Что же это?

Юрий Фейдеров
Я родился……………………………. А когда я рождался, я испытал невероятный страх  …………………………................ Была абсолютная темнота и меня кто-то тянул в бездну………………………………
Я не хотел………… Я упирался…………. Но вокруг не было ничего, за что можно было бы зацепиться…………….  Бездна всасывала меня в никуда………………….
Я заорал изо всех сил, но голоса не услышал и проснулся……………………………..

Ужас моего сна ещё жил во мне, но я уже понимал, что я жив, а этот страшный кто-то оставил меня на этом свете и исчез…………………………………………………
Я лежал на боку опасаясь открыть глаза, но через щелочки глаз уже видел луч солнца на стене около потолка и слышал приглушённый разговор отца и мамы за  дверью. Я сомкнул веки и снова заснул…………………………………………………..

Мне казалось, что я тут же снова открыл глаза, но солнца в квартире уже не было. Дверь на балкон оказалась открытой, и свежий утренний воздух наполнял всю комнату. Мама принесла из кухни чайник и поставила на стол.
- Просыпайся, пора завтракать.
- А где папа?
- На работу ушёл. Иди, умывайся и садись кушать.

Мама стала накладывать мне кашу, а я выбежал на балкон посмотреть, не видно ли моих друзей внизу. Может они уже играют, а я проспал, и они не примут меня в игру.
Но я никого не увидел и успокоенный пошёл умываться. Потом сел за стол и начал есть рисовую кашу с молоком…………………………………………………..

Но едок я был «не ахти какой» и одолел не более половины наложенного, как ощутил скуку и полное нежелание есть дальше. Видя моё бездействие, мама совала мне ложку в рот, но я уже не мог её проглотить, и сидел с наполненным ртом, не имея сил протолкнуть эту зловредную кашу в желудок.

Мама знала, что бороться со мной бесполезно, но старалась всеми силами затолкнуть в меня побольше, предполагая, что это прибавит мне здоровья. Ведь я был очень худой и бледный после перенесённой в раннем детстве тяжёлой желудочной инфекции. Хотя бледный я был скорее потому, что просто был белокожий. Ведь я родился голубоглазым блондином и в три года ходил с Есенинскими кучерями на голове.

Я не любил кушать и мне быстро наскучивало есть, но мамины усилия втолкнуть меня всё, что она наложила в тарелку, приводило к затягиванию приёма пищи до полутора часов и к стойкому отвращению к еде. Лучше бы я съедал то немногое, что свободно входило в меня и через час – два прибегал бы голодный снова, то я бы съедал больше и с аппетитом. И это давало бы больше пользы. Но я этого не мог объяснить маме, потому что сам этого тогда не понимал. И мучительно страдал при всех приёмах пищи. Особенно за обедом, когда надо было прерывать игру, а друзья продолжали играть.

А друзья поодиночке уходили на призывы своих мам обедать, потом возвращались, а я всё никак не мог оторваться от игры. И мама выходила с тарелкой супа во двор……………………………………………………………………
С трудом «вытянув» меня из игры, она усаживала меня на бревно, которое было заготовлено кем-то из соседей на дрова для печки, ведь тогда в нашем трёх этажном двух подъездном доме было печное отопление, и кормила меня с большим успехом. Я глотал пищу, как утка, стараясь побыстрее освободиться для продолжения игры. Но это случалось только весной и летом.

Весной  было хорошо……………… весной, когда  земля прогревалась, можно было бегать босиком. Сначала было больно подошвам. Мелкие камешки кололи ноги и приходилось ходить медленно, осторожно выбирая дорогу, но вокруг почти не было асфальта и голой земли. Почти везде росла мягкая трава, и ноги привыкали к неровностям под травой, а потом и к голой земле. Подошвы постепенно грубели. И мы уже бегали по всей территории нашего военного городка и военных частей дивизии.

Благодаря этому, мне обычно хватало одной пары сандалий на всё лето и часть осени, ведь в Азербайджане, где я родился и жил до самого отрочества, холодает только к ноябрю, когда начинаются первые осенние дожди.

Весной, когда у бабушки были выходные дни, мы иногда уходили с ней в поле за территорию военного городка.
Такого обилия различных трав и полевых цветов я больше никогда не встречал. Было видно, что бабушка получает удовольствие от природы, а я радовался каждому новому цветку. А вокруг летали то бабочки разных размеров и расцветки, то жужжали жуки, стрекотали в траве кузнечики и вились вокруг стрекозы, то жёлтые, то голубые…………………………………………………………..
А наверху, высоко в небе парил орёл…………………………………………………..

Однажды с охоты отец привёз подстреленного орла. Подстрелил не он. Отец никогда бы не стрелял в орла. Зачем? Ведь это не дичь, которую едят. Кто-то из сотоварищей отца ранил орла в крыло и хотел добить. Но отец не позволил сделать это. Он привёз его домой и держал его на балконе, лечил, пока крыло не зажило. А потом вывез за город и отпустил.

Из походов с бабушкой в поле мы приносили букеты  полевых цветов. Весной или ранним летом там были большие  красивые маки. А летом многоцветье.
А ещё мы бегали ранним утром, когда ещё на траве лежала роса, на территорию дивизии, к зданию штаба, которое имело приямки для окон полуподвальных помещений. И в этих приямках находили разных жуков, которые попав туда ночью, не могли выбраться. Пока их не нагревало солнце, они почти не могли двигаться, и мы их легко ловили. Но если мы опаздывали, и солнце успевало их прогреть, они улетали по своим делам…………………………………………………

Набегавшийся за день я засыпал легко и быстро. Ни телевизоров, ни радиоприёмников тогда не было. Я не помню даже радио в домах.
Меня укладывали спать и я, уже в полудрёме,  слышал  приглушённые голоса взрослых, которые вплетались в невероятные картины сна и событий дня. Было ощущение, что я куда-то уплываю……………………………………………………….
***
И опять что-то страшное обволакивает меня и тянет куда-то в бездну. Я сопротивляюсь, мне хочется кричать, но не могу вздохнуть, чтобы набрать в лёгкие воздух. Я проваливаюсь…………………………………………………………….

И вновь открываю глаза. Уже утро…………  Ночь пролетела мгновенно…………
Я закрываю глаза и чувствую, как из меня постепенно выходит страх ночного сна.
А его непробиваемая глухота наполняется звуками летнего утра……………………
За окном щебечут воробьи, гудит мотор проезжающего грузовика и приглушённый разговор взрослых………………………………………………………...
Свежий утренний воздух вливается в мои лёгкие, и я уже не могу лежать…………
***
Детство – это лето моей жизни! Это самое ожидаемое время года потому, что летом отец уходил в отпуск  и мы всей семьёй уезжали в Крым, где жили бабушка с дедушкой в самом необыкновенным городе, Симферополе.

В нём было то, чего никогда не было там, где мы жили. Здесь всегда мы ходили в Цирк, где я видел Ирину Бугримову с её знаменитыми львами. Необыкновенного  чародея Игоря КИО, который на длинную иглу с шёлковой лентой нанизывал девушек, и на животе у них я не видел крови. А ещё говорящие головы и исчезающие в огне люди.
И знаменитый клоун Карандаш со своею собачкой Кляксой смешил на сцене, тогда ещё без Юрия Никулина.

А ещё здесь продавали мороженое разного цвета и вкуса.
И мы ходили вечерами в гости к бабушкиной сестре по узким улицам с газонами засаженными цветами и брусчатой мостовой политой водой, чтобы охладить нагретые за день камни. И аромат цветов «Табака» одурманивающе щекотал мои ноздри. Я готов был пить этот воздух…………………………………………………

И только запах свежего хлеба из разгружающейся хлебной машины мог перебить этот аромат. Конечно! Родители покупали свежий, ещё горячий хлеб, а мне обязательно большой бублик с маком, нежная корочка которого  хрустела у меня на зубах. И я знал, что впереди обязательно встретится тележка с газированной водой и удивительно ароматным сиропом. Их будет три, разного цвета и вкуса, и я с удовольствием буду доедать свой бублик, запивая этой водой. А отец нетерпеливо будет подгонять меня.

А потом будет встреча с родственниками за длинным столом, уставленном множеством наготовленных закусок и выпивкой. И разговоры… разговоры…            А когда общие темы бывали исчерпаны и начинались анекдоты, нас, детей, отправляли погулять во дворе.  Здесь уже было темно, и только луна освещала большое пространство двора, стороны которого составляли одноэтажные бараки, с турлучно – набивными стенами, обшитыми дранкой и заштукатуренными глиной. А в начале двора, где был проезд в этот двор, стоял длинный на семь кабинок общественный туалет, не освещаемый ничем. Поэтому, когда «приспичивало», туда ходили со своими спичками и осторожно, боясь наступить в «дырку», делали своё дело. Это было самое ужасное место во всём дворе.
***
Но вот наступало утро, и мы собирались на море в город, где жил родной брат отца, в Евпаторию.
Этот чудесный город удивлял своею миниатюрностью. Улицы были такие узенькие, что даже трамвайчики были маленькие и ходили по одной колее. А на каждой остановке она раздваивалась, и нужно было ждать встречного трамвайчика, чтобы не столкнуться с ним на пути.

Но самое удивительное, что жил папин брат у самого моря. Утром, пока наши мамы готовили завтрак, моя двоюродная сестра уводила меня купаться. Мы выходили со двора, и достаточно было перейти улицу, как мы оказывались на набережной, за которой начинался Городской пляж. Тогда здесь можно было купаться. Спустя годы это запретили.

А тогда мы с утра заставали здесь чистую прозрачную, хотя ещё прохладную воду. Позже сюда приходили отдыхающие, и пляж превращался в сплошную сутолоку, где не было свободного пятачка, а вода становилась мутной от взбаламученного песка и похожей на суп с клёцками.
Но в это время у нас были свои игры и интересы.
***
Лето………….. Лето……………….. После него обязательно наступала осень. Отпуск у отца заканчивался, и  мы возвращались в свой душный со своими запахами Азербайджан. Конечно, я по-своему любил это место своего рождения. Здесь было столько интересных игр с друзьями, походы в полки дивизии на «свалки», где мы находили разные интересные «штучки», радиолампы, батареи для радиостанций, выплавляли свинец из аккумуляторов…………………………………………………….
А вкус спелого инжира, ежевики, изюмного винограда, который без косточек? А сахарные арбузы?  Теперь такого нет………………………………………………………
***
А осень приносила дожди, серые, мутные. Почему-то я заболевал именно осенью.
Мой организм отчаянно боролся, поэтому всегда у меня бывала высокая температура. Моя бабушка, мама моей мамы, жила с нами. Она была фельдшер, работала в городской больнице. Поэтому она всегда лечила меня.

Днём температура держалась средненькая, а к ночи она поднималась выше тридцати девяти. Я спал и горел, а сквозь сон чувствовал, как кто-то щупает мой лоб и что-то говорит.
Мне делают очередной укол, и я опять проваливаюсь в бездну. Я чувствую, как оттуда пышет жаром, и не хочу туда, где обязательно сгорю. Я сопротивляюсь, я хочу заорать, но опять не могу даже вздохнуть…………………………………………..

И вдруг я вижу, как ночь расступается и наступает серый рассвет, повеяло свежим ветерком. Я  вздыхаю полной грудью и просыпаюсь.
Моя подушка вся мокрая. Моя ночная байковая рубашка тоже насквозь мокрая. И тут я вижу, что рассвет ещё не наступил. Я зову маму. Она прибегает и щупает мой лоб,  быстро переодевает меня и меняет подушку. Подходит бабушка и тоже щупает мой лоб, потом ставит градусник.
- Кризис наступил, - говорит она.
Температура чуть выше тридцати семи. Я засыпаю……………………………………
***
Чаще всего этот сон мне снился во время болезни. Но чем старше я становился, тем реже он приходил.
Мы жили уже в другом подъезде, и наша квартира было в конце длинного коридора, когда опять мне приснился этот сон. Но в этот раз я услышал стук в дверь и сквозь двери своей квартиры и дверь коридора я увидел того страшного, кто приходил каждый раз за мною. Я не хотел идти открывать дверь на лестничную клетку, где ОН стоял. Но Он всё стучал и стучал……………………….

Я надеялся, что он отступит и уйдёт, но он всё стучал. И вдруг я почувствовал, как дверь моей квартиры открывается и меня начинает вытягивать в коридор…………
Я сопротивляюсь, пытаюсь схватиться за стенку, но она гладкая.   Я хочу кричать, но от ужаса не могу открыть рот. А меня всё ближе притягивает к двери и я ору: «Не хочуууууууууу!»………………………….
Дверь коридора открывается,  и я вижу за дверью не бездну, а твёрдый пол лестничной клетки, и слышу спускающиеся вниз по лестнице шаги.
- Я вернусь за тобой, - услышал я трубный голос, и всё стихло……………………
Больше ОН никогда не приходил……………………………………………………….
***
Так закончилась весна, и началось лето моей жизни…………………………………
Наступил тот период детства, когда не просто живёшь, а начинаешь вдруг осознавать себя. У одних это наступает рано, у других поздно. Но я думаю, что все переживают этот процесс понимания себя. Но самое интересное то, что я научился летать!
Однажды за мной погналась громадная собака. Теперь их называют «Кавказскими» овчарками, а тогда называли «Волкодавами». ………………………  Сначала я  бежал изо всех сил, но воздух постепенно  становился всё плотнее и плотнее, я задыхался, чувствовал, что бегу всё медленнее и собака догоняет меня и сейчас загрызёт!!!!!!
И тогда я оттолкнулся от земли и взлетел...

Я поднялся высоко…………. До крыши нашего трёх этажного дома…………………
Я парил в воздухе и наслаждался полётом………………..  Но воздух постепенно рассеивался, становился менее плотным и я начинал постепенно и медленно опускаться…………………. Я пытался барахтаться, чтобы взлететь снова, но руки мои не были крыльями и не держали меня……………………………………………….
Я знал, что если опущусь до земли, то собака снова бросится на меня………………..
И когда я коснулся земли, я проснулся…….

В мои глаза ворвался утренний свет и все страхи рассеялись. Я был дома в постели и удивлялся тому, что всё, что мне приснилось, было таким явным. Как в жизни!
В те дни у нас были самыми популярными две игры: «Прятки» и «Ловитки», которые в других городах  назывались «Салочками». Мы играли и в другие игры: «В лапту», футбол, «Казаки -  разбойники»,  В «Войнишку», « В машинки» и даже в «Дочки-матери» с девчонками, но это очень редко, когда совсем не было на улице друзей мальчишек. 

Но когда стали старше и стало стыдно играть в девчоночьи «Дочки –матери», тогда мы играли в «Прятки» и «Ловитки», когда хотелось поиграть с девчонками.
Вероятно, не только мне нравилось догнать девчонку и прикоснуться к её нежному девичьему плечу или коснуться руки, а потом, убегая дразнить её тем, что бежишь в пол силы, уворачиваешься, а она не может догнать тебя. И видишь, как твой друг, более сильный и быстрый, поддаётся ей, уже уставшей, чтобы выручит её. И видя её благодарные глаза, думаешь: « А почему это не сделал раньше ты?»

Я всегда испытывал приязнь к девчонкам, с раннего детства играл с ними потому, что в нашем коммунальном коридоре жили только девчонки. Я всегда уступал им игрушки, никогда не дрался с ними. Для меня всегда было «диким» дёрнуть девчонку за косу. Ходила байка, что этим мальчишка показывает своё «особое» внимание к девчонке. Но я этого не мог понять.

Набегавшийся и уставший за день, я быстро засыпал. А во сне продолжались события дня. Они приходили отрывками, перепутывались, появлялись какие-то чужие люди………….. И опять за мною кто-то бежал……… Мне становилось страшно………….  Я снова не мог убежать и снова взлетал………………………..
Но уже не так высоко. И продержаться наверху я мог уже не так долго, всего несколько секунд, а потом медленно опускался. Но этого оказывалось достаточно, чтобы то страшное, что гналось за мною, исчезало………………………………………

Сны мне снились каждый день. События сна я видел так ярко, что это казалось мне второю жизнью. Иногда во сне я осознавал, что это сон. Я просыпался, вставал с постели и начинался обычный день с мамой и завтраком. Потом я выходил гулять, играл с мальчишками………………………. И я куда-то проваливался, в какую-то тьму! ……………...

В ужасе я снова просыпался и понимал, что это тоже был сон. Что в первый раз я не проснулся, а продолжал спать………………
Мне хотелось научиться управлять своим сном, и я иногда во сне понимал, что сплю и вижу сон. Вот тогда мне удавалось сделать то, что в обычной жизни я бы не посмел………………………………………………………………………………………

После таких снов я просыпался уставший, потому что приходилось сильно напрягаться во сне, чтобы изменить события. Но я уже знал, что при желании всегда смогу взлететь. Хотя в таком случае я взлетал невысоко. Когда на пять метров, а когда и всего на два.

Основная часть детства была занята учёбой. Мы ходили в школу, потом сидя дома делали уроки и, выбегая на улицу, учились жизни.
И самым долгожданным событием были каникулы! .......................................................
***
Пока мы учились в школе, мы мечтали об её окончании, чтобы забыть о домашнем задании и высиживании на уроках. Мы мечтали об учёбе в институте, о работе, чтобы иметь свои деньги.
Но мы не понимали, что настоящая свобода бывает только в детстве, когда ты под опёкой родителей не обременён житейскими обязанностями. Когда груз семейных забот не обременяет твой мозг. Когда уходя из дома, ты не задумываешься, что поешь, вернувшись, и на что поменяешь испачкавшуюся одежду. А вернувшись домой, можешь позволить себе расслабиться за любимой книжкой или новым журналом.
***
Но вот и учёба в институте. Снова высиживание, хоть и не в классе, а                «в аудитории». Снова «домашние задания» в виде «контрольных работ» или «курсовых». И каждые пол года «мандраж» на экзаменах. И это не в школе, где знакомый учитель пожалеет и подскажет, а здесь почти чужой дядька или тётка  «наиграется» на твоих нервах и если поставит тебе тройку, то обязательно скажет, что ты заслуживал четвёрку с плюсом, но плохо работал в семестре и пропускал нужные лекции, а посему не заслужил более тройки! 

И твоя стипендия «пролетает» мимо тебя. Да какая там стипендия! Одни «слёзы», но и они бывали приятны, когда на старших курсах ты объединился с друзьями в «Могучую кучку», и по продуманной системе научился с ними готовиться к «курсовым», зачётам и экзаменам так, что уже гарантированно имел четвёрку, а то и пятёрку!
***
Но вот и «Диплом» в кармане! Свобода! Да! Как бы не так! Работа….. Работа………….. и Работа……………………….
И отпуск пролетает мгновенно……………. И почему летние каникулы казались бесконечными? ***
Взросление происходит через армию. Кто не побывал в армии, этого не поймёт.
В первый год службы только привыкаешь к армейским порядкам, форме, научиваешься накручивать портянки и понимаешь их преимущество перед носками. Привыкаешь к пище и не страдаешь от отсутствия «маминой еды».

Привыкаешь высыпаться за восемь часов сна и засыпаешь «дополнительно» в любом месте и в любом положении. Встаёшь «по тревоге», одеваешься не торопясь, но становишься в строй в числе первых.
А на дежурстве, «на технике» или в карауле уже не страдаешь в самые тяжелые от двух до шести часов утра. И даже наслаждаешься летними рассветами, когда перед восходом солнца всё просыпается и оживает………. Жужжание насекомых…
Птичье чириканье…………..  Ароматы трав от испаряющейся росы…………………

Привыкаешь к армии настолько, что перед дембелем, не однажды, приходит мысль, остаться на сверхсрочную службу, а потом в Военную Академию. Ведь отец прослужил в армии двадцать семь лет. А теперь у него хорошая пенсия. И пенсионером он стал не в шестьдесят, а в сорок семь лет………………………….
***
Дембель и снова работаааааааааааааааааааа……………………………………………
Неужели ничего лучшего жизнь не придумала для меня?
Конечно придумала!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Вот эту голубоглазую блондинку с удивительно тонкими пальцами, которые приятно держать в руке и гладить большую родинку на тыльной стороне ладони!
И начинаешь для неё «вить гнёздышко», обустраивать свою служебную комнату в коммуналке. И удивительно, как при этом тотальном дефиците, тебе вдруг удаётся удачно зайти то в один магазин, то в другой и купить стол, стулья, софу необыкновенной ширины.

И самое главное спеть ей такую «песню любви»………… И не один раз………….
Чтобы выиграть конкурс………… Ведь я не один такой соловей…………
Что она откликается………….. И вот уже облагораживает твоё гнездо своим присутствием и своими тонкими трудолюбивыми ручками…………………..

А вскорости и птенцы «подоспели». И воркуешь со своею голубушкой над ними.
И растут они медленно, а вырастают быстро……………………………………..
И вот ты сидишь на работе, или дома в кресле, когда есть такая возможность, и думаешь………………………..
***
Даже не замечаешь, когда наступила осень твоей жизни. А столько мечталось в детстве и юности. Столько задумывалось сделать…………..
А вся жизнь ушла на семейные заботы и хлопоты. Ты не только ничего не успел и не сделал. Но и ни разу не отдохнул спокойно, широко, в своё удовольствие.

Вся жизнь ушла на семью! Всё делал для кого-то. Как же так? А где же моя жизнь? Почему такая несправедливость?
Почему ушла жизнь? Пусть и не вся, но лучшая её часть. Когда были ещё внутренние силы желания и эмоции? ……………………………………………………

И засыпаешь уже с трудом. Кажется, что хочется спать. Но стоит лечь и закрыть глаза, как чувствуешь каменную тяжесть головы, неровности совершенно ровной постели. Подушка кажется или слишком высокой или проваленной. Одеяло душное, а без него замерзаешь. И мысли какие-то неудовлетворённые………….

Помню, как я удовольствием летал из Еревана в Крым к родителям отца. Потом были полёты из Ростова в Крым в командировки. Впервые лететь было не страшно, но волнительно. Но потом вошло в привычку, когда за год совершал по четыре полёта. Я ведь в детстве мечтал быть лётчиком. И ощущение полёта мне нравилось.
Вот и теперь, когда я не могу заснуть, я еду в аэропорт и улетаю………………….
***
И наступила зима моей жизни………………………………………………………………
Дети выросли и стали самостоятельными. ……….. Пенсия позволяет мне распоряжаться своим временем………………. И я могу теперь полететь в любую точку земли……………………  Как я загадывал в свои тридцать лет ……………….

Но куда мне теперь лететь? Если все с кем я хотел когда-то встретиться, уже умерли? ………………………. Их нет……………
И мне иногда кажется, что этот сон в какой-то момент окончится, и я снова проснусь в какой-то момент своей жизни, и она снова продолжится не по воле случая, который мне снился всю жизнь, а как-то иначе, правильно, что ли?
***
Но каждый раз, когда я не могу заснуть, я сажусь в машину и еду в Аэропорт…..
Там меня ждёт мой самолёт. …………..  Я пересаживаюсь в него и снова улетаю…..
Я в кресле пилота взлетаю в звёздную ночь, ощущая, как самолёт поднимает меня всё выше и выше………………….. Я лечу среди звёзд, пока не наступает рассвет.

И в его сумраке я вижу под собой скалы. Серые и громадные. Я проплываю над ними, и они постепенно расступаются. А внизу видна зелёная равнина и цветные  маленькие домики………….. Там хорошо……………. Там течёт счастливая жизнь!
А я над нею пролетаю! ……………………………………………………………………….
***
Я открываю глаза и вижу новое утро, свет солнца, а в окне голубое небо………..      И понимаю, что у меня всё хорошо ……………… Всё в жизни сложилось правильно и удачно…………………………………..
И даже моя мечта о полётах сбылась!