Не отрекаются любя

Зинаида Чванькова
Не отрекаются любя.
Пьеса в двух действиях.
Действующие лица.
         Даша, молодая женщина, привлекательной внешности, двадцати пяти лет.
         Николай, бывший муж Даши, тридцати пяти лет, морской офицер.
         Алексей, муж Даши, студент.
         Мария Петровна, мать Даши, пенсионерка.
        Леночка, дочь Даши, пять лет.
 Зинаида Ивановна, соседка.
         Ксюша, дочь Даши и Алексея, два месяца.
Действие происходит в середине восьмидесятых годов.

Действие первое.
Квартира в многоэтажном доме. Вечер. На кухне за столом сидят Даша и Мария Петровна. Пьют чай. В соседней с кухней комнате (спальне) в детских кроватях спят дети.
Даша встает из - за стола, подходит к окну.
Даша. Мама! Посмотри, как валит снег. На улице только ноябрь, а можно подумать, что уже январь. Все замело. Так красиво. Я люблю зиму, даже не знаю почему, но мне зимой так спокойно, так хорошо на душе.
 Мария Петровна. Дети быстро уснули?
 Даша. Леночка быстро уснула, Ксюша спит, кормить через два часа. К этому времени и Леша придет. Пойду я немного вздремну, а то опять Ксюша не даст мне спать всю ночь.
Мария Петровна.  Иди, доченька, иди. Если Ксюша будет спать , то ты не вставай, я сама покормлю ужином Лешу. Занятия заканчиваются в десять, пока доедет, да ещё метель, раньше одиннадцати не будет. Иди, поспи.

Даша собирается уходить. Раздается звонок в дверь.
Даша. Кого это к нам в девять вечера несёт? Может соседка? У Леши есть ключи, да ему еще рано.
Мария Петровна. Пойду, открою.
Мария Петровна идет в прихожую, открывает дверь. Слышится ее взволнованный голос.
Мария Петровна. Николай. О, Боже мой! Какими судьбами. А мы тебя и не ждали. Да ты весь в снегу. Раздевайся, входи. Даша дома, она на кухне. Проходи же.
Входит Николай, в военной форме, в руках у него авоська с апельсинами, маленький чемоданчик.
Николай. Здравствуйте Мария Петровна, здравствуй Даша. Вот я и приехал, простите, что долго не приезжал.
Даша. Я тебя перестала ждать. Зачем ты приехал?
Николай. У меня сейчас все хорошо. Я завязал, служу. Меня восстановили. Я приехал за тобой и Леночкой.
Даша. Поздно, Я вышла замуж. И у меня родилась вторая дочь.
Николай начинает садиться на табуретку, авоська выпадает из рук и апельсины рассыпаются по полу. Даша смотрит на них и начинает их собирать.
Даша. Апельсины! Столько много. Где ты их купил? Вот Леночка обрадуется.
Бросает собирать апельсины, подходит к Николаю.
Зачем ты приехал? Ты опять хочешь сделать мне больно. Я только стала тебя забывать. Я только стала жить без тебя. У меня муж. Зачем ты приехал? Зачем? Уезжай. Скоро придет мой муж. Я не хочу чтоб он видел тебя. Мне ничего от тебя не надо. Уезжай!
Николай. Хорошо, я уеду. Но можно я посмотрю на Леночку? Ведь я ее не видел ровно четыре года.
Даша. Хорошо, посмотри, но потом уезжай.
Даша и Николай переходят в другую комнату, свет там приглушен, в кроватках спят дети. Николай наклоняется над кроваткой, смотрит. Опускается на колени рядом с кроваткой.
Николай (шепотом). Можно я здесь немного побуду. Мне так хочется побыть здесь рядом. (Указывает взглядом на дочку.)
Даша. Хорошо.
Выходит из комнаты, и идет на кухню.
Мария Петровна. Зачем ты его выгоняешь на ночь глядя. Может ему ночевать негде. Ты же знаешь, что в гостиницах никогда мест нет. Пускай останется.
Даша. Нет! Мама, не вмешивайся в мою жизнь. Ты и так постоянно вмешивалась в нее. Если б ни ты с отцом все уговаривали меня выйти за него замуж, все было бы по другому. Нет! Он должен уехать!
Мария Петровна. Никуда он не поедет. Это моя квартира. Он имеет право навестить свою дочь и быть с ней. У нас в зале никто не спит, он может заночевать там на диване. Тем более он сын папиного однополчанина.
Даша. Мама! Опомнись! Придет Алексей, что я ему скажу, как я ему объясню, почему мой первый муж здесь ночует. Пусть уезжает.
Мария Петровна. Нет! Мне твой Алеша никогда не нравился. То же мне нашла мужа. Студентика какого -то, деревенщину неотесанного.
Даша. Мама! Но он любит Леночку. Он в ней души не чает. А это главное. Главное, что бы у ребенка был отец, чтоб он не рос без отца. Леша меня любит. Все будет у нас хорошо. Только бы они не встретились.
Мария Петровна. Ты как хочешь, я его никуда не отпущу. Такой видный мужчина! Ну, пил, ну, выгнали из армии. Ну, уехал, не писал, не высылал деньги, но главное, он все таки вернулся. Значит любит.
Входит Николай
Николай. Ну, я ухожу, извините за беспокойство. Я не думал, что Даша так поступить, что она не будет меня ждать. До свидания, Мария Петровна.
Николай подходит к Марии Петровне, целует ей руку, потом открывает чемоданчик и достает шарф.
Это Вам, Мария Петровна. Даша, а это тебе (протягивает ей духи). Французские! А это Леночке (Достает платье). Теперь все! Простите, что нарушил Ваш покой.
Мария Петровна. Николай! Ты никуда не уйдешь! Оставайся. Пообщаешься со своей дочкой, а то она пристала к этому Алексею. Все папой его называла, вот Даша и согласилась выйти за него замуж. Оставайся. Я хозяйка в этом доме. Оставайся!
Николай. Хорошо. Поживу немного, у меня ведь отпуск.
Мария Петровна. Вот и хорошо. Сейчас поужинаем. Чай попьем.
Даша. Мама! Что Вы делаете? (В слезах выбегает из кухни).
Мария Петровна. Ничего страшного. Поплачет и успокоится. Для нее твой визит это все таки шок. Я хоть и любила тебя, но ты же свинья. Ну, выгнали тебя из армии, Так ты еще и Дашу бросил с маленькой дочкой. А у нее экзамены в институте, дочка на руках, да и я приболела, в больнице лежала. Тяжело ей пришлось.  Ты же попросил, яко бы фиктивного развода, мол, одному легче устроиться. На суд не явился. Думал не разведут, а тут взяли и развели. Николай, как ты мог три года не писать. Мы тебя искали, но ты мотался по всему Советскому Союзу и тут на тебе явился!
Николай. Я лечился от алкоголизма. Да я признаю, я стал алкоголиком. Жил один. Когда встретил Дашу, мне было почти тридцать лет. Армии, общежитие, мужское общество… Что делать в свободное время? Только пить… А когда увидел Дашу, влюбился. Вы помните, Мария Петровна, что я не пил водку, пил только сухое вино и то не много. Но когда меня послали служить на дальний восток. Опять остался один, я очень скучал по Даше и запил. За это комиссовали. Я приехал бы к вам. Но я решил вернуться, когда меня восстановят в звании, когда я чего небудь  добьюсь. Мне стыдно было перед Дашей. Она училась, даже в академический отпуск не пошла после рождения Леночки. А кто я! Старый, лысый алкоголик. Думал, что не может такого любить, зачем я ей!...   
Николай опускает голову на руки. Замолкает, плечи его подозрительно вздрагивают.
Пауза.
Мария Петровна. Ну, что ты, Николай. Я знаю, Даша тебя любит. Я думаю, все образуется. Вот погостишь у нас, а там может все и наладится.
Слышен звук открывающейся входной двери. На пороге появляется Алексей, идет на свет в кухню. Замирает в дверном проеме. Николай встает из за стола. Немая сцена.
Алексей. Добрый вечер. Мария Петровна, у нас гости? Кто этот военный, познакомьте нас.
Мария Петровна. Это Леночкин отец, Николай.
Алексей. Мария Петровна, Вы ошибаетесь! Уже три года я являюсь отцом Леночки. Ей был всего годик, как я встретил Дашу. Леночка  меня любит и я ее люблю. Несмотря на то, что вы не разрешили мне ее удочерить, а Даша во всем слушается Вас, я все равно считаю Леночку своей дочкой. Мария Петровна, то же мне отец нашелся! Где же этот «папочка» был когда Даша Леночку в пеленках носила с собой в институт?! Где он был, когда Леночка лежала в реанимации в тяжелом состоянии?! А я в это время всю ночь дежурил под дверями.  Ушел бы ты, папаша, откуда пришел. А где Даша?
Мария Петровна. У себя в комнате.
Алексей. Я пойду к ней.
Алексей уходит.
Николай. Алексей прав, я виноват, я постараюсь искупить свою вину перед Дашей и Леночкой. Я не ожидал. Что Даша так быстро выйдет замуж. А Алексей мне понравился. Видно он тоже любит Дашу.
Пауза
Какой же я дурак. Сам, своими руками, разрушил свое счастье. Вы знаете, Мария Петровна, чем больше проходит  время, как я бросил Дашу, тем больше я о ней думаю, тем больше я ее люблю. Ее фотографию я все время нашу с собой.
Мария Петровна. Что было, то было. Прошлое не вернуть. Нам с тобой нужно подумать, что нужно сделать, что бы вы опять были вместе.
На кухню входят Даша и Алексей.
Даша. Алеша, знакомься, это Николай. Он скоро уедет. Ты не волнуйся. Давайте ужинать.
Ставит на стол тарелки, чашки, делает бутерброды.
Николай (к Алексею). Ты работаешь так поздно?
Алексей. Я работаю днем, а вечером учусь в институте. Пришлось перейти на вечернее отделение, ведь у меня семья. Двое детей и жена в декретном отпуске. Я еще по выходным дням вагоны разгружаю. Хорошо если дрова, то их разгружать легче и платят неплохо, а если известь или удобрения, то очень тяжело и ожоги бывают. Но я не жалуюсь. Учиться осталось один год. Работаю в домоуправлении, обещали дать служебное жилье.
Мария Петровна. Зачем вам служебное жилье. У нас ведь четырех комнатная квартира, всем места хватает.
Алексей. Поживем, увидим, хватит ли все места?
Молча пьют чай.
Пойдем Даша спать, завтра мне рано вставать.
Николай. А у вас шахматы есть?
Алексей. Есть.
Николай. Может в шахматы сыграем, выспишься еще.
Алексей вопросительно смотрит на Дашу, та молчит.
Алексей. Хорошо сыграем, видно мне сегодня не спать.
Даша уходит, Мария Петровна убирает со стола, Алексей приносит шахматы, вместе с Николаем расставляют их, Даша и Мария Петровна уходят.
В соседней комнате плачет Даша и про себя говорит.
Даша. Что мне делать? Ведь Николай у меня был первый мужчина, я до него не успела даже ни с кем погулять. Впервые поцеловалась с ним. Все самое первое у меня было с ним. Он служил, жили врозь, но я его ждала…  Я не могла поехать к нему в часть, я училась. В медицинском нет ни вечерних, ни заочных факультетов, хотелась окончить институт. Вот и закончила! Нельзя было жить врозь. Что мне делать? Ведь я обещала Алексею, что никогда не вернусь к Николаю. А сейчас жалею, что дала такое обещание. Что мне делать?! Ведь несмотря ни на что, я еще люблю Николая.
Занавес.

Действие второе.
Утро. Кухня. Николай и Алексей спят за столом сидя. Входит Даша. Глаза у ее красные от слез и бессонницы.
Даша. Мужья! Пора вставать. Леша, собирайся, тебе пора на работу. Ну кто из вас выиграл.
Мужчины потягиваются.
Николай. Ничья.
Алексей отзывает в сторону Дашу
Алексей. Я уйду на работу, а ты с ним уедешь. Ты же мне обещала, что к нему не вернешься. Что ты молчишь?
Даша. Для меня это все так неожиданно, ты пойми, ведь он все таки отец Леночки. Я его любила. Ведь я тебе не разу не сказала, что я тебя люблю. Ты просто воспользовался тем, что я не одна, что нуждалась в поддержке и помощи, Что тебя полюбила Леночка. Ты ей был очень нужен. Но я еще не полюбила тебя, Я тебя уважаю, Я даже родила тебе дочь, похожую на тебя. Я может, тебя полюблю… Но не сегодня… Нужно время.
Алексей. И сколько же тебе нужно времени, что разобраться в своих чувствах. Трех лет тебе было мало. Ладно, я еще подожду. Только не обманывай меня.
Алексей уходит, в скорости возвращается с грудным ребенком на руках, обращается к ребенку
Доченька моя, Ксюшенька, я тебя никому не отдам! Дорогая моя! Кровинушка моя! Солнышко мое рыжынькое.
Алексей уходит с дочкой на руках.
Николай уходит, в скорости возвращается с Леночкой на руках.
Николай. Леночка, а я твой папа. Я был далеко и вот я приехал к тебе. Я привез тебе красивое платье, апельсины, конфеты. Я хочу что бы ты с мамой поехала со мной.
Леночка. А папа Леша тоже поедет с нами?
Николай. Нет он останется дома.
Леночка. А Ксюшу мы возьмем с собой?
Пауза
А Ксюшу мы тоже возьмем с собой?
Николай (шепотом в сторону) Я бы не хотел. (Громко) Да, Да.
Все уходят. Входит Мария Петровна.
Мария Петровна (тихо, про себя). Да… Ситуация не из легких. Бедная Даша, как трудно ей на что то решиться. Но Леша ей не пара! Я уговорю ее уехать с Николаем. Скажу, что Ксюшу буду пока смотреть, а там может все хорошо образуется.
Готовит завтрак, завет всех к столу. Все молча рассаживаются и молча пьют чай.
Алексей. Я пошел на работу. Даша, проводи меня.
Даша и Алексей идут в прихожую. Алексей обнимает Дашу.
Алексей. Даша, дождись меня. Хорошо?
Даша кивает головой. Алексей уходит. Даша возвращается к столу. Мария Петровна уходит.
Николай. Даша, поехали со мной. Мне дали отдельную комнату в общежитии, я уже договорился о работе для тебя. Будешь работать в госпитале. Даша, я тебя люблю, я это понял когда протрезвел. Я иду по городу и в каждой встречной женщине хочу увидеть тебя, за одной незнакомкой даже шел целый квартал. Она была очень похожа на тебя… Ты приедешь и увидишь, что на стене висит твой портрет! Я увеличил нашу свадебную фотографию. Я хочу быть с тобой.
Пытается поцеловать Дашу, Даша отворачивается.
Я очень хочу тебя. Давай, я пойду  сниму гостиницу и мы побудем вместе. Я хочу видеть тебя, целовать…. Я не мог представить, что Алексей будет прикасаться к тебе, вот я придумал шахматы. Ты будешь со мной?
Даша. Я сейчас жена другого. Любовницей быть я не хочу. Я буду твоей только тогда, когда буду твоей женой. Я еще не разобралась в себе. Может у тебя есть дела в городе, то сходи. Мне нужно побыть одной.
Николай. Хорошо, я поеду в аэропорт покупать нам билеты.
Даша. Кому нам?
Николай. Тебе и Леночке.
Даша. А как Ксюша?
Николай. Я бы не хотел, что бы она жила с нами, что бы она напоминала мне, что ты была в близких отношениях с другим мужчиной. Твоя мама обещала мне присмотреть за Ксюшей.
Даша. Иди. Мне нужно побыть одной.
Николай уходит, Даша идет в детскую. Звонок в дверь. Мария Петровна идет открывать дверь. Входит соседка, Зинаида Ивановна.
 Зинаида Ивановна. Здравствуйте, соседушка. Что это за офицер вышел от Вас?  Может Николай вернулся?
Мария Петровна. Да, вернулся. Вот Даша и не знает, что ей теперь делать.
Зинаида Ивановна. Кобель Ваш Николай. Не знаю, почему он тебе так мил. Не разу за три года не написать, не позвонить. Может уже и в живых нет ни жены, ни дочки. Ой, не дай Бог, что я говорю. А тут явился… Гони его Мария в шею! Хороший муж попался Даше, пускай и живут.
Входит Леночка.
Леночка. Тетя Зина, а у меня два папы. Один военный, а другой – студент. Папа военный хочет меня забрать к себе, но я его не люблю, я люблю папу -  студента. У нас в доме прямо цирк. Целых два папы.
Леночка разводит руками и уходит.
Зинаида Ивановна. Вот и я говорю, что цирк. А ты Мария, не вмешивайся. Знаю я тебя, начнешь свои свои ультиматумы выставлять, не трогай Дашу, пускай сама решает. Пойду я, разбирайтесь тут.
Зинаида Ивановна уходит, раздается звонок в дверь. Мария Петровна впускает Николая.
Николай. Мария Петровна, я купил билеты на самолет, на сегодня, на вечер. Думаю мы сегодня втроем уедим. Мария Петровна, можно Ксюша у Вас поживет? Я еще не привык, что у Даши есть еще дочь кроме Леночки.
Мария Петровна. Хорошо, лишь бы Даша согласилась.
Открывается дверь,  входит Алексей.
Алексей. Даша, иди сюда.
Входит Даша.
Даша, мне дали служебную квартиру, правда, совсем маленькую, колясочную, переделанную под жилье. Но зато у нас будет своя квартира. Собирайся, поедим посмотришь.
Мария Петровна. Никуда она не поедет! Я не пущу! Что у нас места мало в четырехкомнатной квартире. И Леночку тебе не отдам! Моя внучка! Я ее лучше Николаю отдам, если Даша с тобой уйдет.
Даша. Ты, Леша, берешь нас троих: меня, Леночку и Ксюшу.
Алексей. Конечно. Леночка наша дочь, я ее никому не отдам.
Даша. Вот видишь, Николай, Алексей завет нас жить всех троих, а ты, двоих. Никуда я с тобой не поеду. Я лучше с Алексеем в колясочной жить буду.
Мария Петровна. Идите, идите, голые, босые…. Есть захотите, быстро вернетесь. Я вам ничего не дам.  Попробуйте начать все сначала. Самостоятельности им захотелось. Это ты Алексей подбиваешь Дашу. Так живите! Я вам не помогу ничем, не материально, не физически. Вот отец приедет из санатория, я ему запрещу.  Ноги моей не будет в этой колясочной!
Даша. Мама, успокойся. Мне твоего ничего не надо. Мы возьмем только наши вещи. Может только пианино, Леночка очень хочет научиться на нем играть.
Мария Петровна. Не дам! Я купила его для тебя. Купи и ты для своей дочки.
Даша. Ну не хочешь отдавать пианино, не надо. Только не обижайся на нас. Пойми, я хочу сохранить свою семью, я буду к Вам приходить, буду помогать по хозяйству, а с кем мне жить, я буду решать сама. Может, когда не будь, ты меня простишь и поймешь. Леночку я возьму с собой. Дети должны жить с родителями. Леночка любит и меня и Лешу, а к тебе будем в гость приходить. Николай, ты звал меня без Ксюши. Видишь ли, она напоминает тебе, что я была тебе не верна, а я была верна тебе. Но когда я встретила Лешу, я уже была свободной женщиной, и должна была устраивать свою жизнь и жизнь дочки. Алексей признал Леночку своей, а ты Ксюшу – нет! Уезжай, и забудь нас! Тебя не было три года, пускай не будет и всю жизнь. Мне ничего от тебя не надо. Строй свою жизнь заново. Я постараюсь тебя забыть. Моя жизнь, моя половина – Алексей.
Даша уходит складывать вещи. Николай стоит растерянный, Закрывает лицо руками, плачет. Из репродуктора раздается песня в исполнении А.Б Пугачевой «Не отрекаются любя».
Немая сцена.