Две беды у России

Андрей Карапетян
«Две беды у России – дураки и дороги» сказал наш Поэт. Хорошо сказал. Более того – гениально!
Чудесная звукопись этого, невзначай выскочившего, шедевра – одно предложение! – кружевное перемежение звуков «Д-В-Е… Б-Е-Д… У-Р… О-Р… А-К… Д-О-Р… О-Г…» – придают ему стремительную убедительность, музыкальную завершённость, хочется повторить и улыбнуться – правильно! Во всяком случае, по отношению к российским дорогам.
Правда драгоценную эту связочку слов надо повторять к месту и ко времени, очень иллюстративно – и сразу уходить мыслью далее куда-то. Вдумываться нельзя. Занудствовать нельзя. Литература вся на том стоит – вдумываться нельзя, можно только развивать и усложнять. Тексты Поэтов священны. В стране язычников – вполне допустимое явление.
И тот, кто мыслит верно, тот – наслаждается.
Однако, встречаются и другие… Зануды…
ДОРОГИ – понятно. Трястись от Петербурга по разбитому просёлку до Михайловского – проклянёшь тут всё на свете! Европа, та от римлян получила великое это удобство и поняла, что такое – хорошая дорога, и, не переставая, строила их в ущерб духовности своей.
Но, ведь, это – дороги! Их строят те, кто живёт тут. Взял бы, казалось бы, да и, укрепясь духом, насыпал бы щебню, да песку, да нанял бы мужиков камень, где следует, положить, коли уж достало. С соседями-помещиками сговорился бы… Хоть к своему сельцу. Всё меньше трястись.
А кто должен? Царь?
Понятно, что денег не хватает просто на приличную жизнь в свете, что, коли не торгуешь, не промышляешь, то – и так можно как-нибудь… перетерпеть... Что делать дорогу достаточно муторное занятие. С чего начать – и то не понятно. Образование – гуманитарное (то есть – никакое). Не осилить.
Но дороги всё-таки ведут всем миром, почему и упрекать отстранённую от себя на этот случай Россию нехорошо. Ты – тоже Россия.

Вот какие странные мысли могут возникнуть, ежели не считать любой текст священным. Пожалуй, и упрекнут в этом месте – а кто бы великую литературу создал? Трудный вопрос. На него можно ответить только встречным вопросом – а должна ли быть великая литература там, где нету хороших дорог?

Ну, ДУРАКИ – это про всех остальных, ленивых, нелюбезных, неумелых. Скорее – для сильного словца, поскольку имеет право быть, ежели сам, не покладая рук, служишь людям в присутствиях, на станциях, в департаментах… облегчая им жизнь существенно и героически.
Но фраза великолепна. Она произнесена гением, и дороги действительно дурны.

Уметь бы так же просто и музыкально свои мысли излагать, да где его взять, умение? А коли скажешь неловко, то и слушать не будут – и правильно! Научись, а потом уж…
Ну, как, скажите, составить ловкую фразу, ежели художественно скудная мысль заключена, например, в том, что две беды российские это – ресурсы немереные и интеллигенция? Что, кабы не богатства земные, не газ-нефть, не руды-лес, не пенька, да рогожи, пришлось бы тут, как в Голландии какой-нибудь, непрерывной заботой и умением зарабатывать. Пришлось бы мануфактуры-фабрики ставить, а к ним те же дороги вести, самому в ремесле разбирать разном, денежку пересчитывать-прижимать, да пить в меру, да баб держать в скромности. Как сказать ловко о том, что лень и неумелость наша – коренные, от обилия всего на вывоз, от ненужности шевеления, когда – и так хорошо.

Не понятно с интеллигентами.

Хотя, если, оставаясь занудой, начать разбираться, то придёт на ум то, что НАСТОЯЩУЮ экономику (называемую нами по старой советской привычке КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЙ) сделали там, где не было интеллигентов, а были писатели и пасторы. Отдельно. Что пасторы, опираясь на Библию, умели совершать нечто совершенно невозможное по здешнему разумению. Умели найти доказательства того, что мотовство и воровство – это грех. И тем самым понуждая грешных людей кутить и воровать не столь уж решительно, да и примечать краем мысли безусловную общую МАТЕРИАЛЬНУЮ (правда – не скорую) выгоду от личной скромности и честного ведения дел.
…опираясь на Библию, решительно отвергаемую нашими интеллигентами, как инструмент поповского мракобесия, и оставляемую ими только, как сборник варварских мифов, как литературу. Так же, как иконы, столь же решительно относимые к ЖИВОПИСИ и оставляемые в музеях для любования древними художественными приёмами.

Если вспомнить ещё, что вторую половину двадцатого века (как и вторую половину девятнадцатого) в России умами владели исключительно интеллигенты, как сословие, виртуозно владеющее средствами художественно оформленного убеждения и начисто лишённое чувства стыда за своё социально-экономическое невежество. Если вспомнить, что периоды направления умов по компасу интеллигенции оба раза приводили к величайшим катастрофам в России.

Да, вот так можно было бы сказать совершенно убеждённо, если бы это было правдой. Если бы не было бы своей личной, неинтеллигентской вины. Вины в слепой и ленивой доверчивости к каждому ловко сказанному слову. В желании лёгкого пути по чужим прописям. В нежелании самому прокарабкиваться в дебрях слов и понятий.

Две беды у России – оставим уж так.