Опять дети и опять дорога

Александр Ручко
     Давайте не будем забывать о том, что уже живем в 21 веке, и развитие современной цивилизации неразрывно связано с увеличением проблем безопасности человека. Мощь новых технологий и технических средств растёт несоизмеримо быстрее, чем способность и умение человека управлять ими и контролировать их взаимодействие на собственную жизнь. Бурное развитие автомобилестроения в контексте формирования новых общественных ценностей, резкой интенсификации и технологизации жизненного пространства привело к ситуации, когда созданный человеком высокоскоростной, мощный современный автомобиль, позволяющий экономить время, сжимать пространство, получать удовольствие, при этом, одновременно оказался, самым массовым убийцей нового тысячелетия - переплюнув по количеству ежегодных жертв даже огнестрельное оружие.  К сожалению, дети и подростки первыми испытывают на себе его действие.
     Естественно, огромное количество жертв и пострадавших на наших дорогах вызывает всё большую тревогу общества. Замечу, Украина в десятке лидирующих стран по этому виду смертности в Европе.  И, к великому сожалению в обществе, рост понимания того, что ребёнка следует раньше учить противостоять этой разрушающей силе, не поспевает за достижениями цивилизации.
     Увеличение интенсивности дорожного движения, постоянно большое количество травмированных и погибших, в том числе, как ни печально, и детей, ставят задачу интеграции усилий всех заинтересованных организаций и ведомств в деле предупреждения ДТП. Важное значение в решении данной проблемы имеет формирование культуры поведения на дорогах, которое начинается в самом юном возрасте и продолжается в течение всей жизни.
     Дошкольный возраст детей наиболее благоприятен для формирования навыков и привычек. Как известно, безопасность пешехода во многом зависит от соблюдения ими правил поведения на улице. Взрослого человека в сложной ситуации улицы выручает инстинкт самосохранения, ловкость, быстрота реакции. К сожалению, малыши этими качествами обладают далеко не в полной мере. Оказавшись в критической ситуации, дошкольники не всегда могут принять правильное решение, тем более, если они слабо знают правила дорожного движения, хотя и родители и школа просто обязаны дать им эти знания.
     Говоря о причинах дорожно-транспортных происшествий с участием детей, психологи часто упоминают слово - «привычка». Как правило, речь идёт о негативных привычках, а вернее об отсутствии положительного опыта.  И тут «незачет» именно школе.
     Собственно привычка - это поведение человека, закреплённое многократным повторением. Привычка останавливаться перед проезжей частью, осматривать её слева и справа с поворотом головы, переходить дорогу только в установленном месте, заботиться о своей безопасности может появиться только в результате ежедневной, кропотливой работы, когда полученные детьми теоретические знания по ПДД обязательно закрепляются многочисленным, систематическим практическим повторением. Если обратить внимание на наши среднестатистические средние школы, то едва ли вы найдете в каждой -  детский городок по изучению правил дорожного движения… а ведь раньше они был такими же обязательными как стадион и беговые дорожки!
     Вслед за учителями, расслабились и родители, которые видимо в надежде на то, что «в школе все расскажут», упускают из вида эту «домашнюю работу». Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребёнку: »Стой, дорога!», то останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя из автобуса, вести ребёнка до пешеходного перехода, то такой маршрут станет для него привычным. Учитывая возрастные особенности детей, наличие положительных привычек для них явление жизненно необходимое, по-другому это называется – навыки безопасного поведения на дороге.
     Детские психологи советуют - чтобы выработать положительную привычку, не обязательно вести ребёнка к проезжей части. Это можно сделать и в группе, при проведении занятий по правилам дорожного движения, имея минимум дорожных символов и атрибутов. Собственно то, о чем я говорил выше. Но школы давно упустили эту проблему из виду, сведя все к «вычитке» скучных теоритических часов. Тут школьники не всегда на физкультуру ходят, а мы хотим, что бы они выработали у себя положительные привычки на дороге, да еще при таком халатном подходе со стороны отечественной школы.  Иначе как пояснить статистику детской смертности на наших дорогах?
      Необходимо признаться самим себе, что программа обучения детей ПДД в современных средних украинских школах отстает от  современной реальности.  Ребенок часто не усваивает, в должной степени, скучный монолог учителя, если ему это не интересно.  Да и нынешняя программа обучения не учитывает многие факторы.  Например – мы забываем о том, что  большинство современных  детей с большим трудом могут дать правильную оценку увиденной дорожно-транспортной ситуации и не способны быстро принимать решения, как взрослый, соразмерять скорость движения автомобиля с тем расстоянием, на котором этот автомобиль находится от него.  Кроме этого, они еще не способны предугадать все возможные варианты поведения водителя. Более того, в экстремальной ситуации, и вообще в случаях, когда ребенок поставлен перед  моментом, в котором нужно принимать быстрое решение, он легко впадает в состояние безысходной опасности, незащищенности, он просто теряется.
     Чем труднее ситуация для ребенка, и чем большую надо проявить ему сообразительность и скорость в принятии решения, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе. И, таким образом, развивается замкнутый круг: чем опаснее ситуация, тем ребенок медленнее и неправильнее принимает решение. Многие из этих затруднений испытывают не только дети дошкольного возраста, но и школьники старших классов. И я уверен, что при написании школьной программы за консультацией к детским психологам никто не ходил.
     Анализ общеевропейских статистических данных показал, что 95% наездов на детей происходит в 30 одних и тех же, повторяющихся, типичных ситуациях. Всего лишь 30 ситуаций -«ловушек», которые до сих пор не умеют распознавать и прогнозировать ни дети, ни водители, ни родители!  Совершаемые ошибки часто повторяются потому, что лишь одна из 200 ошибок «наказывается» испугом.  Остальные 199 невольно закрепляются в сознании человека как допустимые или даже правильные действия. Таким образом, формируются и закрепляются ложные и опасные навыки и привычки, которые, в последствии,  могут привести к трагедии.
     Психологи подсчитали, что в среднем, из 400 типичных ошибок ребенка, одна, может привести к гибели или серьезной травме под колесами. Но даже такое соотношение приводит к высокому уровню детского дорожно-транспортного травматизма.
     Я убежден, что привить детям навыки безопасного поведения на улице, только рассуждая об осторожности и пугая статистикой - нельзя. Безопасному поведению надо учить с позиции,  как пешехода, так и водителя, что бы ребенок мог предугадать поведение водителя в экстремальной дорожной ситуации со своим участием. При этом я считаю, что обращаться к детям следует простым, доступным языком, с применением всех наглядных современных технологий. Чужих детей на дороге нет…