Про мальчишку-трусишку Книжка вторая

Сергей Булыгинский
Начало серии здесь:http://www.proza.ru/2012/10/21/1735
               
В этот раз пробуждение было не очень приятным, если, конечно, это можно было назвать пробуждением, а не переходом от сна без сновидений ко сну, в котором появляется говорящий филин. Он прилетел весь мокрый от дождя и, конечно, отряхнулся прямо над Матвейкиной кроватью. От неожиданности Матвейка вскрикнул и залез с головой под одеяло.

- Ага, теперь я знаю, чего ты боишься! – со смехом сказал филин, устраиваясь на спинке кровати. – Ты боишься холодной воды!

- Ничего я не боюсь, - проворчал Матвейка, вылезая из-под одеяла, - Тебя бы так окатить спросонья, посмотрел бы я, как ты смеялся бы! Не делай так больше, а то проснусь по-настоящему, ты исчезнешь, кто мне тогда будет сказку рассказывать?

- Думаешь, от меня так просто избавиться? Не выйдет! Пока последнюю сказку не расскажу, и не надейся!

Филин снова рассмеялся, а Матвейке вдруг стало грустно. В самом деле, сколько бы сказок ни было у филина, когда-то наступит очередь последней. И что тогда останется от чудесного сказочного мира, к которому он уже начал привыкать? Смутные, обрывочные воспоминания, как о всяком другом сне?

- А когда она будет, последняя сказка? – спросил он с робкой надеждой, что филин успокоит его, уверяя, что это будет ещё очень, очень нескоро… Но филин сказал по-другому:

- А это и от тебя тоже зависит – когда она будет и какая. Только не спрашивай меня, как и почему – я не смогу объяснить, если ты сам не поймёшь. А пока давай я уже начну рассказывать, время позднее. Помнишь, на чём остановились?

- Помню. Трусишке пришлось Зайца спасать, а тот, неблагодарный, не захотел его даже на остров  проводить. Интересно, решится ли он идти через болото, страшно же, наверное, а там, на острове, ещё и Медведь…


- А куда ему теперь деваться? Это когда хотя бы один из возможных путей безопасен, трусливый, конечно, выберет его, но сейчас для мальчишки нет безопасного пути, и если он от страха совсем не потерял разум, то, конечно, выберет тот, что ведёт к цели. Иначе зачем вообще было сюда лететь? К тому же он уже два раза выбрал из двух путей более опасный – когда согласился лететь и когда спрятал Зайца, вместо того чтобы позволить Волку его съесть и спокойно вернуться домой. Видно, очень уж надоела ему собственная трусость, если он такие смелые поступки совершает, чтобы от неё избавиться! И это, как ты понимаешь, только начало! Ладно, слушай дальше:



Только этого еще не хватало трусишке - идти одному через болото, да еще прямо в пасть к Медведю! Но и назад возвращаться еще опаснее: Волк с Рысью наверняка уже поняли, что к чему, и теперь, наверное, очень хотят с ним встретиться. Делать нечего, пришлось собирать ягоды. Таких ягод мальчик раньше не видел: по форме похожи на малину, только потемнее, а растут на кустиках в траве, как земляника, и на вкус тоже сладкие и душистые. Набрал он полную шапку, да и сам заодно подкрепился, не досыта, конечно, но лучше, чем ничего.

 С опаской ступил он на зыбкую болотную почву. Однако зеленый моховой ковер, хоть и прогибался под ногой, но тяжесть мальчика выдерживал. Идти по болоту с непривычки было тяжело, только на островках твёрдой земли ноги чуть-чуть отдыхали. Выйдя на один из таких островков, он вдруг услышал под кустом чей-то писк. Раздвинул куст, а там гнездо, в нем птенцы сидят, пищат, клювы разевают.

- Что это вы тут плачете? – строго спросил мальчик. – Вам надо тихо сидеть, пока мамы нет, а то услышит кто-нибудь, придет и вас съест.


- А наша мама с утра улетела, сказала, что принесёт нам вкусных мошек и сладких ягод, а сама пропала куда-то, и мы теперь умираем с голоду.

Пожалел мальчик птенцов, подал им шапку с ягодами. Он думал, что такие малыши много не съедят, останется и Медведю, но не тут-то было. Они клевали так торопливо и жадно, что через три минуты в шапке остались только красные пятна сока от раздавленных ягод. И не только сока – поедая ягоды, птенцы не забывали освобождать для них место в животиках. Надевать шапку в таком виде на голову было совершенно невозможно, и он забросил её в соседний куст: может, еще какой птичке под гнездо сгодится! И пошёл дальше.  Возвращаться, чтобы набрать еще, было поздно: засветло не успеть, а в темноте тропинки не видать - мигом угодишь в трясину!

Еще на подходе к острову мальчик услышал впереди такой ужасный рёв, что невольно замедлил шаг. "Кажется, я не вовремя" - подумал он. "Медведь сегодня явно не в духе. Может быть, подождать? А если он всегда такой? Недаром же Заяц отказался меня проводить". Во всяком случае, стоять на открытом месте не стоило, и он поспешил вперед. На острове по крайней мере можно было спрятаться. Однако спрятаться оказалось не так-то просто. Едва ступив на твердую землю, он сунулся под куст, который показался ему достаточно раскидистым, чтобы под ним укрыться,  но место оказалось занято.

- Я здесь первая спряталась! – зашипела Лисица, высунув из куста остренькую мордочку. – Ищи себе другой куст, тут для двоих нет места!

- А что случилось? – спросил мальчик. – Почему все прячутся?

- Ты что, не слышишь? Беда случилась, Медведь подавился рыбьей костью, обезумел от боли и носится по острову, ревёт, все крушит на своем пути. Если кого поймает, точно разорвёт, вот все и попрятались, - ответила Лиса и скрылась в глубине куста.

Мальчик побежал дальше и вскоре увидел большую ель с обломанной верхушкой, нижние ветви которой спускались до самой земли. Только он хотел под неё юркнуть, как оттуда высунулась навстречу оскаленная морда Кабана, с огромными клыками.

- Только попробуй! - шёпотом прорычал Кабан. – Брысь отсюда, ищи себе другое место!

Кабаньи клыки показались мальчику настолько страшными, что он рванулся назад сквозь кусты, не разбирая дороги. Но тут совсем близко раздался страшный треск, полетели вырванные с корнем елки, и навстречу с рычанием выскочил огромный Медведь. Мигом сгреб он мальчишку когтистыми лапами и поднес прямо к широко раскрытой пасти, в глубине которой поперёк  горла стояла острая рыбья кость.

- Не ешь меня, дяденька Медведь, а то кость застрянет еще глубже! - отчаянно закричал мальчик.


- Не съем, так разорву! - взревел Медведь. - Никому пощады не будет, пока эта проклятая кость…

- Подожди, может, я тебе помогу! - снова закричал мальчик, чувствуя, что могучие лапы вот-вот раздавят его как лягушку.

- Тогда вытаскивай! Вытащишь - помилую, а не сможешь - пеняй на себя! - прорычал зверь   прямо ему в лицо, и страшная пасть раскрылась еще шире.

«Если дёрнуть кость за середину, она ему всё горло расцарапает, да неизвестно еще, получится ли вытащить", - подумал мальчик,  - "он тогда от боли стиснет зубы, и прощай, моя рука. Да и голова, пожалуй, тоже". Как ни странно, он еще был способен рассуждать. Видно, от всех переживаний этого дня даже его всегдашний страх немного притупился.

«Можно попробовать сломать кость посередине» - продолжал рассуждать мальчик, - « но одной рукой не получится. Нужны обе. Только очень уж не хочется без обеих рук остаться, если что не так пойдёт. Если только попробовать…»

Мальчик огляделся вокруг. Везде лежали ветки, щепки, переломанные и вырванные с корнем стволы – следы медвежьего буйства.

- Дяденька Медведь, - сказал он жалобно, - поставь меня на землю, пожалуйста, я возьму вон ту щепку, а то мне рукой до косточки не дотянуться!

Медведь, наверное, уже совсем плохо соображал от боли, и даже не спросил, как мальчик собирается вытаскивать кость щепкой. Он отпустил мальчика и встал перед ним на четыре лапы, только от этого его широкая пасть не стала менее страшной. Мальчик схватил с земли заранее намеченную острую   щепку и вставил её в медвежью пасть, уперев концами в верхнюю и нижнюю челюсть. Потом быстро нащупал руками кость и согнул. Раздался тихий щелчок, медведь коротко рявкнул от боли, и несомненно сжал бы челюсти, если бы не щепка. Через мгновение мальчик уже сидел на траве, сжимая в каждом кулаке по половинке кости. Медведь рычал и мотал головой, потом, сообразив, в чём дело, раскрыл пасть ещё шире, сунул туда лапу и вытащил щепку. Сглотнул раз, другой, и тут мальчик увидел то, чего и представить себе не мог раньше – улыбающегося медведя.

- Ну и хитёр ты, парень! – сказал Медведь, попытавшись дружески хлопнуть мальчика по плечу, хорошо, тот успел увернуться. – Знал бы я, что ты мне в рот распорку сунешь, ни за что бы не дал. Но ты молодец, здорово придумал, иначе я бы тебе точно руки откусил. Ну, говори, зачем на мой остров пожаловал, если чего надо, помогу, а если кто обидел, только скажи, он на всю жизнь запомнит, как моих друзей обижать.

- Да мне бы только трын-травы немного набрать, можно?
 
- Это тебе у Зайца надо было спросить, мне-то она без надобности. Забирай хоть всю, Заяц перебьётся. На рынке трын-трава нынче в цене, богатым будешь! Но это подождёт. Сегодня ты мой гость, я приглашаю тебя на обед. Всё равно трын-трава только в полночь расцветает, раньше ты её не отыщешь. Пошли ко мне в берлогу, тут недалеко.

Берлога у Медведя оказалась большая, просторная. Медведиха, как узнала, от какой беды избавил мальчик её мужа, захлопотала у печи, достала горшочек вкусной каши, принесла из кладовой мёду, орехов и варенья. Мальчик, у которого с утра ничего, кроме нескольких ягодок, во рту не было, конечно, не стал отказываться, тем более что угощение он несомненно заслужил. А потом прибежал с прогулки Медвежонок и захотел побороться с мальчиком, а то в Лесу бороться не с кем, никто из зверей даже на задних лапах стоять не умеет. Медвежонок, конечно, оказался сильнее и всё время побеждал, зато мальчик научился некоторым приёмам медвежьей борьбы. А когда начало темнеть, Медведь вывел его на тропинку и сказал:

- Здесь недалеко, в низинку спустишься, потом на бугор выйдешь, оттуда уже три дуба видны. Дождись полночи и собирай. А если что не так или обидит кто, возвращайся ко мне, я уж разберусь.


Когда мальчик подошел к трем дубам, было уже совсем темно. Он не знал, наступила уже полночь или нет, и на всякий случай сразу принялся за поиски. Долго шарил он под дубами, но ничего не нашел. Наконец где-то в стороне при свете луны мелькнули белые точечки. Бросился он туда и увидел поляну, сплошь покрытую мелкими белыми цветами. "Вот они", - подумал он и стал рвать трын-траву. Набрав целую охапку, он завалился спать тут же под дубом.

На рассвете мальчик уже шел по знакомой тропинке через болото. Проснувшись, он съел целый лист волшебной травы и теперь он никого не боялся. Трава и в самом деле оказалась чудодейственной: придала ему столько храбрости, что он готов был сразиться с любым врагом. Вот и гнездо под кустом, а на ветке сидит Болотная Птица. Увидев мальчика, она радостно зачирикала:

- Спасибо тебе, что накормил моих детишек! Меня  Ястреб целый день по болоту гонял, пришлось от него в лесу прятаться. Я только к вечеру вернулась. А ты ведь ягоды Медведю нес, да?

- Ничего, мы с Медведем и так поладили. Он теперь мой лучший друг.

- Ты и мне теперь друг, потому и жду тебя здесь, чтобы предупредить: там в лесу на тропинке Волк с Рысью засаду устроили, я слышала их разговор, какого-то мальчишку подкарауливают, уж не тебя ли? Ты с ними случайно не ссорился?

- А я их теперь не боюсь. у меня трын-травы целая охапка. Пусть только сунутся! - ответил мальчик и зашагал дальше. Болотная Птица с сомнением поглядела ему вслед, потом, решительно взмахнув крыльями, полетела в другую сторону.

Добравшись до леса, мальчик нашел крепкую палку и смело двинулся вперед.    Когда он вышел на поляну, где вчера повстречал Зайца, из кустов напротив выскочил Серый Волк.

- Вот ты и попался, обманщик! - сказал он, неторопливо приближаясь к мальчику. - Значит, говоришь, наш Заяц в мухомор превратился?

- Мальчик, разве тебе не говорили, что старших обманывать нехорошо?- послышался вкрадчивый голос сзади. Он оглянулся. Рысь, готовая к  прыжку, приближалась к нему сзади неторопливой походкой. Она слегка прихрамывала на левую переднюю лапу, а у Волка на левом боку виднелись следы когтей. Судя по всему, они немного повздорили из-за того несчастного мухомора.


 Мальчик поднял палку и приготовился драться. Звери крались к нему с двух сторон, выжидая удобного момента для прыжка, и он не мог одновременно следить за обоими, чтобы вовремя отразить нападение. Только тут мальчику пришло в голову, что одной храбрости для драки недостаточно, и никакая трын-трава ему здесь не поможет.
Вдруг послышалось хлопанье крыльев и голос Болотной Птицы над головой: "Сюда, скорее!" Что-то большое, бурое промелькнуло между деревьями и, резко затормозив на краю поляны, оказалось  Медведем.

- Кто здесь обижает моего друга? - грозно зарычал он.

Волк и Рысь недовольно заворчали и начали потихоньку пятиться назад. И тогда Медведь рявкнул так, что у мальчика уши заложило, а Волк с Рысью просто исчезли без следа, как будто их и не было.

- Провожу-ка  я тебя до опушки, а то ты что-то сильно расхрабрился, трын-траву надо в меру кушать, - сказал медведь.

За разговором они и не заметили, как дошли до края Леса.

- Прощай, друг, не забывай меня. А Бабе-Яге привет передавай. - сказал Медведь, придерживая подпрыгивающую и готовую взвиться в воздух ступу. Потом он убрал лапу, и через минуту Волшебный Лес уже виднелся вдали едва заметной полоской.


Подлетая к школе, мальчик вдруг увидел внизу девочку из своего класса, новенькую, она только три дня назад пришла к ним в класс и сразу понравилась ему, но подойти познакомиться он, конечно, побоялся, только смотрел издали. А перед ней стояли тот самый злой мальчишка, что кошку мучил, и его приятель. Мальчик знал, что у этой парочки любимое развлечение – девчонкам проходу не давать, хватать грязными руками, за косы дёргать… И направил ступу вниз.
Злой мальчишка очень развеселился, увидев новую жертву:
- О, кто к нам за очередным подзатыльником пожаловал! Смотри, девчонка, как я из него котлету делать буду! – и направился к «трусишке», ожидая, что тот, как всегда, втянет голову в плечи и зажмурится. Но мальчик шагнул навстречу, на ходу припоминая приёмы борьбы, которым его обучил Медвежонок…



- Ну что, набрал трын-травы? - спросила Баба-Яга, отпирая дверь  в чулан и закатывая туда ступу.

- Вот, целая охапка! Теперь мне надолго хватит, - ответил мальчик, показывая Бабе-Яге свою добычу.

- Дай-ка я погляжу... Ты чего набрал? - с удивлением спросила Баба-Яга, - Это, по-твоему, трын-трава? Я же тебе говорила, цветочки у неё, как звездочки, а эти как колокольчики. Ну так и есть, ландышей принёс букетик! Стоило за ними в Волшебный Лес летать, мог бы и здесь на рынке купить! Небось и полуночи не дождался, набрал чего попало.

- И что  мне теперь, опять в Лес лететь, что ли? - с досадой спросил мальчик. -  А я-то думал, что уже стал храбрым.

Баба-Яга только руками всплеснула:

- Нет, вы посмотрите на этого дурня! Сражался в одиночку с Волком и Рысью, самому Медведю в пасть не побоялся залезть, и еще трын-траву ему подавай! Да тебе от нее один вред будет, как Зайцу, когда он к Медведю в берлогу полез, разве не так?


- Очень поучительная история, не правда ли? – помолчав немного, сказал филин. – Я сам не очень-то верю во всякие там зелья, травы и лекарства. Главное – верить в себя,  а этого как раз многим не хватает.

- Это точно. Мне тоже часто не хватает. – ответил Матвейка и с надеждой спросил: - А может, и мне надо в Волшебный Лес за какой-нибудь травой слетать?

- Нет, у тебя не такой уж тяжелый случай, сам справишься. Тут нужна причина посерьёзнее. А пока – до свиданья, полетел я, а то опять поохотиться не успею.

И филин, бесшумно взмахнув крыльями, исчез за окном.

Иллюстрация Галины Польняк

Продолжение здесь:http://www.proza.ru/2012/10/22/1884