11. А могло быть всё иначе... Пигалица-агрономша

Алевтина Крепинская
Начало: http://www.proza.ru/2012/10/17/1694




Петр Иванович отдыхал и лечился в санатории. Далеко от дома не поехал. Предлагали Кисловодск, Минводы, Сочи. Но, остановился на Подмосковье. В его годы далеко ехать не хочется. В этом году семьдесят будет!  Молодым уже не назовешь, но это и ничего: в каждом возрасте есть свои прелести. Вот, только болячки одолели. Сахарный диабет, это тебе не шутка! И то нельзя, и это - не смей! Что за жизнь такая?! А ничего не поделаешь, жить надо!

Первый раз Петр Иванович отдыхал, не думая о своем хозяйстве. Полтора года как Золушку взял агрономом. "Тьфу, ты! Золушка и Золушка, как вроде у нее имени нет! Как Дина назвала, так и я продолжаю: Золушка, а у нее имя красивое. Юлей зовут" - думал Петр Иванович. Никогда не думал, что хозяйство можно было вывести из ступора без денежных вливаний или, как сейчас говорят, инвестиций. Совсем зачахло оно к приходу Золушки. Как же у нее получилось то, что у него не получалось?! Не только долгов у хозяйства нет, но еще и на счету свободных денег достаточно. Все теплицы отремонтировали, рассаду, хоть и поздно, но высадили в грунт, хороший доход получили от капусты и огурцов. А морковкой и свеклой большой участок самовольно засеяла, ругал ее за самовольство, а это хороший доход принесло.

А как умудрилась  сельское училище в сообщники записать?! Он от этого училища столько лет отмахивался, толку не видел, а она с первого же дня с ними дружбу повела. И результат не замедлил сказаться. Училище на оплате практики настаивало, так она и с этим договорилась: будет вам оплата, но не сразу. Заработать надо. Уговорила свободные домики преподавателям училища отдать. И сама пошла туда преподавать. "У меня очень маленькая педагогическая нагрузка, - говорила Юля, - но мне нравится с учащимися общаться! А, кроме того, это заставляет меня самообразованием заниматься, не жить старым багажом знаний". Сначала это не понравилось Петру Ивановичу, но понимал, девчонке деньги нужны, а там исправно платят, хотя и не много. Потом увидел, какие плоды это сотрудничество дает! Где бы они взяли столько рабочих рук! Цветы выращивает. Розами, нарциссами и тюльпанами несколько теплиц заняла, да еще и населению посадочный материал начала продавать.

А сейчас, что придумала? Пристает со своей идеей в Москве цветочные палатки от хозяйства поставить.  А еще хочет, ландшафтным дизайном заняться. Говорит, что в училище есть классный специалист по этому делу, а знания применить нет возможности. У него, говорит,  и целая группа учащихся есть, будущих ландшафтных дизайнеров. Ну, торговые палатки, это еще куда бы не шло, а вот дизайнерские работы - чистое баловство! Кому это надо?

Погода была не по осеннему теплая, и Петр Иванович сидел в маленькой беседке у санаторного озера и размышлял о своих делах. Вот, Вахтанг Кикабидзе поет в своей песне, что года это богатство. Так-то оно, так! А так хочется еще  поработать в полную силу! Интересно-то как стало! Но, уж нет, придется уходить на пенсию. Давно пора! Нечего у молодежи в ногах мешкаться!

Его раздумья прервала, подъехавшая племянница:
- Дядя! Загораешь? А я вот в гости к тебе приехала, - сказала Дина.
- Это ты хорошо сделала, что приехала, соскучился по тебе!
- Я и Михайловну навестила, и она мне рассказала обо всех переменах у вас в хозяйстве! Да я сама видела! Преобразилось хозяйство, а к Золушке заехала, так дом не узнала! Как у неё хорошо там стало!

- Вот, вот! Альпийские горки я, говорит, у себя сделала! - сказал Петр Иванович, - да по мне-то все это излишество, так, блажь!
- Но, красиво-то как! Матри расскажу, так не поверит!   Спрашиваю у Золушки, и когда ты успеваешь? А она мне отвечает, что тут и успевать нечего, учащиеся из дизайнерской группы все сами делают во время практики своей.
- Да, она и мне голову морочит с этими учащимися! Говорит, что в декабре они заканчивают училище, и разъедутся кто куда. А ей хочется, чтобы они вместе работали. Предлагает на работу их всех взять. Да, что с ними делать будем? Зачем они нам?
- А вот и напрасно ты не хочешь! - ответила Дина, - Если у вас будет своя секция ландшафтного дизайна, вы сможете на этом не малые деньги зарабатывать, принимая заказа от владельцев дачных участков. Общежитие у вас для ребят есть, жить есть где, а это очень важный стимул работать!
- Вот, и Золушка так говорит! - и грустно добавил, - вот на пенсию уйду, пусть тогда делает что хочет!
- Ты уйти собираешься? - спросила Дина.
- Надо уходить! Болезни одолевают. Да и есть кому руль передать.
- Можешь передать директорский портфель Юле, - одобрила Дина, - Видишь, какая она хваткая! Но, из хозяйства уходить вовсе и не обязательно! Перейди на более легкую и спокойную работу и будешь ей помогать.
- Да, что ей помогать?! У нее у самой все легко получается!
 

Но, это другим казалось, что у Юли все получилось быстро и легко. Сама Юля так не считает. Для нее этот год был  годом напряженного труда, нервных стрессов, разочарований,  но и успехов. Долгое время рабочие не признавали в ней руководителя, не выполняли ее распоряжения, называли пигалицей. Юля пыталась, но безрезультатно, бороться с их пьянством на работе. Рабочие только хихикали ей вслед. Были дни, когда на работу вообще никто не выходил, и она безуспешно ходила по домам, с просьбой выйти поработать. Попытки Петра Ивановича изменить отношение рабочих к ней не увенчались успехом.

- Да что ее слушать, эту дуру-пигалицу? - обычно говорили они, - сядет на свой мотоцикл и разъезжает с утра до вечера по хозяйству! Умора! Смотреть смешно!

Но, ситуацию выправить помогли учащиеся сельского ПТУ. А как все возражали против того, чтобы хозяйство сделать базовым для училища! Возражали не только Петр Иванович и рабочие хозяйства, но и само руководство училища. Но, Юле удалось убедить всех, что от этого сотрудничества выгода будет обеим сторонам. В хозяйстве не будет недостатка рабочих рук, а учащиеся будут получать полноценную практику.

Не сразу ее поддержали. Особенно возражали мастера производственного обучения. Прежняя система практики их полностью устраивала. Учащихся распределяли на практику по два-три человека по разным хозяйствам, а роль мастеров производственного обучения сводилась только к тому, чтобы проехать по этим хозяйствам и проконтролировать их. Другое дело, когда учащиеся будут все вместе, тогда и мастерам производственного обучения придется поработать, показывая приемы работы. Для многих это было не приемлемым, поэтому последовала череда увольнений. Но, были и энтузиасты, которые ухватились за такую возможность. Среди них, в первую очередь, Владислав Викторович Барышевский - мастер производственного обучения группы ландшафтного дизайна. Сам Владислав Викторович был увлечен дизайном. Когда-то закончил Харьковский техникум по озеленению, затем - Тимирязевку. Юля удивляется: "И как это мы в академии не встретились?! Ведь учились там почти одновременно!" Понимая, что только так можно закрепить полученные на уроках знания, Владислав Викторович сразу же поддержал  идею Юли, и им вдвоем уже было легче убедить директрису Надежду Ворфоломеевну. Гораздо трудней было со старшим мастером, Никитой Захаровичем, Захаркой, как его тут называли.

Захарка был человеком лет 55-ти, жилистый, бойкий, хитроватый и вообще, так сказать, себе на уме, блюдущий не только интересы училища, но и готов постоять за свои собственные. А собственные интересы в вопросе практики у Захарки были большие.

- Он ездит по хозяйствам и везде себе дань собирает, в качестве оплаты за работу учащихся, - говорит Юле Владислав Викторович, - Конечно, ему не хочется лишиться этого лакомого куска. Он будет бороться.

И Захарка боролся. Подстрекаемый основной группой мастеров производственного обучения, он сопротивлялся, рисуя директрисе непременный провал затеи и разрыв с другими хозяйствами.
- Назад дороги не будет, - говорил он, - хозяйствам не понравится, и они не примут нас снова!

Но, Захарка был сломлен, и ему ничего не оставалось делать, как подчиниться.
- Попомните вы еще меня! - грозился он, останавливаясь возле каждого, кого встречал: преподавателя, мастера, уборщицы или учащегося, - лучшие мастера уходят из училища, скоро некому будет ребят учить!

Но, вопреки Захаркиным прогнозам, вопрос мастеров решился быстро. Надежда Ворфоломеевна подала заявку на проводимую в Москве Ярмарку вакансий и очень быстро нашла нужное количество специалистов, в основном только что окончившие сельскохозяйственные техникумы и институты и желающие применить полученные там знания на практике.

Приход в хозяйство учащихся круто изменил и отношение рабочих хозяйства к работе. Теперь Юля уже не бегала за ними, заставляя работать. Не хотят - не надо!  Но, они и сами понимали, что работа может быть сделана и без них. Теперь, наоборот, они бегали за Юлей и требовали работу, особенно когда началась регулярная выплата заработной платы. Все реже и реже можно было услышать "дура-пигалица" Женщины ее называли "Наша Юля", а мужчины, все больше - агрономша. Но и те другие понимали: Юля умеет работать и добиваться результатов. Понимали они также, что Петр Иванович все больше и больше отстраняется от дел.

- Ну, что, Иваныч, скоро агрономше придется хозяйство передавать? Вон она как старается? - спрашивали Петра Ивановича мужики, кто со злорадством, кто с завистью, а кто просто так, по-соседски.
- Надо будет и передам! Она потянет, - отвечал Петр Иванович, - Вы-то смотрите, не останьтесь без работы! Это я терплю ваши выходки!  А она не потерпит. Ей надо, чтобы работали все хорошо!
- А что же это она эту мелюзгу училищную понабирала? Как будто мы не можем всю работу сами выполнить! Или она хочет от нас избавиться? - с опаской спрашивали рабочие.
- Не будете работать, будете пить, так и избавится! Так и знайте! Сейчас это просто делается! Прошли те времена, когда с работы трудно было уволить. Профсоюзы, комитеты всякие заступались! А сейчас это запросто! Так что старайтесь, работайте хорошо, чтобы не пришлось в Москву на работу ездить!

И мужики старались. А женщины нарадоваться не могли, что мужей своих трезвыми могли видеть.
- Наша Юля их быстро к порядку приучит, - говорили они.

Продолжение: http://www.proza.ru/2012/10/23/745