Литературное творчество и курение. Часть 2

Латиф Бабаев
            
                Литературное творчество и курение

                Часть 2

     Среди писателей отношение к курению как к стимулятору творческого процесса неоднозначное. Кто-то считает, что курение способствует активизации письменной работы, помогает отвлечься от всего постороннего в это время. При этом приводят примеры из отечественной и зарубежной литературы, называют авторов, активно куривших за письменным столом. Часто при этом называют имя  классика отечественной и мировой литературы Ф.М. Достоевского, активно курившего как в процессе письма, так и во время размышлений над сюжетом и содержанием очередного произведения.

       Вот что пишет в своих воспоминаниях жена Федора Михайловича А.Г. Достоевская в своих воспоминаниях: 

«Сидела я у стены пред небольшим столиком, а Достоевский то садился за свой письменный стол, то расхаживал по комнате и курил, часто гася папиросу и закуривая новую.»

      Литераторы же, отстаивающие иную точку зрения, приводят в пример не менее известных классиков, которые курение рассматривали лишь как вредную привычку, мешающую любой деятельности и, в том числе, писательскому процессу. При этом приводят в пример Льва Толстого, относящего табак к одурманивающим человека веществам. Вот что он пишет по этому поводу:

«Не во вкусе, не в удовольствии, не в развлечении, не в веселье лежит причина всемирного распространения гашиша, опиума, вина, табака, а только в потребности скрыть от себя указания совести.
Иду я раз по улице и, проходя мимо разговаривающих извозчиков, слышу, один говорит другому: “Известное дело — тверезому совестно!”
Трезвому совестно то, что не совестно пьяному. Этими словами высказана существенная основная причина, по которой люди прибегают к одурманивающим веществам. Люди прибегают к ним или для того, чтобы не было совестно после того, как сделан поступок, противный совести, или для того, чтобы вперед привести себя в состояние, в котором можно сделать поступок, противный совести, но к которому влечет человека его животная природа.»
   
                (Продолжение следует)