Светочка

Милош Миерт
1

Он воевал где-то. Где-то в этих новых государствах Ближнего Востока, уже не помню – то ли в Армении, то ли в Ассирии… Зачем его понесло в эту Ассирию – одному богу известно! Ну да это не суть. Факт есть факт: парень остался инвалидом. Причём по самой безнадёжной линии – психической, о чём ясно свидетельствовали его пронзительные голубые глаза. Когда человек с такими глазами, словно бы сверля тебя ими, начинает ругать то турок, то арабов или вспоминать братьев по вере – невольно берёт страх. Вот тебе и братья по вере!.. Я сам ходил добровольцем в Югославию, но это другое…

А эта история, которую рассказала мне его мать, пожилая медсестра, – она не о войне. Она о любви.

2

Мы оказались соседями в отдалённом районе Москвы, из которого было хорошо видно пресловутое «Замкадье». С медсестрой я часто пересекался в течение всего дня, видел и её сына – он работал на близлежащей базе вторсырья. Когда он шёл на работу или с работы, лицо его выглядело совершенно отрешённым, походка же чётко сигнализировала о том, что человек побывал в передряге. Но был короткий период, когда это ощущение пропало…

– Попал как-то к нам в больницу один – как сорок бочек арестантов там наворочено, я сама до конца не поняла… Ну, ясно дело, депутат, бизнесмен, да и с «крутыми» дела имеет… Только вот, когда выписывался, захожу я к нему в палату, а он взял и положил на стол 50 тысяч! Это, говорит, вам, за то что меня выходили. Ну я, не будь дура, взяла. Самой-то вроде и так хватает, а вот сыну неплохо бы гардероб обновить… Пошли мы в торговый центр, туда вот, – она махнула рукой в сторону здешней главной улицы. – Там он и увидел эту Светочку…

Так начала свой рассказ его мать, когда я вслух заметил ей, что походка сына заметно изменилась.

«Светочка» оказалась манекеном. При нынешнем мастерстве дизайнеров, а также с его психическим расстройством принять изящную пластмассовую девушку за настоящую немудрено. Тем более что она весьма натурально сидела на скамейке посреди одного из магазинов.

– И вот он сел и стал с ней разговаривать. Потихоньку так… От девчат-продавщиц отмахивался, когда они шмотки приносили, а потом, как всё перемерил, опять к ней на скамейку и хвастается… А дома потом мне говорит: мама, Светочка такая хорошая, она сказала, что я ей понравился, – продолжила медсестра.

3

Постепенно продавщицы привыкли, что в их магазин почти каждый день приходит довольно странный молодой человек и разговаривает с манекеном. Они перестали не только обращаться к нему с вечным вопросом «Вам что-нибудь подсказать?», но и переглядываться, когда до их ушей долетали обрывки этого диалога-монолога. Но вот однажды случилось непредвиденное.

То ли причиной тому была задержка на работе, то ли какой-то осмотр у врачей, но в тот день наш герой пришёл в торговый центр почти под самое закрытие. В магазине со «Светочкой» давно уже никого не было. А она, хорошо видимая глазу, сидела за плотно запертыми стеклянными дверями.

– Ты чего туда глядишь? – шуганул его охранник. – Стырить чего и не рассчитывай!
– Невеста у меня там… – жалобно ответил парень.
– Да нету твоей невесты. Видишь, все из магазина ушли. Завтра днём приходи, наверно, и она придёт!
– Да нет… вон она!
– Э-э, братишка, да ты никак не в себе! Это же манекен!
– Ну да, манекен… Сейчас, говорят, модно манекеном-то быть. Только зачем её там держат, когда все ушли?
– Ты псих что ли?! Я ж тебе говорю, она неживая!
– Блин… ты русский?
– Да вроде не китаец, а тебе чего?
– Да вы небось её на объявление заманили, что требуются манекены, а сами паспорт отобрали и заставили тут работать… Как турки, да? Свои, а хуже турок…
– Вот что, парень, ты мне тут это прекрати! – рассердился охранник и схватил его за руку. Другой рукой потянул из кармана рацию: – Андрюха, тут неадекват один шатается, вызови-ка ментов!

Только тут парень понял, что дело становится опасным, рванулся и убежал. Милицию охранники вызвать не успели.

4

На следующий день излияния про турок слушали уже знакомые ему девушки. Он явился к ним и прямо потребовал отдать манекен.

– Одна даже сама ему в невесты набивалась. А он ей: дура, тебе всё бы пошутить, а я Светочку люблю! – рассказывала его мать при очередной нашей встрече.

Позвали администратора.

– Молодой человек, я бы рада вам помочь, но манекен – это имущество магазина, мы не имеем права просто так его отдавать кому-то… – начала было она, но в душевнобольном работнике металлобазы, видимо, проснулся дух защитника ассирийцев. Вариант с «ментами» отпадал.

– Придётся Сергею Павловичу звонить, – после консультации с продавщицами решила администратор Алла, женщина глуповатая, но сердобольная.

Сергей Павлович, менеджер сети, уже через полчаса был на месте. По нему сразу было видать серьёзного мужчину: спортивный, коротко стриженный, в чёрной майке, на левом плече – татуировка, похожая на кляксу в виде перевёрнутой и расплывшейся буквы С*.

– Ну что там у вас? – спросил он, заходя в магазин. Там кружком собрались Алла, несостоявшаяся невеста нашего героя, её подруга и несколько покупателей. Парень стоял около своей «Светочки», заслоняя её от такого количества зевак.

– Ага, вот ты что за гусь… – менеджер положил ему руку на плечо, – ну-ка, посмотри на меня. Да не боись, не задену… – заглянул в глаза и задумчиво протянул: – Э-э-э… всё ясно. Ассирия?
– Угу, – удивлённо ответил тот.

– И чего меня звали? Списала бы ты, Алла, этот манекен – и дело с концом. Типа перетрубацию произвели, мало ли что!
– Дак, Сергей Павлович, без вашего разрешения не могли…
– Ладно. Будь счастлив, царевич ассирийский! – улыбнулся менеджер, вышел, запрыгнул в свой «хаммер» и включил на весь район песню:

Петсто година
Не дају нам мира**...

Вызвали таджика с шуруповёртом, и освобождение «Светочки» состоялось. Мой сосед удалился, неся её на руках, с выражением вселенского счастья на лице.

5

Я встретил его как-то зимой. Он шёл, таща за собой детские санки.
– Что, у вас со Светочкой уже ребёнок? – спросил я.
Он поглядел на меня таким же отрешённым взглядом, как и всегда, потом слегка улыбнулся, ничего не ответил и удалился.
 
А в начале весны я узнал, что парень умер.
– Над ним посмеялся кто-то, – рассказывала его мать. – Мы однажды в парк пошли, и он с этими санками. Идём, нам навстречу какая-то супружеская пара, ну ему и говорят: чего ты, мол, пустые санки  за собой таскаешь? Он говорит: там ребёнок. А те: нету там никакого ребёнка.

Ну вот он пришёл домой и давай ругать свою Светочку, что у них ребёнка нет. И вдруг заметил, что у неё ноги согнувши – её же сидячей сделали, – и говорит мне: мама, а она ведь парализованная!

И всё. Целый день ходил, переживал, а ночью сердечный приступ случился…

Всё это она рассказала, не сделав ни малейшей попытки заплакать.
 
– Вы мужественная женщина, – заметил я.
– Ничего. Я уж смирилась. Хоть и своя кровь, а вроде просто человек – как говорится, все там будем… Я же медик – уж нагляделась, как люди-то умирают, и сумасшедших видала. Хотела эту девку пластиковую выкинуть, а потом передумала. Теперь сижу чай пью, а она рядом. А то, бывает, говорю: ну-ка, Светочка, помоги мне бельё погладить, – глажу и на коленки ей складываю.

А она глядит – и как будто понимает…


* Так выглядят очертания на карте Республики Сербской в Боснии и Герцеговине
** «Пятьсот лет не дают нам мира» – песня сербского певца Родолюба Вуловича времён войны 1991-95 годов, в результате которой образовалась Республика Сербская. В ней приняло участие немало русских добровольцев.