Мировоззрение С. Н. Рериха

Наталья Соснова
    23 октября - день рождения С.Н.Рериха.

    Святослав Николаевич Рерих родился 23 октября (по новому стилю) 1904 года. Его отец - Николай Константинович Рерих - Художник и мыслитель, ученый и путешемтвенник, выдающийся общественный деятель и борец за Культуру. Мать - Елена Ивановна Рерих - замечательный русский писатель и мыслитель, создатель книг Живой Этики. Брат - Юрий николаевич Рерих - Выдающийся ученый - востоковед.

    Не зря эти четверо  были собраны вместе. И если родителям предстояло принести на Землю Новый раздел Вечного Учения - Живую Этику, то дети своим трудом должны были продвинуть ее в жизнь.

    Святослав Николаевич известен всему миру как художник. Менее известны его другие работы: по фармакопее, по ориентологии, минералогии... Еще меньше он известен как философ, хотя эти разделы его жизни начинают изучаться. Философские взгляды Святослава Николаевича формировались под воздействием Учения Живой Этики и стали сутью его мировоззрения.

    В дневниковых записях Елены Ивановны есть строки, данные Великим Учителем, предназначенные для Святослава, то есть с юных лет он знал, что есть Высокие Учителя, что есть их Обитель, что трудятся они для блага всего человечества.

    Но как бережно он относился к этим Великим понятиям.

    Вспоминает Дмитрий Морозов, ученый, востоковед, организатор общины для детей - сирот "Китеж":

    "Я спросил его (не мог не спросить в свои 20 лет): "Святослав Николаевич, а Шамбала действительно есть?" "Есть. Есть те, кто помогает этому миру. Но делают они это самыми простыми путями, используя почту, банки, современный транспорт", - "А сама Шамбала, что она такое?" - "Так называется место, где мир людей соприкасается с миром Духа". - "Но если это происходит во мне?" - "Тогда где вы, там и Шамбала".

    А в своих дневниковых записях "Искусство и жизнь" святослав Николаевич говорит, что все легенды о Божественных Учителях напоминают нам  об импульсах, данных ранним народам великими людьми, чья жизнь служида примером для подражания последующих поколений.

    Он считает, что по мере роста нашего духовного сознания расширяются наши горизонты, и мы прикасаемся к другим сферам, и, вполне вероятно, что мы войдем в контакт с другими существами - людьми, намного опередившими нас в своем развитии. Но святослав Николаевич предупреждает, что мы не имеем права притязать на какую бы то ни было духовную помощь. И чего бы мы ни добивались - все должно совершаться благодаря нашим усилиям и достижениям.

    Но главное, нам надо самим стремиться к божественному, к возвышающей цели. И эта цель должна быть для каждого индивидуальной. Но если у нас не будет этой путеводной нити устремления (как не вспомнить слова Учения Живой Этики: "Устремление - ладья Архата"), то наше внутреннее "Я" увянет или деградирует.

    Святослав Николаевич предлагает каждому представить перед собой ИДЕАЛ и тянуться к нему через молитву или экстатическое устремление. Тогда мы притянемся к качеству Идеала, и наша внутренняя энергия преобразится. Но, предупреждает Святослав Николаевич, наше обновление должно быть полным. Тогда происходит коренная перемена в нашем существе, перемена физического, духовного и психического свойства.

    В дневниковых записях Святослава Николаевича мы читаем об его уверенности, что наука откроет те химичкские изменения, которые происходят в нас, когда меняется наша внутренняя точка зрения, наша позиция... И тогда мы поймем истинное значение слов "духовное возрождение" и "воскресение", поймем, почему следует больше радоваться обращению одного грешника, чем девяносто девяти праведникам.

    Но, замечает этот философ, мы должны помнить, что каждое усилие порождает и пробуждает новую совокупность скрытых или дремлющих сил, и сила разбуженной мощи прямо пропорциональна напряжению усилий.

                (продолжение следует).