С Ы Н

Надежда Жиркова
Отец ещё утром ушёл в контору, предоставив  сборы в дорогу матери. По всему двору стояли ведра, ящики и корзины, наполненные провизией. Мать всё суетилась, боялась  что-то забыть. Не спала уже несколько ночей, всё хлопотала у печей. Резала кур и гусей, пекла шишки, караваи. Задействованы были также соседи и родственники. Старший сын очень просил их помочь, ведь его девушка ждала ребёнка… Значит, нужно срочно исправлять положение, сыграв свадьбу.
Женя была на подхвате. Мать постоянно обращалась к ней с просьбой принести то одно, то другое.
- Женька, ну где тебя носит? Быстро принеси масло…
И девочка-подросток спешила на её зов. Рыжеволосая головка мелькала  во дворе, в саду. То она бежала вприпрыжку в дом, то неслась по ступенькам в подвал.
Вбежав в летнюю кухню, воскликнула:
-  Мама, зачем столько продуктов? Здесь можно целый город прокормить!
Мать прежде, чем ответить, вытерла руки передником и уставшая присела на краешек стула.
- Так ведь они в городе и живут. Хозяйства своего нет - всё с базара. А мы привезём домашнее, выращенное своими руками. Приедем в четверг, регистрация в пятницу - впереди два выходных. Боюсь, как бы не опозориться. Только бы хватило… Плохо, когда столы на свадьбе стоят пустые  -  молодые долго не будут жить, разойдутся…
Одна из соседок воскликнула:
- Правильно говоришь. Гуляйте там, а вернётесь - здесь споём величальные для молодых и спляшем. Только ты, милая, совсем девчонку загоняла… Смотри  - щеки красные, еле дух переводит…
- Ничего, не часто брат женится! Время пройдёт, и её замуж отдавать придётся…
Женька обратилась к матери:
- Мама, можно я розовое платье надену? Что тётя Валя мне сшила…
- Нет-нет, одень голубое - брат просил, чтобы ты не наряжалась. Поскромнее оденься…
Соседка не выдержала и вмешалась:
- Да вы совсем её в чёрном теле держите! Не слушай, Женя, -  что нравится, то и одевай.  Брат, видимо, боится, что люди не поймут - где невеста, а где сестра. Вот и дела! Пусть знают там, какие наши девчата красавицы…Только розовое!
Отец вошёл во двор и прекратил спор:
- Сказали  - голубое,  значит, будешь в голубом. Собирайтесь - через полчаса машина придёт. Всё подготовили? – обратился он  к матери. Та молча кивнула головой.
…Их провожали в дорогу дружно - всей улицей. Баянист играл задорные песни так, что ноги сами шли в пляс.  Все  желали молодым счастья  и лёгкой дороги в семейной жизни.

*   *   *

…«Волга» белого цвета стояла у распахнутых ворот небольшого домика. На капоте торжественно восседала большая кукла в свадебном наряде. Шары и ленты развевались от малейшего дуновения ветерка. Кумушки-соседки с огромным любопытством собрались у калитки. Ведь свадьба!
Во дворе тоже переполох. Родственники и друзья не столько помогали в приготовлении к торжеству, сколько  мешали друг другу. Сваты со стороны невесты важно расхаживали по тропинкам сада, демонстрируя окружающим свои преимущества. Их груди были перевязана отрезами цветной материи крест - накрест. Здесь же,  как орден,  красовался  яркий бумажный цветок с ленточкой. Гости собирались в группы и о чем-то оживлённо беседовали в пол-голоса. Ждали выхода невесты…
Девушка лет пятнадцати в голубом шёлковом платье и с такой же лентой в каштановых волосах вышла из дома. Неторопливой походкой пошла к воротам. Баянист россыпью прошёлся по клавишам. Гости заволновались и последовали за ней.  Водитель машины торжественно открыл перед ней дверцу:
- Какая красивая невеста! - воскликнул он.  -  А где жених? Почему одна?
Девушка удивлённо на него посмотрела. В её зелёных глазах заиграли смешинки. Щеки вспыхнули ярким румянцем…
- Вы ошибаетесь! Я не невеста. Я родная сестра жениха! Настоящая невеста там - в доме, сейчас они выйдут…
Водитель заулыбался до самых ушей.
- Вот это радость! Твоё в впереди! Где мои двадцать лет, уж мимо бы не прошёл… Увёз с собой, и глазом не успела бы моргнуть!
Девушка ещё больше засмущалась. Гости подшучивали над кавалером:
- Седина в бороде, а бес так и сидит в ребре. Куда тебе с молодыми-то тягаться. Смотри, как юнцы на неё поглядывают! Того и жди, что тайком уведут...  А он кочетом перед ней ходит - грудь выпирает…
Девушка рассердилась:
- Что это вы мне косточки моете? Лучше невесту встречайте!
… Жених с невестой шли рядышком по дорожке. Она немного полновата, но хороша собой. Русые волнистые волосы крупными локонами спускались к плечам, чёрные большие выразительные глаза источали лёд. Полные губы кривились в капризной улыбке. Глубокий вырез платья подчёркивал её пышную грудь. Но со стороны она в белом наряде невесты напоминала воздушный шар…
Водитель от удивления только развёл руки в разные стороны:
- А как вы все поместитесь? Машина-то не резиновая?
Невеста раздражённо его остановила:
- Не умничай, дядя! Кому нужно - тот и поедет! Остальные ножками к загсу пойдут.
- Так и идите все вместе! Зачем машину зря гонять?
Невеста ещё больше разозлилась:
- Я поеду в машине,  а жених пойдёт с гостями и там меня встретит. Со мной в машине поедет золовка-колотовка Женька!
Она поискала её глазами:
- Садись в машину, что ты его слушаешь!
Гости молча наблюдали за перебранкой водителя с невестой. Баян и тот замолчал. Невеста, видимо, забыла, чья это свадьба. Она властно продолжала давать указания.
Женя  пожала плечами:
- Поехали, так поехали!

*   *    *
… Молодые сидели во главе стола. Гости налегали на угощение, которое исчезало так быстро, как мартовский снег весной.
Баянист – небольшого роста мужчина средних лет, с сединой на висках, со стороны больше похожий  на подростка, вновь растянул свой инструмент - и разлилась музыка. Музыка, которую он старательно и чувственно исполнял, двигая в такт ногами, шевеля губами и мотая головой. То и дело раздавалось: горько!
Только невесте почему-то не нравились поцелуи новоиспечённого мужа. Она капризничала: ее раздражали и гости. На прекрасном личике было написано всё, что думает о присутствующих.
Евгения за столом сидела с матерью и отцом. Лицо матери было очень печальным. Да и отец не очень-то веселился. Девушка не могла понять, что с ними происходит: ехали в такую даль, всю дорогу пели песни. Мать смеялась, шутила. Радовалась, что скоро у неё маленький внучек народиться. И вдруг такая перемена! Женя попыталась её развеселить. Только глаза женщины наполнялись слезами, она с трудом сдерживала рыдания. А отец пил стопку за стопкой и угрюмо склонил голову над своей тарелкой…Только жених ничего не замечал и был вполне счастлив. Он забрал у баяниста баян и заиграл весёлый гопак. Гости пустились в пляс…
Женя вышла из-за стола и по дорожке направилась к калитке. Ночь своим покрывалом накрыла  посёлок. Вдали горели огни города, где-то прогудела электричка. Ветер принёс с полей запах трав и скошенного сена. Ночь тёмная, но небо звёздное. Звезды сияли, как россыпь драгоценных камней. Некоторые из них то приближались, то удалялись. Было свежо, но не холодно. Это снаружи, а на душе девушки -  как-то пусто и грустно. Ведь она так  готовилась к  этому событию,  ждала чего-то особенного!  А получилось скучно и обыденно. И зачем сюда только приехала, осталась бы  лучше дома… Комары напевали ей свои песни над ухом и  сильно  кусали. Отмахиваясь веточкой от кровососов, она вздрогнула от раздавшегося  рядом голоса:
- Что пригорюнилась? Вроде и свадьба, а ты стоишь, как на похоронах!
Юноша лет семнадцати, который обратился к ней с вопросом, стоял за забором соседского дома.
- У вас очень странная свадьба. Уже почти все гости разошлись. У нас обычно до утра гуляют и потом неделю. А у вас три калеки остались…
- А ты кто? - тихо спросила девушка.
- Я человек, с руками и ногами. Испугалась?
- Нет, только ты возник из темноты, словно призрак.
- Я – Владимир,  сосед вашей невесты. Мои родители тоже у вас были  да что-то рано вернулись. Сердитые! Да и ты, смотрю, не веселишься…
Баян издал жалобный стон… Они дружно оглянулись на звук и рассмеялись. Баянист лежал на земле, одна нога на лавке, а сам инструмент накрыл хозяина.
- И где они его только нашли?
- Наш местный. Мужик нормальный, но, как выпьет, всех начинает воспитывать. Сегодня перебор… Пусть проспится… Пойдём, пройдёмся, я тебе наши места покажу… Вы приехали издалека? Ты – красивая, я видел тебя днем у машины. Парни наши тебя сразу приметили, я  - тоже.
- Остановись, дух переведи. Сколько сразу вопросов! Словечко вставить не даёшь… С тобой я не пойду, лучше здесь на скамейке посидим,  только маму предупрежу.
Отца нашла спящим в саду на кровати. В окнах дома горел свет. Женя направилась к дому.   
 Через окно в одной из комнат  увидела брата,стоявшего  на коленях перед молодой женой и  целовал ей руки. Новоиспечённая тёща, очень тучная женщина, сидела здесь же на кровати и с улыбкой смотрела на них.  А   из соседней комнаты, никем не замеченная, молча  наблюдала за  происходящим мать Жени. С каменным лицом и побелевшими губами…
А её сын, её кровиночка, не замечая  присутствия матери, рвал её сердце своими словами:
- Людочка, милая! Я буду носить тебя на руках всю жизнь. Как я счастлив, что ты стала моей женой! А вам, мама, я вдвойне благодарен, что вы вырастили для меня такую красавицу. Вы воспитали  с любовью и нежностью, а в нашей семье все по-другому. Дети предоставлены сами себе. Только Женьку балуют… Вы обиделись, что мои родители мало привезли продуктов? Они всегда были скрягами, все жалели для меня… Вот и сейчас отец лежит в саду еле живой. Да и мать не лучше! Одним словом - деревня… Не обращайте внимания,  скоро уедут. Они для меня тоже в тягость. У нас теперь своя семья  - заживём дружно. Я не такой, как они -  я лучше… Конечно, родители могли бы  и раскошелиться и подарить больше. Моя принцесса на это очень надеялась. Но продуктов привезли целую машину…
Тёща  взвизгнула:
- Мы с тобой о чем договаривались? Ты обещал мою доченьку одеть и обуть!  Твоя жена зимой продукты на себя наденет? Я все приказала в подвал спрятать, но мать твоя начала командовать. Я показала, кто здесь хозяин!   Решила мою доченьку поучать… Мы тоже не лыком шиты! Слава Богу, гости рано разошлись. Все едят и едят, куда только в них помещается…
- Мама, - воскликнул зять.  - Я своим родителям сразу сказал, чтобы место знали. Вы - хозяйка и вправе поступать так, как решили. Если хотите, я попрошу их рано утром уехать…
- Они, что, будут у нас ещё и ночевать? - воскликнула тёща. - Места нет. Разве только в саду… Да, пусть пораньше уедут.
- Хорошо, я с ними поговорю.
Тёща улыбнулась. Ей нравились сладкие речи зятя.
Женя была поражена услышанным. Какой мерзавец!
Девушка вошла в дом,подошла к матери и обняла  за плечи. С трудом разжала посиневшие пальцы, которыми та сжимала спинку кровати.
- Мама, пойдём к отцу - он нас ждёт… Брат решил нас выгнать утром, а мы уйдём вечером. Уйдём сами!
*    *   *
Ночная электричка, пронизывая темноту, на большой скорости удалялась от города. За окнами одна за другой мелькали станции. Проводник проверял билеты. Только одна женщина не обращала внимания на то, что происходит вокруг. Рядом с ней сидел муж и младшая дочь, но она их словно не замечала.
…Её взгляд  был устремлён в одну точку. Она покачивалась из стороны в сторону, словно качала ребёнка. Натруженные руки лежали на коленях. Ведь для неё рухнул весь мир, время остановилось. В груди осталась только боль, боль огромных разочарований. Отвергнутая, поруганная, согбенная мать…  Только  губы шептали:
- Сынок, сыночек родненький, за что?