик рядом что-то уже строил. Он любил с детства копаться в зем-
ле, тем более на песке, который там же был около флигеля.
    Как я уже говорила, наш флигель был последним, и не один – там
ещё был флигель соседки Катерины, так она назвалась. Когда оста-
новилась грузовая машина – она и ещё несколько совхозниц соско-
чили вниз. У каждой – косынка отборных яблок. Они несли домой,
кто на компот, кто на сушку, и каждая остановилась около меня и
насыпала мне, сидящей, на подол платья самые отборные яблоки. Я
никогда не разбиралась в сортах яблок. Может, покупали в Тбилиси
антоновку, бродские, царские, но здесь было совсем другое. Я стала
различать яблоки и знать все их сорта, и даже когда они плодоно-
сят – какие раньше, какие позже. Я очень быстро нашла с местными
общий язык, и мне не трудно было говорить на украинском, потому
что бабушка Катя была донской казачкой и её говор был схож с укра-
инским. Екатерина была хорошая соседка. Она жила в доме, а фли-
гель оставила для консервации. Мы с ней долго разговаривали. Уже
начало темнеть. Она ушла, и я зашла в дом. Роберта накормила. Он
ложился спать в девять, и уже скоро девять, а Ашота нет.
      Наконец дверь открылась, и он вошёл вместе с братом Вано.
Робик бросился к ним, у Вано даже слёзы выступили из глаз и он
сказал: «Позвоню Лизе – пускай возьмёт детей и выезжает сюда».
Я накрыла на стол – что имела. Они захватили себе и пол-литра –
так прошла у нас первая встреча. Bано постоянно держал Робика на
руках. Он был исключительный отец – очень любил своих детей, и
встреча с племянником ещё больше проявила желание увидеть своих
также. Вано ушёл. Я убрала со стола. Ашот сразу же лёг спать, ска-
зав, что работал тяжело и каждый день они встают в два часа ночи
и начинают работать... Не думала, что так тяжело зарабатывают на
асфальте, но на следующий день я решила пойти и посмотреть ас-
фальтный завод, где они работали. Конечно, Ашот соскучился, и
видно было по нему. Но когда он во время ужина сказал, что не хотел
встречать, и что Вано заставил его встретить меня, – этими словами
он сильно поранил. Думала, что если бы он не встретил, то даже не
испугалась такого – я уже состоявшаяся, самостоятельная личность
и не пропала бы... Но боль притаилась у меня глубоко в сердце. Хоте-
ла высказаться ему ночью, но его ласка настолько была высока, что,
как маленький котёнок, я только мурлыкала под нос.
     Зазвонил будильник в два часа. Он вскочил и через пять минут
его уже не было дома, если можно было так назвать. Но я всегда из
ничего создаю уют. Так и здесь – повесила занавесочки, ночничок,
скатёрку. На столик – ваза, полная отборных яблок. Я продолжила
спать до утра, а утром снова – банка парного молока и соседка, ба-
буля, которая обо всех всё знает... Она мне рассказала, где асфальт-
ный завод. Сказала, что далеко – тебе, мол, беременной будет трудно
дойти, возьми с собой водицы в бутылку. Я так и сделала – после
завтрака решила посмотреть, где же работает Ашот. Надо было под-
няться вверх по центральной трассе, пройти немного и заметить, от-
куда идёт дым и запах гудрона. Уже на трассе вижу – дым за дере-
вьями, на пригорке большая труба, и из неё дым столбом... И я туда
же вместе с Робиком.
    Асфальтный кустарный небольшой заводик – труба, горка с ас-
фальтом, а внизу стоит машина, открывают люк, и из него горячий
асфальт попадает в кузов машины. Когда я подошла, ко мне прибе-
жал Ашот, удивлённый, как я могла найти. Я посмотрела на его лицо.
Да, подумала я, деньги не даются даром... Весь в саже – чёрная со-
рочка, брюки, таких грязных я ещё не видела. Потом подошёл Вано.
Потом все люди из бригады, которые были на асфальтном заводе...
Ашот сказал, что трое ещё в дороге, куда везут асфальт, и это не-
далеко. Я последним рейсом до обеда тоже поехала туда на этой же
машине и видела, что машина высыпала на три кучки, и как со ско-
ростью двое рабочих разбрасывали вручную асфальт, а третий в ру-
ках держал деревянную палку (как для мытья полов, только длиннее
и прямее). Был он внизу и, как будто ножом мажет масло на хлеб,
так проворно растягивал, равномерно ровняя на дороге. Когда они
заканчивали – на всё это наезжал каток с уже намазанными маслом
большими металлическими колёсами. Мне было всё интересно. Я
была очень рада, что пришла сюда.
     Подъехала легковая машина. Вышел зять, муж сестры Ашота
в белой сорочке – зачёсанная по-детски причёска, чистые брюки,
туфли. Он тоже улыбнулся и погладил по головке Робика, и ска-
зал, если я хочу, он может меня подбросить до флигеля. Конечно,
я захотела, ведь туда я еле дошла. Робик постоянно забегал вперёд
и просился на руки. Он меня довёз и сказал, что Донару, сестру
Ашота, тоже позовёт – пускай дети увидят деревенскую жизнь и
Украину. Я была удивлена, ведь до того, как я приехала, он третий
год выезжает сюда, а Вано второй год, и ни разу они не звали свою
семью сюда, но что-то в них, видно, поменялось, когда увидели
меня, что всё-таки можно устроиться всем вместе и здесь. Я вы-
шла из машины, пригласила во флигель. Он отказался, сказав, что
в следующий раз. На перерыв Ашот домой не приходил. В совхозе
была столовая для наёмных рабочих, не проживающих там, и бес-
платно кормили два раза в день. И Володя дал мне записку, чтобы я
тоже пользовалась столовой, чтобы напрасно не варила, тем более
– там всё из свежих продуктов сделано. Я была благодарна, потому
что надо было в район ехать за мясом или за курицей, но я скоро
уже и здесь нашла, где можно было доставать... Пошла я как-то за
обедом в столовую позже всех со своим котелком. И везде Робик
со мной. Там я познакомилась с шеф-поваром и через несколько
дней смотрю: вместе с моим котелком – кусок мяса или рыбы, или
сальца. Не знала я, что это нелегально, но она так ко мне хорошо
относилась... Я думала, что это всё входит в порцию. Так что на
вечер я уже сама придумывала, что сделать из мяса, и Ашот стал
заходить вместе с Вано.
    Вот назавтра встречаем своих. Он выпросил в совхозе машину и
встретил Лизу вместе с Валерой и Виоллой, совсем маленькой доч-
кой. Он даже подготовил им квартиру на втором этаже у учительни-
цы. Когда они приехали, стало весело мне, потому что Ашот посто-
янно работал, и днями я общалась только с жителями совхоза. Ванo
раздобыл большую ляжку к приезду семьи, и они к воскресенью ре-
шили даже сделать шашлыки, прямо там, внизу, у себя дома, где они
устроились. Учительница пригласила своих коллег, почему-то все
были женщины, хорошо выглядевшие и красиво одетые, не то, в чём
я встречала, ходя и гуляя по совхозу... Накрыт хороший стол – пир го-
рой и миллион завистливых глаз на наших мужчин, которые я встре-
тила впервые. Танцы уже вплотную... И голос одной: «Цыгана мне
не хватает...» Она танцевала под музыку и песню «Очи чёрные...» И
тут к ней выбегает Ашот...

~*~
Очаровали... да, очаровали твои глаза!
Как угольки, меня околдовали,
С закрытыми глазами замуж я пошла,
Жалею, хотя их по-прежнему люблю...

Но любить глаза – ведь мало,
Любить надо душу, ты ж её не имеешь,
А может и была, но ты растерял, кажись,
Твоими каждодневными оправданиями.

Достал меня – ищи другие оправдания,
Пока я жена, не нравится – уходи,
И больше не говори, что у тебя дела.
Не хочешь уходить? Веди себя достойно!

Так подобает семьянину, мужу и отцу,
Дети-то забыли родного отца, лицо...
Останешься – живи по правилам,
Нечего собутыльников в дом водить!

Ведь девочки у нас, поди, большие уж
И нечего им на них глазеть...
Пройдёт время – дочки вырастут,
Помянут добрым словом отца.

Ведь сегодня праздник - День Отца!
И поздравляем с этим днём тебя!
Хотя и не каждый может гордиться
Сказав, что настоящий он отец....
http://www.stihi.ru/2011/06/20/7429
 

Продолжение романа   http://www.proza.ru/2012/10/27/1320
Начало главы №2           http://www.proza.ru/2012/10/20/1990
Начало романа              http:// www.proza.ru/2011/03/16/208
 

Nansy Ston USA  10/23/2012

© Copyright: Каменцева Нина Филипповна, 2012
Свидетельство о публикации №212102300074
http://www.proza.ru/2012/10/23/74