Закон Человечности

Лев Агни
                Свобода


Никогда не мог понять: для чего придумывать толстенную религиозную книгу, издавать многотомные теологические «комментарии»? Только для того, чтобы указывать человеку на то, как ему следует жить?..Человеку всегда хочется найти единомышленников, это условное объединение можно назвать клубом по интересам. Но если появляется последователи, то это уже течение, религиозное движение.


Судя по историческому материалу, нормы человеческого общежития формировались на заре самого человечества, в дальнейшем приобретая свои специфические особенности. Вся проблема упирается в соотношение лично дозволенного и комфортного для остальных, чтобы были социальные регуляторы в коллективе, чтобы имелась здоровая обстановка в коллективе и существовал сам коллектив.
В исторической динамике случалось по-разному: было относительное равноправие, было улучшение социально-имущественного положения одних групп за счет принижения других групп людей. Но в целом, история человечества — это опыт поиска выработки наиболее адекватных норм допустимого и возможного для каждого человека, выработка соотношения между личным и коллективным: где заканчивается предел личной свободы и начинаются интересы других, интересы коллектива.


Религия навязывает морально-нравственное подчинение. Духовное подчинение (идеологическое, стереотипно-мифическое) — более надежный и практичный способ, нежели грубое физическое подчинение…Здесь имеются  ввиду религиозные культы, разного рода духовные эзотерические практики, верования и религиозные философии. В самом общем виде такая схема выглядит так: выбирается определенный культ, под него пишется мифология, легенда, в дальнейшем, как у любого центра-божества, должна быть свита, помощники, либо боги и духи низшего порядка, либо ученики-апостолы. Без свиты невозможен культ, без сколько-нибудь разработанной религиозной системы божеств,  норм повседневной жизни и воззрений невозможна религия или религиозное учение. Все это придумывают люди. Законы Космоса и Жизни существуют по своим правилам, подчас неведомые людям. Законы Космоса и Жизни можно пытаться понимать, изучать, нарушать, принимать или отвергать, но изменить вряд ли возможно. Если законы вселенной и Жизни люди открывают, пытаются понять и использовать в своих целях, то религия отвергает все эти законы и прочее, так как имеются свои законы, по которым, по их мнению, создана вселенная. Без веры в эти «законы» нет религии. Религии без веры нет вообще. Да и религии нужно послушание от людей, нужна власть над людьми. Собственно, в сфере религии важен вопрос того как и сколько раз в день молиться, чего не делать, чтобы того-то и того-то не произошло, а если произошло, то надо вот то-то и то-то. И человек должен верить в то, что помощь пришла от высших сил, а не от стечения обстоятельств и от других людей.


В этом и вся разница между постижением законов вселенной и религиозной верой.
А люди ведь рождаются «богами», творцами.


Человек с самого начала своей самостоятельной, вне утробы матери, деятельности, занимается имитацией. Он подражает всем и всему вокруг. Он имитирует звуки, пытаясь научиться разговаривать, найти «общий язык» со взрослыми, например, родителями; имитирует движения взрослых, пытаясь научиться ходить, влиться в другой мир, мир людей, доселе ему незнакомый. Человек с помощью машин и знаний имитирует природу, имитирует космос, маленькую вселенную, сталкивая на большой скорости маленькие частицы, пытаясь понять Космос, его законы, чтобы научиться ими пользоваться.


Люди смогут стать творцами других существ, но они вновь окажутся хорошими имитаторами, используя знания Космоса и Жизни, клонируя человека, либо создавая роботы, посылая их на другие планеты.


Для Солнца не существует значения веры. Оно просто светит и отдает свое тепло. Значит, перед лицом Солнца, Космоса, вселенной в целом, мы все равны и наши религиозные убеждения – шелуха, ничтожные разграничения, выдуманные человечеством под страхом незнания законов Космоса, природных стихий, тайны смерти и рождения...


Может быть только человек изобрел понятие свободы?

               
                Разум



У человека есть право на самого себя, свои мысли, свои поступки, свои чувства. Каждый волен поступать так, как ему заблагорассудится. Но человек – коллективное существо, поэтому для коллектива, как для любого живого организма-общества, важна внутренняя относительная стабильность, сбалансированность отношений между каждым членом общества и другими группами. Такая дилемма будет всегда стоять перед человеком: права и интересы личности, отдельного индивидуума – права и интересы коллектива, различных групп людей, государства. Интересы всегда будут сталкиваться. Но не только проблема кроется в нормализации отношений внутри человеческого общества, поскольку человек – плод эволюции, имеет животное происхождение, со всеми вытекающими отсюда…Но существует дилемма: человек – природа, мир человека и окружающий его мир (проблемы экологии). В результате эволюции человек приобрел разум, приведший его к цивилизации, тому, чем он является сегодня (человек и человеческая жизнедеятельность), он спорит с глубоко заложенными инстинктами, порывами и желаниями, с далеким прошлым, с самой непосредственной и прямой биологичностью. Разум – в одно и то же время и дар и проклятие. Человек вошел в диссонанс с естественным и простой биологической потребностью. Теперь он осмысливает мир, пытается понять, для чего он создан, зачем рождается и умирает, мучается осознанием того, что он понимает это самое «осознание».
У каждого свой разум и свой выбор. Каждый вправе выбирать свой путь: нести ответственность за свои поступки и действия. Тогда-то, наверное, свобода, превратно понимаемая, из старых лозунгов войдет в нашу обыденную жизнь и станет банальной повседневностью. Свобода, как и счастье, искались во внешнем мире, поэтому свобода отдавалась в руки палачам и таранам, идолам (не только в смысле конкретного человека), которые заковывали в кандалы тех, кто дал им эту самую свободу.


Сегодня приобретает актуальное значение чрезмерное внимание к толерантности и множеству запретов: нельзя того или тех называть привычным словом, нельзя обсуждать ту или иную проблему в обществе, иначе не политкорректно или  идет вразрез с провозглашенной политикой мультикультурализма. В чрезмерной актуализации проблем личной свободы, проблем самой личности, выпадают из поля зрения другие проблемы, связанные со свободой других личностей, в комфортном общежитии внутри коллектива, пропадает само понятие меры и адекватности гуманизма.


Разум нам для того и дается, чтобы искать более адекватное тому или иному случаю, эпохе нормированное отношение в обществе, между человеком и его личностью; пытаться разрешать клубок противоречий и проблем, подаренных природой и эволюцией, между личностью и коллективом, между человечеством и природой. В дальнейшем, если человечество не погибнет, освоит космические пространства, встанет новая дилемма: соотношение деятельности человека и космического пространства.

 
Наше будущее за разумной наукой и человечностью: за наукой, учитывающее рациональное применение технологий и методов использования научных знаний. Думается, споров и дискуссий на этом пути не удастся избежать, да, по видимому, в этом и заключается дальнейший исторический интерес: каким образом сложится история науки в обществе и история общества в научном и научно-техническом прогрессе.


Вера слепа, а знание зряче. Готово ли человечество вступить на новый виток разумного мышления, не отяжеленного религиозными догмами, запретами... –   покажет история. Может быть Вера во что-то сверхчеловеческое лежит в нашем подсознании, возможно, по причине эволюционного сбоя, возможно, по какой-то иной причине... А, может быть, вера с сверхчеловеческое, в существование других миров — естественная потребность человека? Если так, то эта потребность входит в противоречие с другой эволюционной программой — развитием мозга человека и его разумной деятельностью. Но ведь вся история человеческого бытия и состоит из разумного, из деятельности разума, то, что отличает и выделяет человека из мира животных и его естественного обитания (строительство жилищ, городов, промышленных и пр. сооружений). Значит, вера в религиозном смысле не должна довлеть над разумом, проблемы веры лежат вне плоскости научного познания мира, вне разумной гуманности и вне разумного построения норм для конкретного общества и человечества в целом.   


                Сердце


Сердце — всего лишь мышца в организме человека, но, поскольку данный орган стал неким вместилищем чувств в современной культуре, имеет давнюю, весьма поэтическую традицию аллегорий и представлений, то, пользуясь сравнениями, можно сказать, сердце человека – храм, в нем самое ценное и светлое (человечное).


В относительной свободе, разуме и сердце отображена вся сущность человека-космоса, человека-творца, знающего и созидающего, но страдающего от своей животности, берущее начало у приматов, человеко-обезьян, от осознания самого себя, своих поступков, проблемы выбора и т. д.


Все люди — творцы: обогащали и обогащают мир своими поступками, делами, придумками, открытиями, обобщением накопленного опыта. Так создается история, обогащается культура, куется опыт и народная мудрость.


Жизнь вдохновляет, побуждает на действо-творчество. От рождения и до самой смерти, человек находится в постоянном творчестве своей жизни. Увы, не все полноценно могут жить, обремененные разными недугами, особенно с недугами, причины которых располагаются на генном уровне. Думается, человечество когда-нибудь справится и с этими проблемами, тайнами нашего организма.


Принцип Жизни состоит в принятии и отдачи, подобно круговороту воды в природе. Даже человек желает делиться своим чувством с другим человеком, требуя взамен того же. В борьбе чувств и разума слагается характер человека, его внутренний мир, его полнота и наполненность жизнью. Переживаемые нами эмоции красят мир, давая палитру впечатлений и ощущений. Подобный дуализм усложняет изучение психологии человека, создает проблему прогнозирования его поступков и решений.


Чем ярче чувства, тем заметнее остается след в памяти…Странное дело, даже привязанность носит биологический характер и требует выражения наших чувств: забот, опеки и т.д., причем совершенно в бескорыстной форме. Помимо эгоистических потребностей животной природы человека, направленного на выживание и самовоспроизведение, существует еще и альтруизм. Бескорыстность, получается, природного, биологического происхождения.


Потрясающее, неповторимое, уникальное создание природы – человек!
Существует много различных философских учений, практик, религиозных культов, конфессий: кто магометанин, кто христианин, кто буддист, кто еще кем является…Но какая рождается мощь и красота в произнесенном слове – Че-ло-век! Сколько родства в словах «человек» и «человечность».  Разве найдется здравомыслящее существо, которое бы стало отрицать то, что сначала он человек, а затем буддист, христианин, магометанин и прочее, и прочее?..
Однажды человек забыл, что он «чело-век», жил, как машина, выполняя каждодневную свою работу. Так бы он и жил дальше, пока не услышал от прохожего фразу, которую тот себе повторял: «я человек, у меня есть сердце!». И задумался. Вдруг просветлел и произнес: « – А я ведь тоже, человек! И у меня есть сердце! Как прекрасно, что я – человек!».


У нас есть друг – наше сердце, наша душа — психика, разум. Душа — не субстанция, душа — то, что мы приобрели с генами родителей, и по мере взросления, приобретали ценность – жизненный опыт, менялись во времени. Душа — абстрактное понятие соединения в человеке эмоционального и рационального, осознанного и неосознанного, разума и сердца. Личность подразумевает осознаваемые ныне как категории-ценности свободы, разума и сердца. Человечество — категории души, коллектива и взаимоотношений.


Вся письменная история человечества (и по некоторым данным бесписьменная) показывает формирование закона человечности и человеческого. Взаимопомощь и забота о больных сородичах известна уже по археологическим и  антропологическим данным десятки тысяч лет назад у первобытных людей и у неандертальцев. Нормы поведения индивидуумов в коллективе, нормы различных взаимоотношений формировались десятками тысяч лет. Так что, нет ничего нового в появлении гуманизма, гуманности и в существовании милосердия в современном мире. 


В каждом мгновении мы стоим перед выбором, и решать человеку: принадлежать к какой-либо религии, конфессии, философии, или ему достаточно быть просто человеком.


В конечном итоге, каждому решать за себя.


                2002;2012;2018