Кот на крыше, макияж и другие чудеса в Валтошино

Юрий Красавин
СОСЕДСКИЙ ПРИМЕР

Как старая русская деревня Валтошино в районном конкурсе благоустройства победила

В этом году в Старорусском районе вновь прошел конкурс по благоустройству территорий.

Самой чистой и благоустроенной была признана деревня Валтошино. Её жители впервые приняли участие в таком виде соревнования и… сразу победили. Диплом отправился старосте Валентине Даниловой.

— Мы очень рады за наше древнее русское поселение Валтошино, — рассказал глава администрации Наговского сельского поселения Виктор БУЧАЦКИЙ. — Благодаря этой победе, кстати, получим пожарную помпу, столь необходимую для противопожарной безопасности. Это, поверьте, существенная прибавка к нашему скромному бюджету.

Миллион как крошка

В год на благоустройство, которое включает в себя и ремонт дорог, и прокладку линий электропередачи, и чистку колодцев, и другие хозяйственные нужды, на каждого жителя в Наговском сельском поселении из бюджета выделяется лишь по 540 рублей. Всего получается чуть более двух миллионов на административное образование, состоящее из 66 сел и деревень. Половина из этой суммы, как рассказал глава, уходит на оплату уличного освещения, причем его катастрофически не хватает, и практически все жители местных деревень требуют прибавки столбов.

Остается ещё миллион. Этого хватит, например, на то, чтобы поставить уличные столбы около школы в Нагове — хотя бы детям светло будет, а об остальных насущных задачах пока придется забыть. Вот почему так важна инициатива самих граждан по наведению порядка вокруг своих домов.


Лубочный выход

Валентина Яковлева, заведующая орготделом в Старорусской районной администрации, считает, что Валтошино победило вполне заслуженно. Эта деревня давно слывет «чистюлей», на её улицах трудно найти мусор, но выиграла она не по славе, а по строгим критериям отбора самых последовательных, настойчивых и предприимчивых. Кстати, как только было объявлено о победе Валтошина, в редакцию позвонил житель Старорусского района Юрий Шабаров. Он горячо поддержал решение комиссии. «Я давно уже знал, что Валтошино — это особое село на нашей карте, — сказал он. — И люди там живут очень интересные».

У неё такой характер...

Мы побывали в Валтошине, чтобы попытаться понять, почему у деревни сложился такой характер. Ехать туда пришлось семь километров в сторону от главной трассы, что ведет из Великого Новгорода в Старую Руссу. Старообрядческое поселение, известное по рукописям с начала XVIII века, удивляет с первых метров своей территории. Здесь на въезде и выезде установлены две «глазастые» копны сена в рулонах. Сверху у них повязаны косынки — и от дождя полиэтилен закрывают, и веселый вид придают. И так у каждого двора. Один хозяин выставит чучело, одетое по последней моде, другой встретит гостей стилизованным на малороссийский лад мостком через канаву, третий выставит сучковатого воина у ворот...

— Чудачествами занимаемся давно, а вот серьезно принялись за дело только нынче, — рассказала староста деревни Валентина ДАНИЛОВА. Она здесь действительно неформальный лидер. Собрала с каждого двора в этом году по три тысячи рублей и пригласила рабочих починить колодец. Теперь он крашеный, как новенький. На оставшиеся средства сельчане продолжили проводку уличного электричества.

Улица в Валтошине одна и расположена, что интересно, не вдоль, а поперек автодороги на Бахмутово. Как будто наперекор той судьбе, что уготовила ей тяжелая макроэкономическая обстановка в российском сельском хозяйстве: кооперативы здесь выживают редко, работы нет, а потому и опереться в деле социального развития не на кого. Разве что пенсии помогут, но они у всех разные. Кто-то хорошую заработал, и ему нетрудно выделить часть средств на благоустройство родного села, а кто-то ждет не дождется, когда почтальон очередное пособие по старости принесет. Так, например, коренная жительница Валтошина Прасковья Шашина призналась, что живет от пенсии до пенсии, причем почти все деньги отдает в автолавку, что приезжает два раза в неделю. Годы работы в колхозе не позволяют ей жить на заслуженном отдыхе с достоинством. Другое дело — приезжие мужички: у них и жизненный опыт богаче, и пенсия посолиднее. На таких теперь деревня и держится, на них вся надежда.

Пусть светит

На зиму в Валтошине  остаются  жить немногие. Не более чем в семи домах дымят трубы да мерцает огонек в окнах. Теплые квартиры у большинства имеются в Великом Новгороде и Санкт-Петербурге. Тем же, кто остается, хочется, чтобы и в мрачные зимние месяцы на их улице было светло, как в городе. А потому отставной сыщик Константин МОИСЕЕВ, когда сослуживцы спросили его, что подарить на юбилей, заказал уличный фонарь. Его он собирается установить на столб, что рядом с домом — пусть всем светит. Летом же он добровольно, по своему почину косил траву. За околицей у Моисеева посажены в рядок елочки — пусть растут, да пруд вырыт, и карпы туда запущены — пусть плавают.

— Мне не надо, чтобы субботники там объявляли, чтобы все вместе, — рассказал он. — Как есть настроение, так взял технику — и пошёл работать на общее благо. Сейчас ведь с косилками нет проблем. Любой инвентарь для сада и огорода купить можно.

В доме у Юрия ВОЛКОВА, в прошлом судового механика, невозможно открыть или закрыть дверь, сундук или ларец, чтобы не соприкоснуться с прекрасным. Каждое лето к нему из Северной столицы дочь приезжает и каждое пространство расписывает в лубочном стиле гуашью. Такая красота начинает радовать как хозяев, так и всех односельчан, кто в гости зайдет. А хороший пример, он тоже заразителен. Посмотрел Волков на своего соседа, да и тоже деревья за околицей стал сажать. Ему больше всего нравятся стройные красавцы сибирские кедры, а ещё дубы.

— В нашем краю должен хорошо расти дуб, — говорит Юрий Леонидович. — Это же исторический факт, что когда царь Петр I стал строить российский флот, то Перуново дерево на новгородской земле вырубили. На смену ему пришли осина да елка.

К деревьям у Юрия Леонидовича вообще особое отношение. Например, упала у дома липа — другой хозяин распилил бы сухостой да сжег в печке, а он включил фантазию и заметил, что от ствола отходят ручки и ножки, да и вообще это — воин, способный порадовать каждого прохожего у ворот дома. Там и стоит он с мечом и забралом. А в огороде такое же дерево теперь — и змий, и лавочка.

Соседи напротив, посмотрев на волковские чудачества, нарядили пугало в модный молодежный прикид. По идее, тряпочное создание должно ворон отпугивать, но птицы почему-то перестали бояться молодых людей, созданных визажистом Вадимом Паниным. Тем не менее на огороде их оставили — для декорации.

Когда у соседей всё в порядке, то и самому хочется прихорашиваться. Единственное, чего мы не выяснили, так это кто первый из валтошинцев начал подавать пример в благоустройстве. Инициатива здесь, похоже, по кругу ходит.