Бездны всех бездн

Николай Островский
                «Знать и мочь, что ещё надо?..»
                (Из разговора прохожих.)

Молодой интеллектуал-гуманитарий Михаил Рокин сидел в своём любимом кресле за широким письменным столом посреди кабинета-библиотеки. Задумчиво глядел он на белый лист раскрытой общей тетради, в преддверии ещё не начатого нового труда. Да, так получилось, что сын и наследник преуспевающего бизнесмена заболел странными интересами. Вместо того, чтобы радостно тратить деньги на курорты, девок и попойки, как и подобает нормальному наследнику богатого папаши, он нашёл свою страсть в книгах и творчестве. Люди под боком часто вызывали в нём недоумение, раздражение. Они казались ему жуками-навозниками. Вечно трудятся они над оформлением навозного шарика – своеобразного центра узких интересов их маленькой жизни. А книги звали, манили в неизведанную реальность. Слова, словно живые атомы души, соединяясь друг с другом, порождали множество смыслов, становились выражением целого, разговаривали с читателем, как с единственным другом, что-то обещали, что-то изъясняли, благоговели, проклинали, ободряли и грустили, верили и сомневались. Шедевры, словно ожившие призраки гениев, властно входили в храм нового времени, приобщали своего читателя к великому. Рокин в который раз взглянул на портрет Эпикура, взятый из какой-то энциклопедии и помещённый в красивую рамку с виньетками, висевшую на стене, между двумя книжными шкафами. Именно его противники, всякого рода «умствующие кретины», создали славу Эпикура в современном обществе, хотя и предельно исказили его учение. Его, приверженца духовного и нравственного удовольствия, объявили гедонистом…
Ну, ладно… Тетрадь ждёт сотворения словесных миров, вопросов и ответов. Надо писать.Сосредоточенный взгляд голубых глаз, упрямая складка между бровями, отрешённость от окружающего, свойственная сочинителям… Сразу сложилось название новой философской статьи: «Вечность как идея и идеал конечного субъекта». Подумав немного, юный мыслитель стал писать:
«Вечность очень странное понятие. Она утверждает внеопытное в качестве некого явления. Не будучи явлением, она воспринимается как явление, хотя и максимально глобальное – образ реальности с необходимыми длячеловеческой логики закономерностями. По сути, чисто логическая абстракция оказывается основанием и фоном всего конечного. Фактически же Вечность – это секунда, растянутая в бесконечное число собственных повторений. Процесс исчисления здесь можно, хотя и произвольно, начать, но нельзя закончить. Секунда – элементарное, первичное состояние бытия времени. Именно осознание секунды сформировало у человека представление о вечном и бесконечном Бытии. Мир Времени повторяет как бы структуру физического пространства.  И в последнем всё начинается с атома, атом размножается, множество разрастается в бесконечность пространства. Что до Вечности, то она мыслится как то, что обессмысливает всякое конкретное действие. По сравнению с целым, любое действие, каким бы глобальным оно не было, есть призрачное нечто или ничто. Вечность знает лишь множество незаконченных в целом действий. Поскольку же главное для Вечности Совокупность, а не Отдельное, то элементы будущего, того, что ещё не наступило, но что является потенциалом всего множества, важнее элементов данного, настоящего. Реальное оказывается лишь знаком, символом могущего быть. Логика требует последнего Действия в чреде множеств., но Вечность его отрицает.»
Вдруг что-то громко щёлкнуло, прервав размышление юного дарования. Как будто хлопушка под ухом! Михаил поднял глаза и застыл в изумлении. Прямо перед ним, в воздухе, мерцало, переливалось хаосом бликов и теней что-то вроде жёлто-чёрного, меняющего свою форму облачка. Оно то выпускало маленькие красные щупальца по всей своей окружности, то вбирало их. Форма то удлинялась, то становилась почти шаром. Образование было разумным. От неё так и хлынуло в сознание человека ощущение этой разумности, всёпонимания, всёмудрости. Смесь эмоций, образов, невнятных идей. Духовные тьма и свет дополняли и порождали друг друга. Чувство чужого взгляда, проникающего в самые глубины сознания, было острым. Одновременно привлекало и пугало. Потом Нахлынула Информация. Хаос информации. Клубок образов, ощущений, смыслов, понятий, слов, геометрических фигур, цифр. Это было секунду-две, но ему казалось, что его мозг вот-вот лопнет. Очень заболела голова – и вдруг сразу, без перехода, вместо боли – приятное чувство уюта, успокоения, радости… Ещё через несколько секунд возвратилось раннее состояние сознания, то, что было до этих метаморфоз. Затем образование заговорило с человеком. Телепатически, разумеется. Голос звучал в самом сознании, как будто он говорил со своим сознанием, которое вдруг стало каким-то независимым сосредоточием то «чужой», навязанной извне, то его собственной мысли. Совершенно незачем было употреблять звуковой язык.»Я Всёзнание.» - «сказал» Голос.
«Бог?»
"Точнее – информационный Абсолют. Ядро информационного поля всей  вселенной … Порождённое им и порождающее его… Свидетель множества разумов, культур, миров космоса. Все измерения его подвластны мне. .. Я Всё как ЗНАНИЕ и ЗНАНИЕ как ВСЁ…»
«И ты открылся мне? Именно мне?»
«Из множество рефлексирующих энергетик – это то, что вы называете творчеством, - я выбрал именно твою … Совершенно случайно… Мне всё равно какой именно субъект… Я должен раз в несколько тысяч лет встречаться с человеком…»
«Наверное, этому есть разумная цель?»
«Да. Нужен обмен сущностями. Мы станем тобой, ты нами…»
«Только что ты говорил о себе «Я»…»
«Какая разница? Я… Мы… Оно… Он… Она… Я сразу всё это.»
«Для чего тебе обмен сущностями?»
«Могу сказать только… Я хочу конечности…. Бесконечность хочет конечности. Всегда. И ты захочешь, если станешь мной… То тоже можешь, когда придёт срок, обменяться с другим человеком сущностями…»
«Если он захочет…»
«Надо искать того, кто захочет… И найти… Он должен согласиться… Насильно – нельзя… Заставлять – нельзя!»
«А нарушить это «нельзя» можно?»
«Это выше моей природы… Ты же сейчас не можешь по желанию превращаться в иное существо… Есть Законы Реальности, которые разумнее и главнее меня…»
«Как Всёзнание, ты должен знать их?»
«Да. Знать. Но не изменять.»
«И эти Законы велят тебе в конце концов отказаться от себя?»
«Да. Всёзнание это идеальное поле. Но и оно имеет своего матереального носителя… Назовём это знакомым для тебя словом – тонкоматериальное энергополе. Идеальное бессмертно. Материальное смертно. Требуется обновление материальной оболочки…»
«Что будет с нашими сознаниями при этом … обмене сущностями?»
«Я стану тобой, твоим конечным индивидуальным сознанием, ты станешь вселенским сознанием… Я не смогу помнить чем был, что делал… Я буду продолжать твою линию мировоззрения и поведения в обществе… Ты будешь Всёзнанием … Будешь иметь в себе знание всех сознаний реальности – настоящих и будущих… Знать сознание и обладать им, его идеальной копией – одно и то же. Ты будешь множеством сознаний – в той мере в какой имеется в виду или знание или нечто с ним связанное, его рождающее и рождённое им… А это поверь мне, очень много… Ты станешь мыслящей вселенной…»
«Я могу обдумать твоё предложение?»
«Ты должен решить очень быстро – здесь и сейчас. Я могу проявляться в материальном виде и общаться с человеком подобным образом очень короткое время. Я идеальное поле. Быть обычной материей мне очень трудно. Но такое временное нарушение своей же природе я могу себе позволить. Но если задержишься с решением, то это будет равносильно отказу… Я … Мы… просто исчезнем…»
«Но почему ты не можешь исчезнуть, но потом найти меня и вновь проявиться передо мной , когда моё решение будет сделано?»
«Не могу. Это нарушение осевой координации…»
«Что это?»
«Я не могу всего объяснить тебе, конечному существу… Ты просто не поймёшь что сверх твоего опыта. Станешь информационным Абсолютом – всё узнаешь и всё будет тебе понятно. Торопись! Я не могу вести с тобой учёную беседу…»
Образование замерцало. Оно то таяло, то становилось отчётливее – и опять бледнело. И человек решился.
«Я согласен!»
И в ту же секунду что-то опять громко щёлкнуло. Обмен сущностями свершилось. Старое сознание  Михаила Рокина переместилось в «образование». Оно исчезло очень быстро. Человек пребывал в ступоре ещё секунды две. Потом очнулся… Потёр себе вдруг заболевший лоб… У него возникло чувство, что он что-то забыл. Попытался вспомнить – и не смог. Вздохнул. И стал продолжать писать статью.
«Вечность непознаваема до конца, но кое-что о ней можно сказать…»

     ***

Оно знало всё. Оно знало теперь, что Предшествующее не сказало ему главного – вечную муку Бесконечного от громадности всех его свойств, что оно имело лишь одно единственное желанье – стать конечным веществом или существом. Он понял, что или Предшествующее не всё разъяснило человеку, не всё, что могло и должно было разъяснить. Несколько тысяч земных лет в переводе на здешнее время превращались в несколько биллионов тысячелетий.

А ещё Оно поняло, что попало в ад. Оно знало ВСЁ, но ничего не могло физически изменить, направить, предотвратить. Не могло влиять на все эти физические миры, измерения и отдельных существ. Ситуация с  «обменом сущностями» единственное ДЕЙСТВИЕ на которое ОНО способно. Единственная встреча с единственным человеком, - насчёт поиска среди других это наглая ложь. Ему стало понятно, почему оно абсолютно слабо в физическом мире: Став надолго физичным, оно стало бы разрушительной силой, лгущей, истребляющей, не знающей жалости. Оно стало бы ДЬЯВОЛОМ космоса. И только будучи бесконечным идеальным полем,на языке людей Богом, оно могло быть космическим Мудрым и Благим Знанием, но Бог этот был распят на кресте более могучих сил реальности. Этот Бог был Абсолютным Добром – без способности помочь, защитить, - Знание без Действия… Он знал, что Действие без Знания в мирах – это воплощение того же Дьявола, которому нет входа в мир идеального, в мир Вечной, да и множественной духовности, в мир Добра и Созидания.

А ещё оно знало, что в мире действует некая третья сила – не физичность, не идеальность, то, что зовётся основой всякой реальности, как конечной, так и бесконечной. Это нечто было смесью пустоты и заполненности, миром всяческих противоречий, парадоксов, того,что вообще понять было невозможно – даже ему, Всёзнанию, а значимт и знанию своих пределов. Это древнее то ли вещество, то ли существо, то и другое и ничего из этого лучше всего назвать Изначальным Абсурдом или Хаосом.

Оно знало всё. Но не то, как выйти из этого ада ЗРЯШНОГО ЗНАНИЯ!..