Кто авторы памятника?

Алексей Кожевников 3
        Пожалуй, одним из самых замечательных монументальных памятников в нашем городе является скульптура Воина - освободителя, установленная на площади Победы. Она открылась массовому скоплению волнующихся полевчан 9 Мая 1966 года.
        Вероятно, кому – то из наших земляков посчастливилось встретиться тогда с его ваятелями. Кто они?
        До сего времени полевчане отвечали на этот вопрос ошибочно.
        Давайте же с помощью главного библиотекаря городсколй библиотеки № 9 Ольги Сергеевны Полещук и архивных документов вспомним их имена и уже никогда не предадим забвению.
        В архиве проектно – конструкторского отдела Северского трубного завода сохранилось несколько чертежей 1960-х годов. Они были разработаны в связи с монтажом на площади Победы "Памятника воинам, погибшим в Отечественной войне 1941 – 45 г.г. в пос. Северский» и благоустройством вокруг его.
        Над их штампами крупно и чётко написано: «Авторы - архитектор Белянкин (с его подписью), скульптор Турская (без подписи)»…
        Рослая, сильная характером красавица Любовь Александровна Турская родилась в 1931 году в тихом сибирском городке Минусинске, где сто лет назад до её появления свет отбывали ссылку несколько декабристов.
        Ещё в раннем детстве её родители обратили внимание на усидчивость дочурки за лепкой различных поделок из глины. Вопреки их отговорам, после окончания десяти классов Люба уехала в Ленинград поступать на скульптурный факультет института живописи, скульптуры и архитектуры.
        Однако, по установленным на факультете правилам, из тридцати поступающих на первый курс, разрешалось принимать лишь одну студентку.
        Причина в том, что профессия скульптора, как очень тяжёлая и связанная с огромным риском – мужская. Как выразилась супруга одного из ваятелей: «Скульптура – это творчество на крови».
        Рабочая глиняная фигура должна быть влажной, для этого её регулярно поливают водой. Находясь на высоте 4 – 5 метров без страховки, скульптору с мокрой глины очень просто соскользнуть вниз. Переломанных рук, ног, рёбер у людей этой профессии не перечесть. Москович Андреев, автор Ленинианы в скульптуре, погиб в своей мастерской, придавленный упавшим гранитным памятником.
        И ещё. Скульптор должен уметь не только точить зубилом и стамеской камень весом несколько тонн, но и быть классным специалистом в других областях - столяром, сварщиком, бетонщиком, плотником.
        Недаром так редки имена женщин – скульпторов: Вера Ивановна Мухина, Анна Семёновна Голубкина, свердловчанка Людмила Кружалова (скульптор памятника П.П. Бажову в Полевском)…
        На первых вступительных экзаменах Любу «завалили», предпочтя ей другую претендентку. Но домой девушка не вернулась, а осталась работать кочегаром в котельной института, где топливом для водогрейных котлов служил каменный уголь.
        В следующем году «женскую вакансию» тоже отдали не ей, а дочери известного художника. И опять Люба осталась в штате работников института – уборщицей.
Лишь третья попытка была успешной. Люба оказалась одарённой студенткой.
        В эти же годы в Нижнем Тагиле, в семье бухгалтера одного из заводов Ивана Клюева, рос её сверстник Толя. В 1936 году его отца объявили врагом народа, арестовали, и мать Мария Ивановна осталась одна с шестью детьми. Чтобы спасти детей от голодной смерти, она трудилась на трёх работах.
        Когда Толя учился в пятом классе, в их семье появился отчим, сыгравший в судьбе мальчика немаловажную роль. Видя, с каким увлечением Толя копирует картины, он предложил ему рисовать с натуры и стал оказывать пасынку помощь в этом занятии.
        Живопись Толя постигал самоучкой, мечтая о поступлении в художественное училище. Однако, когда ему исполнилось 13 лет, отчим признался ему в отчаянном положении семьи и предложил Толе поступить в ремесленное училище, чтобы получить профессию. Тогда мальчик сел на поезд и уехал к старшей сестре на побережье Азовского моря. Провожая его в далёкий путь, мама и брат плакали.
        Анатолий ехал через разрушенные города, мимо сожжённых деревень, разбитой военной техники. Увиденные им в пути страшные картины навсегда западут в душу мальчика и много лет спустя, героев той жестокой битвы он увековечит в бронзе и граните.
        Через год брат сообщил, что в Нижнем Тагиле открывается художественное училище и что они уже написали за Толю заявление в приёмную комиссию для поступления на художественное отделение. Вернувшись домой, Анатолий подал и второе, учиться на скульптора, так как в последнее время увлёкся лепкой из глины фигурок, композиций на бытовые сюжеты.
        Члены экзаменационной комиссии и преподаватели обоих отделений на «отлично» оценили его работы. Но нужно было выбрать одно из них и Анатолий выбрал скульптурное.
Потом он продолжил образование в Ленинградском институте имени И. Репина, как теперь называлось учебное заведение, в который поступила и Любовь Турская. Общие цели сблизили молодых людей - вуз они окончили мужем и женой.
        Готовиться к защите диплома Любе было нелегко – она забеременела. Направление молодожёны получили в Свердловск. Здесь родился у них Олежек. Здесь же их творчество оценили так, что стали строить для них мастерскую.
        В Свердловске появилось сразу два разносторонне одарённых скульптора.
        С первых же творческих шагов Турской, коллеги признали за ней талант творца многофигурных, масштабных композиций – её первые уральские работы были высоко оценены специалистами. Особенно одна из самых сильных - «Восстание уральских углежогов».    Монумент был посвящен трагическим событиям, пережитым в первой половине XIX века мастеровыми Ревдинского железоделательного завода. Демидовых. 7 апреля 1841 года при подавлении их восстания было убито 161 и ранено 500 человек, 4 сослано на каторжные работы, 25 отданы в рекруты, 270 наказаны розгами от 30 до 50 ударов.
        В середине 1960-х годов ей передали заказ администрации Северского трубного завода на разработку проекта мемориала погибшим на войне металлургам. К сотрудничеству Турская пригласила известного уральского архитектора Г.И. Белянкина. К этому времени в Свердловске появилось немало значимых памятников, возведённых при его участии. Назову лишь несколько.
        Монумент «Комсомолу Урала». Установлен на Комсомольской площади, около бывшего Дворца пионеров. Фигуры юноши и девушки изваяны на гранитном постаменте высотой 6,5 м. Изготовлен скульптором П.А. Сажиным. Открыт 10 января 1959 года.
        Памятник погибшим студентам, преподавателям и сотрудникам Уральского политехнического института им. С.М. Кирова. На фоне Красного Знамени скульптор В.М. Друзин изваял на пьедестале из уральского гранита бронзовые фигуры матроса с гранатой, воина с поднятым автоматом и девушку – санитарку. Открыт 9 Мая 1961 года.
        22 февраля 1962 - го на Привокзальной площади предстал взорам пассажиров композиционный монумент – старый рабочий, олицетворяющий Урал, напутствует молодого воина из Уральского Добровольческого танкового корпуса перед отправкой на фронт.
        Барельефы на постаменте в виде стилизованного танка изображают боевые и трудовые подвиги уральцев во время Великой Отечественной войны. Высота монумента – 14 м. Создан свердловскими скульпторами В.М. Друзиным, П.А. Сажиным.
        Благодаря Белянкину, удачно расположившему этот памятник, Привокзальная площадь стала выглядеть привлекательно.
        Позже, в творческом содружестве с коллегой Н.Н. Надеждиным, Белянкин стал соавтором построенного в ноябре 1967 года киноконцертного театра «Космос» на набережной М. Горького, и автором монумента, высеченного из серого гранита и лабрадорита с именами более 700 погибших уралмашевцев (открыт 8 мая 1969 года).
        Как видим, Любовь Александровна пригласила для участия в возведении северского памятника опытнейшего архитектора.
        Со дня открытия этого мемориала прошло более сорока лет. В течении этого времени скорбный список не раз пополнялся.
        В 2005 –м он был реконструирован и теперь на мраморных плитах вместо 339 можно прочесть около 2500 имён погибших фронтовиков - жителей бывшего Полевского района.
В 1967 году супругов пригласили на зональную выставку «Большая Волга» в город Куйбышев и там за свои работы была Л.А. Турская была удостоена звания Заслуженного художника России. Великая река покорила её сердце и в этом же году семья покинула Урал, сменив Свердловск на Ульяновск. Там они изваяли много памятников выдающимся соотечественникам: Петру Первому, В.П. Чкалову, И.Н.Ульянову (отцу В.И. Ленина), Александру Матросову.
        Но 15 июля 1971-го, произошла страшная трагедия – пьяный водитель грузовой машины подмял  легковое такси, в котором ехали супруги и юноша с девушкой. Погибли Л.А. Турская, водитель такси и один из будущих молодожёнов.
        Анатолия Ивановича Клюева в бессознательном состоянии увезли с места катастрофы в больницу, где он за полгода перенёс несколько тяжелейших операций. А любимого скульптора хоронили тысячи ульяновцев.
        Их сын Олег успешно окончил Пензенское художественное училище, и по той же специальности - ту же Академию, что и его родители.
        Сейчас оба Клюевых не только широко известные скульпторы, но и преподаватели Ульяновского госуниверситета. Их работы можно увидеть на площадях и в музеях многих городов страны, в том числе и в Екатеринбурге.
        Анатолий Иванович, возраст которого перевалил на вторую половину восьмого десятка, большую часть сил отдаёт сегодня изготовлению памятника своей незабвенной жене и лучшему другу – Любови Александровне Турской.
        В своём творчестве он по – прежнему предпочитает использовать белый мрамор, кроме которого, по его мнению, из всех материалов ничто не сможет передать чистоту человеческого тела.
                20 октября 2007 г.
___________________
Ссылка: Из книги: А.Н.Кожевников. Пусть ведают потомки... - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2008.- 384 с. с илл. (с.268-273).