9, 2. Красильщик

Луцор Верас
                (На фото Владимир, осень 1973 г.)





                Донецкая камвольно-прядильная фабрика (ДКПФ) строилась на деньги, которые выделили шахты города Донецка, поэтому фабрика в некотором роде не была государственной. Её строили для того, чтоб обеспечить работой жён шахтёров, а рядом с фабрикой и хлопчатобумажным комбинатом строился посёлок Текстильщик, рассчитанный на 110 тысяч жителей. Посёлок строили для рабочих камвольной фабрики и ХБК. Я решил устроиться работать на  ДКПФ в красильный цех. Пройдя медицинскую комиссию, я с результатами обследования зашёл в кабинет терапевта. Женщина-терапевт, ознакомившись с результатами медицинского обследования моего здоровья, сказала мне:
     – Лейкоцитов в вашей крови больше шести тысяч единиц. Признавайтесь, чем Вы больны? С такими показателями крови я не имею права допустить Вас к работе в цех с вредными условиями труда.
     Я долго уговаривал доктора разрешить мне работать в красильном цехе, доказывая, что у меня нет выбора, ибо у меня двое детей, на воспитание которых нужны деньги. Наконец добросердечная женщина мне сказала:
     – Хорошо, сходите в лабораторию, подарите лаборанткам коробку шоколадных конфет и попросите их написать Вам «липовый», но хороший результат лабораторного анализа крови, а Вы должны забыть о том, что у меня с Вами был разговор на эту тему.
     Я не преминул воспользоваться её советом, ибо иного выхода у меня не было.
Профессию красильщика я освоил за четыре дня, но ещё шесть месяцев буду числиться учеником красильщика, ибо таков порядок. Работа с вредными химическими реагентами травила мой организм и печень. На работу я шёл, затолкав кулак себе под рёбра – так мне удавалось снизить боль при ходьбе. Не только заболевание печени мешало мне работать – начали болеть суставы. Мне легко было выполнять тяжёлую работу, но застегнуть пуговицу на рубашке, писать ручкой на бумаге и делать иные тонкие движения, было невыносимо больно.
Что произошло? Почему меня беспокоили суставы? – завершался очередной, восьмой этап моей жизни. Этап, в котором завершается созревание биологического тела мужчины, но продолжается строительство духовного тела. В двадцать семь лет у мужчины заканчивается созревание биологического тела. Не у каждого мужчины к этому времени биологическое тело успевает полностью созреть. У меня к этому времени не успели вырасти все зубы мудрости. По этой причине в моём организме будет время от времени включаться рост костной ткани и надкостницы. Наслоение новых образований на хрящевых тканях суставов при ювелирно тонких движениях вызывает сильнейшие нервные боли. В таком болезненном состоянии мне приходилось работать только под воздействием обезболивающих уколов и параллельно проходить лечение в водолечебнице.
     В нашем цехе кроме шерсти красили и волокна из нитрона. Нитрон красили на устаревших по всем показателям аппаратах КА-140. Таких аппаратов в цехе было 20 штук. В этих аппаратах красили при нормальном атмосферном давлении. Дополнительно к этим аппаратам в цехе было ещё и два аппарата производства Ярославского завода, предназначенные для покраски волокон под давлением в две атмосферы, но эти аппараты почему-то не работали.
Два человека в каждой смене красили нитрон. Нитрон красится так же легко, как и шерсть, но почему-то нитрон красился неравномерно – полосами и пятнами. Причину, по которой нитрон неравномерно окрашивается, никому установить не удалось. За все годы до моего прихода на фабрику ни одной качественной покраски нитрона не было сделано, но, тем не менее, нитрон продолжали красить. Ребята, красящие нитрон, были с головы до ног испачканы красителем. Рядом с красильными аппаратами отечественного производства стояла огромная японская красильная машина «И-то-чу». На ней красили нитрон с высоким качеством покраски. Технологический процесс на этой машине проводился с применением питьевого спирта – методом холодного крашения. Машина эта огромна по своим размерам – пять метров в высоту и десять метров в длину. Стоила она огромные деньги, и за неё надо было платить золотом.
Каждый красильщик обслуживал два аппарата. Я тоже на двух аппаратах красил шерсть. Поработав на этих аппаратах две недели, мне пришлось перейти работать на красильные аппараты, на которых красили нитрон.
     Начальником цеха была Балашевич – женщина красивая и влиятельная. Она не была замужем, но у неё было два сына-близнеца. Как говорили рабочие: «Она родила сыновей от своего непосредственного начальника, который забирал её с собой на все предприятия, куда Министерство Лёгкой Промышленности направляло его работать». Балашевич предложила красильщикам перейти работать на нитрон, но добровольцев не оказалось. Тогда Балашевич в приказном порядке предложила красить нитрон мне:
     – Нитрон красить будешь ты, ибо у тебя есть дети, которых надо кормить и одевать.
     Таким я родился, или меня так воспитали, но всё, что мне приходилось осваивать, я изучал от корки до корки. Например, разговорная информационная система. Если есть слово, значит оно кем-то рождено. Если слово имеет родителей, значит, у слова есть родственники. Если у слова есть родственники, тогда прослеживаются логические связи в информационной структуре разговорного языка, а так же – история всех родственников слова и истинная история народа, создавшего разговорную информационную систему. Прослеживается и связь коренного народа определённой территории Земли с другими национальными культурами. И, если я беру в руки зубило, то я должен знать, под нужным ли углом заточено оно для рубки определённого металла. Как правило, предоставляемые учебные пособия по профессиям меня не удовлетворяли, поэтому в публичной библиотеке я брал журналы и всю имеющуюся в библиотеке литературу со статьями по интересующему меня вопросу.
     Работать на аппаратах, на которых шёл невообразимый брак, и не выяснить причину брака – я не мог. Я взял тетрадь и стал в неё записывать поминутно весь процесс выборки красителей – мне нужна была статистика. Статистика всегда покажет закономерность развития любых событий, и если анализировать статистику без предубеждений, тогда вскрываются истинные причины отрицательных явлений. Через два месяца с начала моей работы с нитроном, анализируя свои записи, я уже знал характеристику каждого красителя в отдельности.
Большинство цветовой гаммы покрасок имеют сложную рецептуру, которую должен был рассчитывать красильщик для каждой покраски в отдельности, а каждый краситель имеет сугубо индивидуальную характеристику закрепления его на волокнах, поэтому режимы крашения для каждой цветовой гаммы были сугубо индивидуальными. Режимы крашения разрабатывались в лаборатории опытным путём, но опыты проводились в пробирках, а не в красильных аппаратах, поэтому причину брака надо было искать в режиме работы аппаратов. Отключив программатор и изменив режим работы красильного аппарата, я получил стопроцентное качество покраски!
     – Зачем ты отключил программатор? Зачем изменил режим работы аппарата? – спросил у меня помощник мастера.
     – По заданной лабораторией программе время от времени движение красителя относительно волокон должно изменяться, а для этой цели надобно изменять направление вращения ротора насоса, дабы направлять движение красителя «к центру» и «от центра». В процессе нагрева нитрон становится пластичным. Когда краситель движется «от центра», ничего плохого с нитроном не происходит. Но когда краситель движется «к центру», тогда пластичный нитрон сжимается и уплотняется, а в связи с этим верхняя часть стержней в красильной корзине оголяется. Закон физики гласит: «всё стремится к покою», поэтому всё, что движется, в автоматическом режиме стремится двигаться по линии наименьшего сопротивления. В связи с этой физической закономерностью краситель при движении «к центру» проходит уже не через волокна, а через оголённые участки стержней корзины, поэтому окраска волокон прекращается. К тому же, уплотняются сальники на валу насоса, и краситель через нарушенные сальники уходит из аппарата наружу, а это ещё одна причина брака. Отключив программатор, и установив постоянное движение красителя в направлении «от центра», я устранил причину, по которой оголяются стержни красильной корзины. К этому следует добавить и то, что в таком режиме крашения срок службы сальников увеличивается в десять раз. При моём режиме работы красильные аппараты могут работать без замены сальников два месяца! Теперь можно будет менять сальники по графику профилактики при неработающем аппарате. Это даёт огромную экономическую выгоду.
     Я продолжал красить по своей технологии, несмотря на то, что меня ежемесячно лишали премии за нарушение технологии крашения. «Инициатива наказуема» – таков неписаный закон. Действие этого закона я испытал на своей шкуре, и придётся его испытывать ещё не один раз в моей жизни. Только через восемь месяцев, после того как все красильщики во всех трёх сменах стали красить по моей технологии, не только нитрон, но и шерсть, официально будет принят мой режим крашения, а меня перестанут лишать премии. Теперь начальник лаборатории, женщина красивая и предельно интеллигентная, советовалась со мною по поводу каждой опытной покраски, которые она отныне проводила на красильных аппаратах вместе со мною.
Как и каждый красильщик, я сначала обслуживал только два аппарата. Затем я стал обслуживать четыре аппарата, затем – шесть и, наконец, я уже успевал обслуживать восемь аппаратов! Однажды по просьбе начальника цеха я за восемь часов выполнил десять сменных заданий, а мне было предоставлено четыре дня отгулов.
     Нитрон пошёл! На старых допотопных аппаратах! Чуть ли не каждую неделю приезжали со всей страны представители других предприятий ознакомиться с новой технологией крашения. Они удивлялись – как можно, на старых аппаратах КА-140, получить покраску нитрона качеством выше, нежели на японской машине «И-то-чу», за которую надо платить золотом? Начальник цеха, Балашевич, была награждена орденом Трудового Красного Знамени, ежемесячно «награждая» меня лишением премии. Так и должно быть – пряник всаднику, а кнут лошади. Будучи на курортах, я познакомился с одним интересным человеком и рассказал ему об этой истории.
     – Я работаю в патентном бюро в Киеве. Это надо было запатентовать, ибо это изобретение, - сказал он мне.
     – Возможно, но я изменил технологию крашения не ради собственной выгоды. Я бы и ни одной министерской награды за перевыполнение производственных заданий не получил, если бы моему бригадиру не делали карьеру влиятельные на фабрике лица, - ответил я ему.
     Два аппарата производства Ярославского завода для крашения волокон под давлением не работали не только на нашей фабрике, но и на всех фабриках страны. Нитрон теперь всюду красили на старых аппаратах по моей технологии. Теперь можно было снять с производства аппараты Ярославского завода, которые стояли на предприятиях лёгкой промышленности мёртвым грузом. В министерстве лёгкой промышленности этот вопрос должен был решаться вместе с представителями камвольно-прядильных предприятий. Но для того чтобы снять с производства дорогостоящий заказ, необходимо было представить веские доказательства о несоответствии этих аппаратов технологическим требованиям. Но прежде, необходимо было выяснить причину, по которой аппараты производили брак, а причину эту во всей стране никто не знал.
     Балашевич поставила меня работать на аппараты Ярославского завода с целью выяснения причины брака.
     – Если он сумел найти причину брака на старых аппаратах и изменить технологию крашения, значит, он сумеет довольно быстро найти причину брака и на аппаратах Ярославского завода, - сказала, обо мне, Балашевич главному инженеру фабрики.
     Ко мне прикрепили инженера, который должен был в министерстве лёгкой промышленности представлять интересы нашей фабрики. Инженер записывал все мои замечания и претензии к аппаратам. Делая покраску нитрона на аппарате Ярославского завода, я обнаружил увеличение объёма красителя в процессе крашения, а это возможно было только в случае, если в аппарат откуда-то поступала вода, чего не должно быть. Я попросил механика цеха предоставить мне чертежи аппарата или же кинематическую схему его.
     – Аппараты эти сконструированы и производятся на военном заводе. В некотором роде они являются военным секретом, поэтому чертежей и схем аппаратов на фабрике нет, - ответил мне механик.
     – Странно. Какая может быть военная тайна в байонетном замке торпедного аппарата подводной лодки, если такие замки применяются, не только на красильных аппаратах, но и в фотоаппаратах, и на иных изделиях? Кроме байонетного замка на красильных аппаратах ничего секретного нет. Спущусь-ка я сейчас в подвал и обследую механическую часть аппарата.
     Обследовав аппарат я подошёл к главному механику:
     – На аппарате, на валу насоса циркуляции красителя вместо сальника стоит бронзовая втулка. Я предполагаю, что для охлаждения втулка сделана пустотелой, в виде радиатора, а к ней подведена вода. По моим соображениям, в этой втулке есть раковина, через которую в аппарат поступает вода.
     – Как может вода из водопроводной системы с нормальным давлением, поступать в аппарат, в котором давление две атмосферы? Это галиматья! – гневно возразил мне механик.
     – Насос лопастями создаёт центробежную силу, вследствие чего на валу насоса создаётся разрежение, и подсасывается вода из водопроводной системы с нормальным давлением в аппарат с высоким давлением. Этот физический закон изучается в общеобразовательных школах.
     Недалеко от нас стояла Балашевич и весь этот разговор слышала.
     Для того чтобы проверить мою версию, необходимо было снять двигатель с аппарата и вытащить на «свет божий» втулку. Но на эту работу надо было затратить 40 человеко-часов! И ещё столько же, для того чтоб поставить всё это обратно. Это уже проблема и немалая. Этот вопрос решался у главного инженера фабрики. В связи с тем, что других версий не было, решили проверить мою версию и выделили на эту работу пять слесарей. Восемь часов ушло на то, чтобы отсоединить двигатель насоса и вытащить злополучную втулку.
Я был прав – втулка была радиатором охлаждения вала насоса и во втулке была раковина! Теперь уже без тени сомнения разобрали и второй аппарат. И на втором аппарате во втулке была раковина! Если на всех аппаратах Ярославского завода во втулках были раковины, тогда до какого же маразма в отношениях к инструкциям и законам докатилась «страна советов и заветов»!
     Мой ученик мне сказал:
     – Я был в кабинете начальника цеха. В моём присутствии Балашевич сказала механику: «Пиши заявление об увольнении по собственному желанию. Мне не нужен инженер, которому рабочий объясняет прописные законы физики».
     Ярославские аппараты крашения волокон под давлением с производства сняли, а Ленинградский военный завод начал выпускать аппараты для крашения волокна под высоким давлением, высокой производительности и полностью автоматизированные. Чудесные аппараты!
Некоторые люди видят и понимают красоту и умеют красиво одеться – это чувство врождённое, но многие люди лишены этого чувства гармонии, поэтому они не знают, что такое «красиво» и поэтому не умеют красиво одеться. Аморальные люди, услышав слова «это модно», с радостью напялят на себя невообразимо пошитую одежду даже из мешковины.
     Я одевался скромно и гармонично моему внешнему виду – так я считал, но люди считали не так. Когда мне было сорок пять лет, моя мама мне однажды сказала:
     – Я видела свою подругу, с которой много лет не виделась. В разговоре со мною она у меня спросила: «Володя до сих пор одевается как кукла? Так же красиво, как и в молодости?».
     Для того чтобы купить себе костюм, мне надо было объездить множество магазинов. Обычно, на покупку костюма, удовлетворяющего моим запросам, у меня уходило около двух месяцев. В моём гардеробе было около двух десятков галстуков. Собираясь в театр, на прогулку, на собрание или на какое-нибудь иное мероприятие, я долго подбирал соотношения цветов шляпы, костюма, рубашки и галстука. Соотношение цветов в моём наряде должно было гармонировать с мероприятием, на которое я собираюсь, с моими спутниками и с моим отношением к предстоящему мероприятию.
     Я могу согласиться с тем, что я красиво одевался, но моей заслуги в том нет, ибо это было моим врождённым качеством, так как мой отец красиво одевался. Моя мама мне рассказывала:
     – Твоему отцу в одежде угодить было очень трудно. Мы с ним долго ходили по магазинам в поисках хорошего костюма или в поисках ткани на костюм. Однажды продавец одного магазина мне сказал: «Твой муж не капризный человек, а человек с хорошим чувством гармонии».
     Однажды коллектив красильщиков нашего цеха обратился ко мне с просьбой:
     – Володя, ты красиво одеваешься и недорого. Все люди это видят. Видим это и мы, но сами мы не можем сообразить, какая одежда, и какая композиция гардероба каждому из нас подходит по нашим индивидуальным характеристикам. Мы решили с получки поехать коллективно по магазинам за покупками одежды, и просим тебя оказать нам помощь в подборе каждому из нас одежды. Помоги нам решить этот вопрос.
     Я был обрадован сообщением и согласился сделать с ребятами экскурсию по магазинам.